ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Cтарец Василий Чадин
  - Старец Нафанаил Псково-Печерский
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - "Окно души", Н. Матэф
· Монастырская хроника (обновлено)
  - "Вышу можно променять только на Царство Небесное". Путевые заметки Т. Веселкиной
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка
· Ведущий журнала (обновлено)
  - "Платить за миссионерство приходится кровью...", интервью Б. Гурова с иноком Всеволодом
· Актуальная тема (обновлено)
  - Не утратить аромат истинного Христианства
  - "О положении современных пустынножителей Абхазии", С. Серюбин
  - "За что русский народ наказывается?", еп. Макарий Томский
  - "Размышление о судьбах России и Русской Церкви после 1917 г.", Н. Шевельчинский
  - "Об анафеме на экуменизм", инок Всеволод
  - "Дом трудолюбия на Брайтон-Бич", П. Немировский
· Библиотека (обновлено)
  - Еп. Митрофан Бостонский, "В защиту правды", США, 1983 г.
  - "Русский Инок" №15, Август 1912 г.
· Архив (прежние номера журнала)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Валаамское стояние

О делании умном и... безумном

Небесные силы и наша современная жизнь

Ангел покаяния

О двух тайнах

Осознание

Жестокосердие

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Духовная поэзия

Почва (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)


           
  №44 (207) Апрель, 2006

Святитель Феофан: "ВЫШУ МОЖНО ПРОМЕНЯТЬ ТОЛЬКО НА ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ"
Путевые заметки


Татьяна Веселкина


Мехи ветхие и мехи новые: нынешние насельницы Вышенской обители

Вот и отметили вышенские монахини, послушницы, а с ними и весь местный верующий люд и многочисленные паломники день памяти Вышенского святителя-затворника Феофана. Шестнадцать лет назад бывший мужской монастырь со строгим уставом, что расположен на правом берегу реки Выши, в получасе езды от тихого заштатного городка Шацка, был возвращен православным, и Промыслом Божиим возрождать оскверненную святыню суждено было монахиням. Но места в монастырских стенах, занятых психиатрической больницей, им не нашлось, и первые его насельницы игумения Нонна и монахиня Феофания, поселились в трех километрах от пустыни, на Быковой Горе, в бывшем имении помещиком Нарышкиных.

- Нагрешишь с этими дорогами, - бурчал больничный шофер, когда мы с последними лучами солнца пробирались в Вышенскую пустынь. Автобусы не ходили, а "уазик" оказался единственным транспортом, на чем меня к закату наконец-то отправили на Вышу.
Миновали дорогу Москва - Самара.
- Эта построена на костях человеческих, - ввел меня в курс врач Шацкой психиатрической больницы. - Строившие ее в 50-е годы заключенные жили впроголодь: много их тогда тут полегло…
За поворотом - величественный когда-то храм. Сейчас - "величественные" руины. - "Уазик" резко подпрыгнул на очередном ухабе.
"Скакали" мы еще около часа. Насмешкой справа показался асфальтовый завод…
Чуть побрызгал дождь, но радуга не повисла коромыслом, а угодила с небосклона прямо в лес. Говорят, этот лес тянется километров сорок на юг, соединяясь с Мещерой, а другая сторона его уходит на Урал.
Притормозили у святого родника. Спускаешься к нему - и утопаешь в аромате трав и диких яблок, нечаянным движением смахнешь росу с травы, и вдалеке, прямо перед собой в розовом облаке видишь затерявшуюся в луках церковь в селе Шаморга.
Такой же родник бьет из-под слоя щебня совсем недалеко и от самого монастыря. Земля тут бедная, песчаная. В 50-е годы прошлого столетия, во время хрущевских реформ, население там значительно сократилось. Люди ушли, да так и не вернулись. Остались от запустевших сел лишь поэтичные названия: Желанное, Завидное… А в самом поселке Выша народ держится в основном за счет лесокомбината и психиатрической лечебницы.
…Душу больше не трясло: благотворители выложили дорогу до обители асфальтом, и через несколько минут машина уже подъехала к воротам без вывески, из-за которых величественно вставали купола.
…Летописи свидетельствуют, что на настоящем месте обитель существует с 1625 года и была устроена по грамоте "великой старицы инокини Марфы Иоанновны". Но сам монастырь - в ту пору еще деревянный - ранее находился в восьми километрах от настоящего, вверх по реке Выше, на левом берегу. Когда монастырь сгорел, насельники его пустили по реке икону Казанской Божией Матери, и где она пристала, была заложена обитель новая.
По хранящемуся в здешних местах устному преданию, переходу монахов на новое место предшествовали и чудесные явления. Старцам-инокам виделся в этом месте свет, алетом монастырский скот уходил с пастбища и пасся без присмотра в непроходимых лесах, где в то время водилось множество диких зверей. А посему иноки были убеждены, что это место назначено для обители.
В 1761 году на территории его соорудили первую церковь - Успенскую с приделами во имя Святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского, а в XIX веке - трехпрестольный Казанский храм.
Особого расцвета Вышенская пустынь достигла в конце XIX столетия, когда настоятелем ее был архимандрит Аркадий - мудрый строитель и ревностный служитель. За 45 лет настоятельства архимандритом Аркадием был построен Христорождественский собор - пятикупольный храм, напоминающий Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, достроены и полностью отреставрированы другие монастырские постройки. А для местных ребятишек отец настоятель выстроил - по совету и благословению святителя Феофана - школу.

Святитель-Затворник

Слава и известность пришла к обители во время 28-летнего пребывания в ней святителя Феофана Георгий Говоров - таково было имя святителя в миру - родился в 1815 году в семье священника села Чернавское Орловской губернии. Стремление к иноческой жизни привело его в Киево-Печерскую Лавру, где он принял монашеский постриг и наречен был Феофаном. Выпускник академии, он всю свою земную жизнь помнил слова лаврского духовника старца Парфения: "Вот вы, ученые монахи, набравши себе правил, помните, что одно нужнее всего: молиться - и молиться непрестанно умом в сердце Богу".
Спустя десятилетия, уже в сане Тамбовского архиерея, он посетил Вышенскую пустынь.
"Вышу можно променять только на Царство небесное!", - изрек святитель Феофан и, испросив благословения уйти на покой, избрал для подвигов духовных, уединения и молитвы этот святой уголок.
Сначала святитель ходил ко всем службам вместе со всей братией, по большим праздникам служил сам. А спустя шесть лет ушел в затвор: сам соорудил с келлии церковь, вырезал иконостас, сам написал иконы и освятил свой храм в честь Богоявления Господня. Этот праздник, по-гречески именуемый "Феофания" и созвучный его имени, святитель особо почитал.
Святитель постоянно пребывал в молитве, остальное же время посвящал литературно-богословским трудам. В кабинете его была собрана огромная библиотека. "Писать - это служба - Церкви нужная", - говорил святитель.
С желавшими получить его совета святитель Феофан до конца своих дней общался посредством переписки. Из Вышенской пустыни от знаменитого отшельника вышла не одна сотня учительных писем о вопросах веры и жизни, отличающихся необыкновенным изяществом слова, изумительным богатством сравнений, дивной простотой и сердечностью.
Ежедневно во всех концов России на Вышу приходило до сорока писем. За советом и утешением к святителю обращались все - от сановника до простолюдина. И святитель чутко улавливал духовные потребности писавших, не жалея сил, обстоятельно разъяснял все вопросы и недоумения.
…Свеча жизнь святителя Феофана постепенно догорала. 6 января 1894 года около 4 часов дня святитель мирно отошел ко Господу в день престольного праздника своего келейного праздника в честь Богоявления Господня. Погребен он был в Казанском соборе, за колонной напротив Владимирского предела.
В 1988 году на Поместном Соборе РПЦ святитель-Затворник был причислен к лику святых. Его святые мощи, еще до прославления обретенные иноками Троице-Сергиевой Лавры и несколько лет хранившиеся там, были переложены в резную вызолоченную раку и поставлены для поклонения в Сергиевском храме села Эммануиловка.

В обитель на "постой"…

В 20-е годы прошлого столетия участь, постигла большинство русских храмов и монастырей, не обошла и Вышу. В 1924 году там расположился клуб детского городок. Но Христорождественский храм продолжал служить как приходской до 1938 года. Вскоре в стенах обители разместился лесхоз. А еще позже - свиносовхоз. Рассказывают, что однажды обнаружили, что не хватает ведер, чтобы кормить свиней. И тогда кто-то предложил ободрать купола Успенского собора. Из них сделали бадьи для раздачи свиньям корма. Кое-кто из сторожилов говорили и так: ободрали купола и пропили…
В 1938 году в обитель въехала психиатрическая больница. И всего-то обитало там 20-30 больных, зато во время Второй Мировой число их увеличилось до 300: привозили и из Ленинграда, и даже из Польши.
В 1960 году в больнице проживали уже 800 человек. Почему проживали? Да потому что людей сюда, как правило, привозят, но назад уже не забирают. Здесь они и кончают свои дни.
Главный врач и его заместитель долгие годы проживали тут же, в настоятельском корпусе. В монашеских келлиях получали "государственные" квартиры врачи; здесь же и по сей день располагаются больничные палаты.
Оказывается, что-то перегородив, что-то перестроив - и вот келлия уже превращается в относительно благоустроенную по местным меркам квартиру или… убогую палату. Эффект кинодекорации…
В первый мой приезд на Вышу на ночь меня поселили в располагавшейся когда-то в монастырской башенке келлии. Двадцать восемь ступенек вверх. Миниатюрная площадка, на которой едва устоишь, отпирая старинный амбарный замок Ярая лампочка под потолком. По углам - киоты для икон. По ночам в сводчатые окна бьются летучие мыши.
Из окошка разглядываю монастырскую дорожку, местами вымощенную булыжником; камни, по которым с молитвой ступали иноки. Сейчас, утыкаясь в старинные валуны, неспешно щиплет траву "больничный" жеребенок.
…Аккуратно скошена трава с голубыми глазами цикория и рядом - такие же скошенные главки соборов. Лишь по углам уцелели башенки, а на них - невредимы - флюгеры. Все как в жизни.
...Больничный корпус. Мало что видно сквозь сталинитовые стекла - небющиеся, еще монастырские. В сводчатых келлиях больничные палаты на 15-20 человек каждая. Даже по "старым" стандартам на одного больного полагалось 7 с половиной метров площади, на деле выходит около двух с половиной. Это, считай, одна кровать. Больным даже ноги некуда опустить.
А случись что, засуетится единственная медсестра: подойти к больному не просто, и побежит со шприцем в руках по другим кроватям (читай, по телам других больных…)
Спят больные с включенным светом. У меня же сложилось впечатление, что за сталинитовыми стеклами вообще не спят. Поздней ночью за светящимися в темноте окнами слышались голоса: там потерян счет времени и жизнь течет по своему, неведомому нам, времени. Где неделя идет за год. А может, и наоборот…
…В душных помещениях мечутся полупризраки-полулюди: одетые и нагие. Один, как заезженная пластинка, просит закурить, другие мычат, кто-то нечленораздельно стонет, всем тщедушным своим тельцем зарывшись в подушку.
Вот бритоголовый держит перед собой что-то зажженное: то ли спичку, то ли свечку… Я отпрянула. Он обернулся. Свет обозначил его профиль… А вокруг все было тихо. И я подумала: есть у ночи дивное свойство - скрывать всё и вся. Лишь на темнеющем небе вырисовывались своды. Но и они - "безголовые", словно скошенные...
…А выйдешь за ограду - красота-то какая! Идешь сквозь лес, по песочку, к святителю в соседнюю Эммануиловку, в деревянный храм преподобного Сергия. Вековая роща, что была здесь во время расцвета обители, не сохранилась. Рассказывают, что в те годы братия посыпала дорожки песком, да так, что ни одной иголочки с елочки видно не было - такая даже в лесу была чистота!


Казанский собор Вышинской обители

Сестры

Их в обители шестнадцать. Настоятельница - игумения Нонна (Знаменская) - приняла иноческий постриг еще в 1962 году от духовного своего отца, отправлявшегося в тот год на далекий Афон. В тайном постриге Нина Борисовна Знаменская много лет проработала в миру старшим инженером на одном из Рязанских заводов.
С открытием обители в монастырь приехала и ее сестра-близняшка - инженер по ракетной технике Дина Борисовна Знаменская, принявшая постриг с именем Варвара.
Первое время богослужения совершались на Быковой Горе в переоборудованным под храм пищеблоке. А в 1993 году внезапно провалился купол Успенской церкви, которую занимала психбольница. Все, кто в тот момент видел храм-бедолагу, в один глосс заявляли, что "не жилец он более в обители". Но у Господа - Свой Промысел. Сердечная молитва сестер, помощь небесного покровителя монастыря и добрые, умелые руки вернули храм во всей его былой красе и достоинстве. Так, нежданно-негаданно устроилось святителю место упокоения, а сестрам - дом Пресвятой Богородицы и место для молитвы. Каждое утро торопятся они "ко Успению" на молитву, а по завершении богослужения отправляются на послушания: на пастбище, в огород, на скотный двор, в пошивочную мастерскую, просфорню, хлебопекарню…
На утреннее и вечернее правила сестры отправляются в Успенский храм, а каноны и поклоны монахини исполняют келейно. Главным в обители матушка игумения считает, прежде всего, поддержание между сестрами духа мира и любви.
Потому знайте: в лесах, что растянулись по земле рязанской и уходят далее на землю тамбовскую, каждый день, и не один раз на дню, возносят свои молитвы о страждущих, путешествующих, недугующих, плененных и о спасении всех монахини Феофания, Варвара, Наталия, инокини Тавифа, Корнилия, Иувеналия, послушницы Татьяна, Татьяна и еще одна Татьяна, а с ними - игумения Нонна со всеми сестрами обители.

Возвращение

24 июня 1991 году во время первого посещения Рязанской епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II его ждали в Вышенской обители. За несколько дней до предполагаемого визита по распоряжению местного партийного руководства на Быкову Гору прислали бригаду рабочих - обустраивать дорогу. Дорогу расчистили, разровняли, расширили. Для этого пришлось скосить 50 гектаров семенного проса. Мосты покрасили. Работу принимал сам первый секретарь обкома КПСС! Но дело каждого обнаружится, "ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их" (1. Кор., 3, 19). Машина, на которой ехал первый секретарь, застряла по дороге, а просо вновь взошло и зазеленело. И тогда приняли решение не показывать Святейшему разоренную и обезображенную обитель, а отправить его на вертолете прямо в Эммануиловку - помолиться у мощей святителя.
Из психбольницы - на всякий случай - убрали людей, но народ-простец ждал Патриарха. В день намеченного приезда Предстоятеля РПЦ у ворот обители-больницы восседал - в новом костюме и шляпе - старец Алексий, постоянный прихожанин храма, из тех, кому на старости лет податься некуда - ждал Патриарха.
Но партийное начальство сделало все, чтобы не допустить Патриарха на Вышу.
С тех пор местные жители каждый год ожидали приезда Патриарха: челом бить о перенесении святых мощей столь любимого и почитаемого святителя-затворника в чудом воскресший Успенский храм обители. А народ здесь светлый. Спросишь местных: что есть вера? - они, не задумываясь, попросту ответят, что вера - это, прежде всего, совесть.
…А когда местный люд уже перестал ждать Патриарха, тут и второй визит Святейшего на Рязанскую землю по Промыслу Божию устроился. Значит - дождались. Значит - время пришло.
- Планируя посещение Рязанской епархии, - рассказывал автору Святейший Патриарх Алексий II, - мне хотелось посмотреть, какие перемены произошли на Рязанской земле за время моего предыдущего визита 11 лет назад.
Начальство за эти годы сменилось, а на программе патриаршего визита это никак не отразилось.
- Сначала мне предложили повторение моей программы 11-летней давности, - говорил Патриарх Алексий. - Но мне пришлось самому ее откорректировать. Я думаю, что уже настало время сделать монастырь на Выше духовным центром Рязанской епархии. А для этого нужно было перенести туда мощи святителя Феофана Затворника, который жил там и там был погребен. А так как изначально перенесение мощей на Вышу в ближайшее время не планировалось, я вынужден был позвонить губернатору и сказать, что настало время возрождать Вышенский монастырь в полной мере.
30 июня 2002 года около 10 тысяч паломников со всей Святой Руси, из Грузии, со Святой Горы Афон собрались на это духовное торжество. Прощальный молебен у мощей святителя отслужили в Сергиевском храме села Эммануиловка, после чего крестный ход, возглавляемый архиереями, духовенством со всей страны, настоятелями 259 храмов Рязанской епархии двинулся в путь - на место, избранное для д3уховныхподвигов боголюбивой душой святителя-затворника. Ныне мощи святителя Феофана почивают в Успенском храме Вышенского Успенского женского монастыря.
…Самоотверженная любовь была в святителе Феофане той особой нравственной силой, которая влекла к нему современников и продолжает привлекать к его памяти. Но при всех своих добродетелях и достоинствах святитель-затворник по смирению своему считал себя ниже всех: "Я вот и книги читаю, и пишу, а нет у меня ничего похожего на то, что творили угодники Божии… Мне вообще приходит на мысль, что люди являются не совсем хорошими так - невзначай, а на самом деле они хороши. Поэтому лучше и вернее всех считать святыми".

2005 г.

 
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.