ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - "Молитва Иисусова" Иерей Димитрий Каплун
  - "Игумен Никон Воробьев" С. Девятова
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - "Русское сердце в поисках идеального героя. Размышления в связи книгой "Начальник тишины"" М. Аллио
  - "Лампады" Стихи О. Османова
  - "Свобода воли или неодолимость инстинкта" Д. Василевский
· Монастырская хроника (обновлено)
  - Джорданвилль глазами паломника 1951 г.
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка
· Ведущий журнала
· Библиотека (обновлено)
  - "О монашестве" Архиепископ Аверкий (Таушев)
  - "Русский Инок" №1, Январь 1912 г.
Архив (прежние номера журнала)
· Наши координаты

ЗВУКОЗАПИСИ
Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)

СТАТЬИ
Валаамское стояние

О делании умном и... безумном

Небесные силы и наша современная жизнь

Ангел покаяния

О двух тайнах

Осознание

Жестокосердие

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Почва (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


           
  №30 (193) Февраль, 2005

ДЖОРДАНВИЛЛЬ ГЛАЗАМИ ПАЛОМНИКА 1951 ГОДА


Современный вид Свято-Троицкого монастыря зимой

Что такое Православие?
Это - Христианство в неприкосновенном его виде, каким оно было тысячу лет тому назад, до отделения от него католичества, а затем и последующих отделений, все дальше уводящих от первоначального Христианства.
Россия получила Христианство от греков, из Византии, но получила его на понятном для себя языке, так называемом церковнославянском. Это был обработанный св. Равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием древле-болгарский язык, на который они, за сто лет до Крещения Руси св. Равноапостольным князем Владимиром, перевели Богослужение и Священное Писание. Сделали они этот перевод первоначально для Моравии, но расцвела Церковно-слаянская культура в Болгарии и оттуда перешла на Русь.
Все остальные славянские страны впоследствии или втянуты были в жизнь Запада и приняли веру Римо-Католическую, или стали жертвою турецкого владычества, как и сама Византия. Одна лишь Россия, превратившись в Великую Державу, пронесла Православную Веру чрез все исторические испытания, ей выпавшие, и стала хранительницею Православия в мире.
Так было до самого последнего времени, пока Россия не стала жертвою Революции, сбросившей Царя, преемника Императора Византийского, хранителя Веры, а потом ополчившейся и против самой Веры. Водворившись в России, коммунизм стал центром вселенского богоборчества, предварительно подвергнув в самой России Церковь таким гонениям, которые по своей утонченной жестокости, настойчивости и повсеместности превзошли все когда-либо бывшее в Истории, не исключая гонений первохристианских.
Не удивительно, что Революция в России породила явление, также по своим масштабам не имеющее прецедента в Истории: тридцать лет длящуюся Эмиграцию, которую правильнее было бы назвать Великим Исходом Русского Народа. Размер этого Исхода определяется лишь практической возможностью или невозможностью бежать. Только так называемый Железный Занавес, то есть режим абсолютной изоляции и угроза превосходящих всякое воображение мер пресечения и репрессий, предотвращает повальное бегство русского народа. Но и те массы, которым удалось, теми или иными способами попасть за рубеж и там удержаться, таковы, что по отношению к ним с полным основанием вошел в употребление термин: Зарубежная Россия.
В составе этой "Зарубежной России" имеется, конечно, и своя "Зарубежная Церковь". Это та Русская Православная Церковь, которая слилась с Исторической Россией и которая продолжает существовать и в Советской России - только укрываясь в подполье и образуя так называемую Катакомбную Церковь. Легализованная большевиками так называемая Советская Церковь, покупает свое существование ценою не только рабского подчинения Советской власти, но и согласия служить ей послушным орудием в ее разрушительной работе, почему и не может почитаться Русской Православной Церковью.
Свободная Русская Православная Церковь находится только зарубежом, объединенная Синодом, под председательством митроп. Анастасия, ныне пребывающим в США. Она Коммунистическую власть не признает Русскою властью. Она готова подчиниться только той Церковной власти, которая образуется на территории освобожденной России. До тех же пор она почитает себя самостоятельной и независимой, согласно точным директивам, полученным от последнего Русского Патриарха, воля которого не была сломлена большевиками, именно Патриарха Тихона, почему в просторечии часто именуется (как и "катакомбная" Церковь) "Тихоновской".
В состав этой Зарубежной Церкви входит и Св.-Троицкий монастырь, приобретающий ныне все большее значение в зарубежной церковно-общественной жизни. Он был основан в 1930 г. молодым иеромонахом Пантелеимоном Нижником, к которому скоро присоединился, тогда еще находившийся в миру, псаломщик-регент Иван Колос. Не имея ничего за душой, кроме здоровья, энергии, веры в Бога и горячей воли Ему послужить, они, желая отойти от мира и посвятить себя иноческому подвигу, осели на "случайно" подвернувшемся им участке земли и там отдали долгие годы своей молодой жизни упорному, незаметному, ни на один день не прекращающемуся труду. Господь хранил их, и самые скорби и даже беды, их посещавшие, только их укрепляли. О. Пантелеимон срывается с чинимой им крыши: в беспамятстве, с переломанными ребрами и выбитыми зубами, подобранного в луже крови, его увозят в больницу, как умирающего - а чрез немного дней, он, еще в гипсе, опять на работе. Пожар истребляет только что устроенный деревянный храм, - на следующий день Иван Колос принимает постриг с именем Иосифа.
Медленно растет новая обитель. Не угасает огонек иноческого жития и миссионерского служения. Материальную базу образует молочное хозяйство. Возникает - по началу, конечно небольшое, - печатное, издательское дело. Все обещает в будущем успех. Он приходит скорее, чем можно было ждать. Новые силы приливают из Европы. Существовала на Юго-Западе России знаменитая Почаевская Лавра, созданная более 300 лет тому назад преп. Иовом. Прославлена она была, как центр миссионерства и, в частности, печатания богослужебных книг. Когда катастрофа, постигшая Россию, обрушилась и на эту обитель, то стоявший во главе ее архим. Виталий сумел перенести деятельность ее в новые места - в Ладомирову, на так называемую Пряшевскую Русь, в составе Чехословакии. Там образовалась новая обитель, и там, не жалея трудов своих рук, создал архим. Виталий новый центр русского церковно-православного печатания.
Однако гроза настигает страны центральной Европы, граничащие с СССР: надо покидать, спасая себя, и это, только что свитое, прекрасное гнездо русской церковно-православной культуры. Беженство становится снова уделом братии. Частью она оседает в Мюнхене. Частью ей удается переселиться в США, где, к этому времени, находится, теперь уже архиепископом, возглавляющим с 1934 г. местную зарубежную Церковь, бывший архимандрит Виталий.
Свежей струей вливается дружина монахов, разных возрастов и разной подготовки, но горящих тем же духом Христова воинства, в Св.-Троицкий монастырь, и это решительно ускоряет темп его развития, делая его, в частности, наследником вековой почаевской издательской традиции. Издававшийся на Карпатах орган православной мысли "Православная Русь", обслуживавший русских людей во всех местах рассеяния их, возобновляется в Джорданвилле. К этому же времени относится возникновение двух других начинаний, которые в разных планах, но одинаково высоко подняли значение Св. Троицкого монастыря.
Вместо сгоревшего деревянного храма возникает каменный, по проекту архит. Р. И. Верховского. 5 июля 1946 г. - благословение работ архиеп. Виталием. 27 июля 1947 года - торжественная закладка храма: частица святых мощей положена в фундамент. 5 ноября того же года - поставлены купола и вознесен Крест. 14 ноября 1948 года - освящение нижней Церкви, в подвальном помещении. С этого момента Храм - живет. Становится он и предметом общественного внимания. Построенный в стиле так называемых "шатровых" храмов, он своим изящным силуэтом и блеском своих позолоченных глав привлекает внимание проезжающих, а потом делается и целью специальных посещений, учащающихся буквально с каждым месяцем.
Богослужения в то время совершались в нижнем храме в честь преп. Иова, где помещена была и большая его икона, вывезенная из Почаевской Лавры, изображающая Святого на фоне типографских инструментов, в иконе - часть мощей Преп. Иова. Верхний храм являл еще зрелище хаоса. Однако, завершение работ шло с необыкновенной быстротой. 26 ноября 1950 г. он уже мог быть торжественно освящен митроп. Анастасием, в сослужении собора епископов, который к тому времени объединился в США для санкционирования перемещения Синода Зарубежной Церкви из Европы в США. Роспись храма, исполненная иг. Киприаном с помощью ученика иерод. Алипия, и все внутреннее устройство храма, дело рук, как их обоих, так и других иноков и трудников обители, явили картину такого благолепия и, притом, столь характерно русского, что Св. Троицкий монастырь стал не только местной достопримечательностью, но и крупным явлением обще-русской и даже американской жизни.
Другим событием, менее внешне заметным. но глубоко значительным и имеющим данные для дальнейшего плодотворного развития, явилось учреждение Духовной Школы, которая, трудами преимущественно декана ее, проф. Н. Н. Александрова, тесно связанного с монастырем с самого основания его, оказалась единственной русско-православной школой, имеющей прочное законное основание, как вошедшей в сеть американских учебных учреждений. Занятия ее начались фактически зимой 1947 г. Тогда же поданы были официальные заявления в подлежащие инстанции Штата Нью-Йорк, и 16 июля 1948 г. выдан был "чартер", легализовавший школу. 9 октября 1949 г. утверждена была программа "колледжных" классов. 9 февраля школа была включена в состав учебных заведений, поступление в которые открывает доступ в США аспирантам, живущим в других странах. 8 марта 1951 г. состоялось утверждение программы всех шести курсов семинарии.
Школа эта, именуемая Св. Троицкой Духовной Семинарией, сочетает в себе повышенного типа русскую духовную семинарию, обеспечивающую своим питомцам основательную церковно-богословскую подготовку и практическое знание богослужения, с учебным заведением высшим, уже американского типа, долженствующим обеспечить своим питомцам соответствующее общее образование, предполагающее, конечно, должное знание английского языка, и получающими после завершение своего развития, формальное право выдавать успешно окончившим его - ученые степени богословские.
Само собою разумеется, что, и храмоздательство, и учебное дело, и продолжающее развиваться издательство, поставившее себе еще и новую задачу обслуживания духовной пищей лиц, владеющих только английским языком, не может идти в ущерб хозяйственной деятельности монастыря, живущего и выполняющего свои многообразные задания собственным иждивением. Но надлежит знать, что не только соображения материальные заставляют братию с прежним рвением отдаваться труду хозяйственно-производительному, а и побуждения духовного порядка. В частности, семинария не есть учебное заведение, куда могут поступать люди, вносящие определенную плату и ограничивающие свои цели посещением лекций и усвоением учебной программы. Студент Св. Троицкой Семинарии есть, вместе с тем, послушник Св. Троицкого монастыря, и основным началом семинарской жизни сознательно поставляется воспитание воли. Связь семинарии с монастырем не внешняя и случайная: семинария есть детище монастыря и живет общей с ним жизнью, как молитвенной, так и трудовой.
Как же складывается эта жизнь?
Она начинается с "побудки" в четыре с половиной часа утра, когда учиненный брат обходит с колокольчиком кельи, возглашая: "Пению время, молитве час, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас", на что из каждой кельи должен последовать ответ: "аминь". В пять часов братия в храме, где, после утренних молитв, совершается т.н. полунощница, а затем все, с пением молитв, прикладываются к святыням и получают благословение Настоятеля или лица, его заменяющего. Потом каждый идет на свое послушание, а церковные службы дня совершаются по положенному чину очередным. Те из учащихся, у кого нет срочного послушания, могут посвятить время до завтрака келейной подготовке к занятиям. В 8 час. завтрак, во время которого очередной брат читает Жития Святых дня. Затем все идут на свои послушания, кроме тех, у кого имеются семинарские лекции. В 12 час. обед, который сопровождается опять чтением Житий. Далее работа по послушаниям, кроме тех, кто заняты на лекциях. Лекционные занятия идут так, чтобы каждый семинарист три часа в день посвящал теоретическим занятиям. Работа монастыря кончается к семи часам вечера, к ужину, во время которого кто-либо уже из старшей братии читает Поучения Святых Отцов. На Повечерие собирается в храм опять вся братия. Оно замыкается вечерними молитвами, поклонением святыням и получением благословения Настоятеля. Затем все расходятся по келлиям: день окончен.
Как распределяются трудовые послушания?
Они разнообразны, и в их распределении учитываются, конечно, способность и интересы каждого. Но, при этом соблюдается принцип абсолютного равенства и полной нагрузки всех. Молитва и труд заполняют все время братии. Наиболее срочная, неотменимая, постоянная работа связана с молочным хозяйством: коров надо кормить, доить, соблюдать чистоту, летом выпускать на пастбище. Коровы "кормят" монастырь в том смысле, что единственное, что монастырь выносит на рынок, это - молоко, которое каждодневно отправляется в Нью-Йорк. Кормят они отчасти и в том смысле, что в те периоды, когда нет поста, молоко в неограниченном количестве предоставляется братии. Мясной пищи не полагается в монастыре по уставу, рыбная пища бывает лишь по большим праздникам, так что основным добавлением к столу в дни непостные (их не многим больше ста в году) является молоко.
Следующим большим послушанием является типографское и печатное дело. Издается "Православная Русь", выходящая два раза в месяц; литературное приложение к ней "Православная Жизнь", выходящее каждый месяц; английское издание "Orthodox Life", выходящее раз в два месяца; "Православный путь", религиозно-философский ежегодник. В обязательную программу входят еще два календаря, один церковный, "Троицкий", содержащий руководство для совершения церковных служб годового круга и предназначенный главным образом для церковнослужителей, и другой гражданский, "Владимирский", связанный с обществом Св. Владимира, включающий в себя, помимо месяцеслова, материал литературно-публицистический. Помимо того, печатается всегда какая-либо очередная книга, разные брошюры, листовки и, наконец - last not least; - богослужебные книги на церковно-славянском языке. Это последнее - высокое послушание монастыря, являющееся выполнением завещания преп. Иова по обслуживанию книгами русского церковного богослужения.
Издательское дело, в частности, журнальное, предполагает наличие аппарата распространительного. Это - дальнейшее важное послушание, которое в определенные дни, когда на очереди отправка журнала, вызывает мобилизацию всех - вплоть до немощных старцев: для каждого находится дело! Но и постоянная работа по экспедиции, конторе и складу книг требует труда регулярного и напряженного.
Затем идут работы сезонные. К зиме и зимой это - заготовка дров. В остальные времена года - полевые работы, парник, огород... Монастырь обладает участком в 500 акров. Половина его под лесом. Остальная часть обрабатывается. Главным образом, она отдана под пастбище и засев кормовых трав. Но сеет братия и пшеницу, и рожь, и овес, и ячмень, и кукурузу, и гречиху. Почти полностью хлеб печется из своего зерна, которое возят для перемола на мельницу. Что касается овощей, то тут братия с излишком обеспечивает себя картофелем, огурцами, капустой, помидорами и проч. Заготовки на зиму делаются с таким расчетом, чтобы можно было оказывать широкую помощь родственным учреждениям. Пасека, фруктовый сад, рыбные садки еще только в зачатке: не доходят руки! Яблоки в большом количестве, но от одичавших прежних посадок. Это все еще - дело будущего.
Сколько же народа обслуживает это обширное дело, которое, надо помнить, все же является лишь восполнением основного: каждодневных уставных служб в содержимом в чистоте и благолепии храме. Это основное дело, как мы знаем, потребовало у монастыря и большего - созидания самого храма. Ведь тот скромный подвальный храм, в котором совершаются будничные службы, и тот величественный и благоукрашенный верхний храм, в котором так радостно совершать службы праздничные, в полном и буквальном смысле - дело рук братии! Не надо забывать еще, что для того, чтобы возможно было расписать храм своими силами, должна была быть своя иконописная мастерская, находящаяся в постоянной работе и имеющая свой постоянный состав.
Сколько же всего братии?
Если считать всех, и доживающих свой век старцев, и всю профессорскую коллегию, обслуживающую семинарию, и редакторский аппарат, то мы насчитаем около пятидесяти человек. Большинство частично отвлечено от монастырских послушаний семинарией, или в качестве учащих, или в качестве учащихся. Немногим более пятнадцати человек всецело отдают себя монастырю, и во главе их все те же основатели монастыря, архим. Пантелеимон и игумен Иосиф, хорошо известные всей округе, как "хозяйственники", на глазах у всех создавшие большой и благоустроенный монастырь, пользующийся общей симпатией и уважением.
Войдем теперь в верхний храм, все больше привлекающий интерес и внимание и русского зарубежья и американского общества.
Он расписан ал фреско в древнерусском стиле. Не нужно искать в нем отражения какой-нибудь определенной школы или эпохи. Не являются отдельные его детали копиями определенных знаменитых образцов старинной русской иконописи. Вся роспись - плод свободного творчества художника-иконописца, воспитавшего свой вкус на любовном изучении древней русской иконы. Это не ремесленное воспроизведение древней иконописи, пользующееся сохранившимися от нее приемами. Это и не артистическое вдохновение современного художника древней иконой, пытающегося создать "новую" церковно-религиозную стенную живопись. Это благочестивая попытка творчески воспроизвести древнюю икону, не только пользуясь старинной техникой письма, но и воспринимая ее дух. Знаток древнего русского искусства обнаружит без труда в ряде случаев образцы, вдохновлявшие создателя этой росписи, но это лишь материал, который он широко черпал в сокровищнице русского древнего искусства, но которым распоряжался свободно.
Отсюда единство росписи, несмотря на то, что образцами служили произведения разных школ и эпох. Отсюда сила впечатления, производимая общим колоритом росписи, носящим на себе печать яркой индивидуальности художника. Сложная симфония цветов, звучащая в том море красок, которое заливает стены храма, сразу же воспринимается зрителем, как некое целое, рождающее в душе умиленную радость. Отсюда и единство композиции при всей разнообразной множественности сюжетов. Зритель может в любом месте устремить свое внимание к отдельной детали - она не отвлечет его от ощущения Целого. И это Целое - БОЖИЙ МИР, вмещенный в эти скромные четыре стены. И взирая на них, вы исполняетесь сознания того, что Господь привел вас в Свой дом, где все, каждая мелочь, поет о Нем, повествует о Нем, взывает к Нему и зовет к Нему...
Первое впечатление пережито. Вы начинаете осматриваться и присматриваться. Глаза разбегаются: с чего начать! Вся Библия здесь: только сумей читать ее!
Естественным движением взор обращается ввысь: бездонный купол над вами, и оттуда взирает на вас Господь Иисус Христос, как Творец и Вседержитель: Тот, о Ком сказано в Символе Веры - Имже вся быша. Он окружен небесными силами, которые в этом храме, посвященном Св. Троице и Славе Ее, реют в иконописной стихии, заполняющей купол и стены, взирая на вас из каждого простенка, из каждого свободного места, чуть не из каждого декоративного обрамления и украшения.
Барабан купола покоится на поясе, имеющем в центре изображение Богоматери. Цепь ветхозаветных праотцов и пророков расположена на этом поясе. На четырех парусах - Евангелисты. Четыре арки, и из них. каждая, в медальонах. изображает особую группу святых. На правой арке - основатели и столпы монашества, свв. Иоанн Дамаскин. Антоний Великий, Пахомий Великий, Савва Освященный, Ефрем Сирин. На левой - святые жены: преподобномученица Анастасия Римляныня, св. Царица Елена, Мария Египетская, великомученица Екатерина, преп. Синклитикия. На западной арке - св. безмездные врачи Косьма и Дамиан, а также покровители скота: Флор и Лавр и священномуч. Власий. Над алтарем - просветители славян св. Кирилл и Мефодий, свв. Афанасий и Кирилл Александрийские, архангел Иегудиил.
Храм обращен алтарной частью на восток - направление Света!
Направо от входа - южная стена, налево - северная.
Начнем с юга, от алтаря.
Центральное место занимает изображение Рождества Христова. Богоматерь, в полулежачем положении, взирает на Богомладенца, в яслях. На переднем плане - Иосиф Обручник, хранитель Девства Божий Матери. На заднем справа грядут за Звездой из дальних стран мудрецы-волхвы ; слева - вдали видим ангелов, возвещающих простецам-пастухам вифлеемским о рождении Мессии, Которому они идут поклониться в пещере...
В том же плане дальше - Крещение, Богоявление! Быстро текущие воды Иордана приняли в себя смиренно склоненного Господа; омывают его прозрачными струями своими; Креститель с воздетой рукой стоит на правом берегу, послушно исполняя "всякую правду", повеленную ему, истощившим себя до зрака раба, Господом; два Ангела, готовые послужить своему Богу, трепетно взирают на свершающееся Таинство; Дух Святый нисходит в виде Голубя; и как бы слышится голос с Неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный!"
Еще дальше, ближе к выходу, Воскрешение Лазаря! Только что произнесены слова: - "Лазарь, гряди вон!" Спаситель стоит в центре, пред Ним скорбно склоненные сестры Мария и Марфа, которых, как и Лазаря, так любил Иисус! Они еще не осознали свершившегося. Толпа родственников и друзей, пришедшая за Христом ко гробу, стоит вдали. Повитый плащаницею четверодневный Лазарь выходит, как бы выплывает, из гроба.
Перенесем взор на стену северную. В том же плане, первым от выхода, изображение Входа Господня в Иерусалим. Он грядет на осляти. И сзади, и спереди народ. Отроки еврейские постилают одежды, встречая его кликами. А кругом - камни Иерусалимских зданий, которые возопили бы, если бы умолкли приветственные голоса младенческой хвалы...
Дальше - Голгофа! Господь на Кресте! Немногие жены, любовь коих превозмогла страх, взирают на Него. Между ними, конечно - Приснодева Мария. Сердце Ее проходит то оружие, о котором возвещал Богоприимец в радостный и светлый день принесения Богомладенца в Храм... "Жено, се сын Твой'', - говорит Ей Божественный Страдалец, указывая взором на любимого ученика, единственно оставшегося Ему верным вплоть до Креста. - "Се Мати твоя". -говорит ему Иисус. И всыновлено в его лице христианское человечество Матери Бога!
Простираем взгляд дальше!
Смерть, где твое жало! Ад, где твоя победа! Повержены врата адовы, крестной смертью пожерта смерть! Еще на земле не успела раздаться благая весть! Господь, оставаясь во гробе плотски, душой спешит в ад - и исходят в сретение Ему ожидавшие избавления ветхозаветные праведники, и во главе их - Адам и Ева. Те, кем в мир вошли грех и смерть - идут к Вечной Жизни, в образе Господа им являющейся.
Если мы теперь, в том же порядке, пройдем нижний ярус, то, прежде всего, наше внимание, под изображением Рождества Христова, остановится на прекрасном, так и дышащем Востоком, образе пророка Даниила, которому Духом открыто было точное время пришествия на землю Избавителя. Тут же - три отрока в пещи Вавилонской. Лижут их огненные языки - но не замечают они их. Соединившись руками в восторге славословия, вдохновенно поют они Богу хвалу - своим образом воодушевляя внизу на клиросе поющих иноков. А во вне видим мы истуканное изображение царя Навуходоносора, у подножия поставленного им на поле Деире Истукана.
Не случайно именно здесь помещены отроки: над самым клиросом они, где так часто воспроизводится их песнь Богу. А на восточной стене, уже прямо перед певчими - св. Роман Сладкопевец, покровитель церковных хоров.
Будем приближаться к выходу. Под Крещением Господним - Успение Богоматери. Она на Своем ложе, окруженном апостолами - всеми, кроме одного! Смотрением Божиим Фома прибудет позже - и его дерзновенное желание прикоснуться к святым мощам Богоматери оправдается великим знамением: покинут гроб телом Приснодевы, Оно воскрешено и вознесено на небо Сыном Ее! Тут, на изображении, стоит Он, держа в объятиях святую душу Той, Которая некогда держала в Своих - Его младенческое тело.
Дальше, на выступе стены - Св. Владимир, Просветитель Руси, а под Воскрешением Лазаря - Собор святителей Русских, Киевских, Владимирских, Московских, обретших венец святости. Строители Земли Русской, пестуны ее, молитвенники, воплотители Святой Руси! А напротив, на той стене, где Вход в Иерусалим, под его изображением святители периода позднейшего. России Императорской, прославленные, многие, совсем недавно, при последнем Царе, его рвением благочестивым. Как близка Святая Русь! Как недавно еще была она - наша, живя на нашей Земле...
На выступе стены, против св. Владимира, блаженная княгиня Ольга, его бабка, заря русского христианского просвещения, святой прообраз русской женщины, которой стояла и держалась Святая Русь...
Под Голгофой - Положение во гроб. Господь - на камне помазания. Вокруг Богоматерь, жены мироносицы, Иоанн Богослов - и тайные ученики, Иосиф Аримафейский и Никодим. Они как бы для того скрывали свою веру в Мессию, чтобы бесстрашно явить ее тогда, когда бежали ученики явные, отдавшись страх у иудейску. Чудны дела Твои, Господи!
Следующее изображение - "Нерукотворный Спас", первая Икона, Самим Господом запечатленная на плате, чрез прикосновение к нему Своего Пречистого Лика - в утешение посла царя Авгаря, художника, тщетно пытавшегося "портретно" передать на полотне кистью и красками зримый им перед собою живой образ Спасителя.
И дальше, ближе к алтарной стене, группа преподобных, отшельников, отделенная силуэтом храма от св. Иоанна Лествичника, держащего в руках развернутый свиток: опытные наставники иноческого жития, несравненные учители благочестия. непревзойденные образцы духовной жизни ...
Иконостас! Он отделяет паству от священнодействующего клира со времени св. Василия Великого, чтобы не смущался дух стоящих у престола во время страшного таинства пресуществления предложенных хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы - зрелищем многосоставной толпы молящихся... Священная ограда, обособляющая Святая Святых от святилища! Блистающее золото оттеняет тонкую ручную резьбу, обрамляющую иконописные изображения. Посредине - Царские Врата, и над ними - изображение Тайной Вечери. Господь окружен учениками. Отсутствие нимба обозначает предателя. Только что, среди других учеников, омыл ему ноги Господь, и дерзает он, вместе с Господом, омочить хлеб в солило... Еще выше - большой образ Христа-Первосвященника. Рядом с Царскими Вратами иконы Спасителя и Божией Матери, а за ними, направо и налево. свят. Николай и преп. Иов, и на боковых дверях, северной и южной, архангелы Михаил и Гавриил. Второй ярус - двунадесятые праздники, третий - святые: представители апостолов, мучеников, пророков, святителей, преподобных...
Алтарь закрыт для находящихся в храме. Видно на алтарном своде изображение "Ветхого денми", с Богом-Словом в Лоне Отчем и почиющими на Сыне Духом Святым в виде голубине. Когда отверсты Царские Врата, видно, несколько ниже помещенное, изображение Ветхозаветной Троицы, в образе трех странников, посетивших Авраама и Сарру: только верх можно видеть при закрытых Вратах. Это - воспроизведение знаменитой Рублевской Троицы, величайшего достижения русского иконописного искусства, а, быть может, и вообще высшее, чего достигла кисть в руках человека. Здесь чисто художественное совершенство оказалось на одном уровне с высотой духовного созерцания. Трудно согласуется одно с другим!
За Престолом, над Горним Местом - Бог-Слово, на престоле восседающий, в окружении серафимов, с предстоящими Ему Божией Матерью и большим из рожденных женами - Иоанном Крестителем. На Южной стене - Вознесение Господне, на Северной - явление воскресшего Господа женам-мироносицам.
Насытившись лицезрением открывающегося ему Неба на земле, воплощенного в образах. на него со всех сторон смотрящих, посетитель обращается к выходу - к Западу, направлению Тьмы, которое в понимании Церкви есть Царство Сатаны. Здесь, над хорами, вся стена занята изображением того, с памятью о чем должен молящийся оставлять храм Божий, погружаясь снова в стихию мира: Страшный суд!
Господь в Своей неизреченной милости, Господь в Своей неизглаголанной славе. Господь, окруженный Своей Матерью, Апостолами, учениками, мучениками, преподобными, святителями, святыми женами, и, прежде всего и превыше всего - небесными силами, доселе взирал на вас, поселяя в вас благочестивый, но столь радостный страх, вызываемый сознанием Его близости, Его присутствия, здесь, в этом Святом Месте.
Сейчас на вас смотрит Господь-Судия и Мздовоздаятель. Милость встретилась с Правдой - и Вечная Правда требует Своего конечного торжества, когда уже не будет места пред Ее очами для Зла, и оно должно будет обособиться от Добра. То, что способно приять Вечную Жизнь, в нее вольется, обретя уготованную ему обитель. То, что, утвердившись в нераскаянной ненависти к Богу, не способно к просветлению, погрузится в Вечную Тьму Второй Смерти.
Весы Правосудия - прямо пред Господом: не погрешат они! Взирают на них родоначальники человечества, Адам и Ева: - кто из порожденных ими пойдет направо, кто - налево? Длинной вереницею, и впереди всех Разбойник благоразумный, шествуют, в медлительной успокоенности, обретшие радость спасения о Господе. То - праведники! Многих можно узнать... В рядах последних знакомцы наши - о. Иоанн Кронштадтский, умученная Царская Семья...
Нет средств изобразительных для хотя бы отдаленного отражения ужасов Ада. Темным "инфернальным" огнем горит отверстие, куда мятущимся вихрем низвергается бунтующее, ропщущее, в бессильной злобе изнемогающее Зло. Жуткой символикой веет от некоторых фигур, неясно обозначенных в пламени геенском...
Хочется обернуться еще раз назад, к Свету. Мягко, ласково льется он, как бы расправляя наболевшие складки души, вливая в нее светлое упование, напояя верою. Тишина! Святая Тишина! То безмолвие, то молчание, которое уже есть "тайна будущего века", запечатлено здесь, на этих стенах.
В сердце одновременно загорается святое беспокойство и - радостное умиротворение.
Господи, милостив буди мне, грешному!

Свято-Троицкий монастырь, 1951

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.