|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
СТАТЬИ |
|
ПОСЕТИТЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№3 (166) Ноябрь, 2002
УГОЛКИ СВЯТОЙ РУСИ В НЬЮ ЙОРКСКОМ ШТАТЕ
От редакции
Описываемое здесь паломничество состоялось год назад и было приурочено к
годовщине кончины старца-архиерея архиепископа Антония, но материал не
потерял своей силы, так как автор ведет свой рассказ об удивительных
духовных островках Святой Руси в США
3-го сентября 2000 года не стало нашего приснопамятнаго архиепископа
Антония Сан Францисскаго. Первыми о его кончине узнали учащиеся
Свято-Кирилло-Мефодиевской церковной гимназии. Они же первыми вознесли
свои детския молитвы об упокоении души любимаго владыки. Владыка очень
любил гимназию и детей, отдавал им свои знания и свое сердце. Последние
годы владыка Антоний чувствовал себя все слабее и слабее, сказывались
годы и болезни, да и сердечныя туги. Преподавать ему было тяжело, однако
не проходило ни одного учебнаго дня в школе, чтобы владыка не приходил в
какой-нибудь класс, не заглядывал бы в окошечки на дверях классов, не
молился бы в конце дня со всей школой. Он любил вспоминать о
священнослужителях, принимавших в прошлом участие в жизни школы или
служивших в соборе в Сан-Франциско. Владыка всегда живо, тепло и с
юмором разсказывал о них. Дети слушали старца и понимали, что все мы
связаны между собой - все наши поколения.
Монашеское отпевание и погребение архиепископа Антония состоялись 28
сентября 2000 года в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Всю жизнь
владыка Антоний хотел уединиться и жить в монастыре, но Господь судил
иначе. Свою многолетнюю жизнь архиепископ Антоний провел на людях и с
людьми, и только в сердце своем он уединялся с Господом, слушаясь и
подчиняясь воле Всевышняго. И Господь исполнил желание владыки Антония -
его отпевали и похоронили в монастыре, в усыпальнице, рядом с
приснопамятным митрополитом Филаретом (Вознесенским), котораго он так
любил.
Осиротела Сан-Францисская паства. Не увидим мы больше владыку, медленно
идущаго по улице со своим неизменным черным портфелем, не услышим больше
его ласковаго слова, не заглянем в такие глубокие, смиренные и,
смотрящие куда-то внутрь, глаза. Как-то холоднее, неуютнее стало без
него. Он покрывал всех своей любовью и молитвой. Осиротели мы все без
него.
В начале 2001 года у протоиерея Петра Перекрестова возникла мысль
отметить первую годовщину памяти нашего многолетняго старца посещением
места его упокоения - Джорданвилля. Поскольку из Сан-Франциско в
Джорданвилль дорога далекая, было решено по пути посетить несколько
святых мест и приходов восточнаго побережья Америки.
Мы часто, когда говорим о паломничестве, представляем себе паломничества
в иерусалим, в Россию, в Грецию или, даже, в Египет. Нам кажется, что
где-то далеко мы найдем людей с добрыми сердцами - мудрых старцев и
стариц, которые укажут нам путь в Царство Небесное и помогут разрешить
наши земныя горести и проблемы. Мы стремимся найти незримый град Китеж,
даже не думая, что вот он здесь, рядом с нами. Только надо открыть свои
очи внутренния и он предстанет перед нами, блистая красотой церквей,
почему-то очень похожих на Джорданвилль, и выйдут к нам навстречу многие
могучие отцы, и мы, узнаем в них и владыку Антония, и митрополита
Филарета, и архимандрита Киприана (Пыжова), и брата иосифа (Муньос)...
Или почудятся нам в пении братии монастыря отзвуки древних афонских
напевов, а в ликах святых, смотрящих со стен церковных, почувствуем
Рублевский дух.
Подготовка к нашему паломничеству началась еще в июле месяце. И никто не
мог представить, даже в самом кошмарном сне, что 11 сентября сего года,
в день Усекновение главы святого иоанна Предтечи, на Америку обрушится
такая трагедия: уничтожение двух зданий-близнецов Всемирнаго Центра
Торговли в Нью иорке и части Пентагона в Вашингтоне, крушения четырех
самолетов и тысячи загубленных жизней и сломанных судеб. Все буквально
оцепенели в ужасе и горе, не зная что делать и куда бежать. Зловещий
страх вошел в жизнь страны, парализуя деятельность и, будто, высасывая
радость и жизненныя силы из людей.
Первым побуждением было отменить поездку, так как именно в Нью иорк мы
должны были вылететь через несколько дней. Однако мы - православные
христиане знаем, что без Божией воли и "волос с головы не упадет".
Уповая на милость Господа, помолившись накануне на молебне у раки
святителя иоанна Шанхайскаго и Сан-Францисскаго чудотворца, в день
праздника Рождества Пресвятыя Богородицы, после ранней литургии в 6
часов утра, мы с легким сердцем отправились на аэродром. В нашей
паломнической группе было 18 человек, возрастом от 12-ти до 80-ти лет.
Почти все знали друг друга, а те кто не знал, быстро со всеми
познакомились. После напутственнаго молебна отец Петр сказал слово о
том, что наше паломничество не туристическая поездка и совершается не
ради развлечения, а во славу Божию. Он напомнил, что когда есть Божие
благословение, все проходит как должно. Иногда, паломничества во время
войны или катастрофы проходят даже спокойнее и духовнее, чем в мирное
время.
Наш полет в Нью иорк прошел легко и весело пять с половиной часов
пролетели незаметно. Из Нью иорка мы на трех микроавтобусах отправились
в Джорданвилль. Проносясь через спящие городки и густые леса, мы
приехали в Джорданвилль уже в четвертом часу ночи. Несмотря на
многочасовой путь, мы захотели сразу же идти в монастырь, к полунощнице.
С молитвой мы прошли через кустарник, кукурузное поле и наконец-то,
перед нами предстал град Китеж - Свято-Троицкий монастырь. Казалось, что
светлый легкий храм парит над землей в ночном мареве тумана. Из храма
неслось тихое пение. Паломники с благоговением зашли в собор и в
усыпальницу архиепископа Антония. Вот и встретились вновь.
В монастыре в будние дни литургия начинается в 6 часов утра. Те
паломники, которые очень устали, отдохнув немного, пришли на литургию.
Думаю, что у отца Петра потеплело на сердце, когда он пришел в храм
ранним утром и с удивлением увидел своих паломников между темными
фигурами монахов.
После литургии и завтрака монах Иннокентий (Хендерсон) любезно
согласился провести нас по святой обители и разсказать ея историю. Сам
отец Иннокентий находится здесь с 1990 года. Приехал он в монастырь из
Канады, окончил семинарию и решил остаться, приняв монашество. Говорил
он на хорошем русском языке, да и по внешности походил на русскаго, лишь
медно-рыжеватые волосы выдавали в нем шотландскую кровь. Действительно,
отец его - шотландец, а мама - русская.
Отец Иннокентий поведал нам историю монастыря. Заложили основание
монастыря два боголюбивых молодых человека: иеромонах Пантелеймон и
псаломщик Иван Андреевич Колос (впоследствии архимандрит иосиф). Для
того, чтобы приобрести участок земли, они работали на заводе И. И.
Сикорскаго. В 1929 году удалось выплатить необходимую сумму денег за
землю, и тогда друзья завели хозяйство. Первый храм был домовой,
деревянный и был освящен архиепископом Виталием (Максименко) в 1935
году. Но ночью после освящения случился пожар, и храм сгорел дотла. Это
произвело такое впечатление на псаломщика Ивана Колоса, что на следующий
день он принял монашество.
В 1946 году в Джорданвилль приехало 13 человек братства преподобнаго
иова Почаевскаго из Ладомирово и весной 1947 года началась постройка
нынешняго Троицкаго собора, которая была завершена в 1950 году.
Почаевская лавра славилась на юго-западе России книгопечатанием и
борьбой с униатством. Отец Виталий (Максименко), в свою бытность
архимандритом Почаевской лавры, продолжал миссионерский подвиг
преподобнаго иова и, впоследствии, перевел типографию на Карпаты, затем
в Америку. Монахи Почаевской лавры прислали архимандриту Виталию на
Карпаты благословение - образ преподобнаго иова Почаевскаго с частицей
его мощей. Эта икона теперь находится в типографии Свято-Троицкаго
монастыря.
В ноябре 1950 года было совершено великое освящение Троицкаго собора в
Джорданвилле. В освящении участвовал и великий святитель иоанн
Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. В канун освящения храма
началась страшная буря. Были повреждены провода, не было электричества.
Митрополит Анастасий еле добрался до обители. Всенощная служилась при
свечах, а в алтарь сильный ветер заносил струи дождя через закрытыя
окна. Утром же произошло чудо, при произнесении слов "Аз есть свет
миру", во время чтения Евангелия, внезапно зажглось электричество, и
храм и алтарь ярко осветились.
В 1988 году, к 1000-летию Крещения Руси, была воздвигнута колокольня,
под которой устроена крестильня для взрослых, и поэтому мы специально
собирались на паперти храма после всенощной и перед литургией, чтобы
послушать изумительный перезвон. Этот звон уносил нас мыслями в древнюю
Русь, и как-то светло и легко было на сердце.
Отец Иннокентий показал нам главныя святыни монастыря: икона Покрова
Пресвятыя Богородицы с ниточкой от пояса Божией Матери, пожертвованной
архимандриту Константину (Зайцеву) одной благочестивой четой из Бейрута;
многочисленныя мощи, в том числе и мощи преподобнаго Серафима
Саровскаго, переданныя обители протоиереем Адрианом Рымаренко
(впоследствии архиепископ Андрей Рокландский). Среди святынь были и
ковчег с мощами угодников Киево-Печерской лавры, и икона святителя
Николая Чудотворца, которой благословил Государственную Думу святой
Царь-мученик Николай ии, и пояс святого праведнаго иоанна Кронштадтскаго
и, образ Богородицы "Утоли моя печали", обновленный на острове Тубабао,
и многие другия святыни.
Сам храм был расписан архимандритом Киприаном и его помощником отцом
Алипием (ныне архиепископ Чикагский) и очень напоминает роспись древних
храмов Новгорода, Владимира и Суздаля.
Монашеская жизнь - это молитва и труд. В 4 ч. 30 утра подем, затем -
полунощница и литургия. В 8 часов утра начинаются занятия в семинарии, а
монахи отправляются на послушания - в типографию, в иконописную, на
пасеку, на кладбище, в переплетную, на кухню. В 12 часов дня - трапеза.
После трапезы монахам в их трудах на помощь приходят семинаристы. День
завершается повечерием после ужина.
После осмотра собора отец Иннокентий показал нам типографию. Из
типографии Свято-Троицкаго монастыря в течение многих лет во все концы
русскаго разсеяния, да и в Россию подяремную, разносилось слово Божие.
Мы получили благословение посетить и иконописную. Здесь, под
руководством иеромонаха Андрея, учатся иконописи монахи и семинаристы.
Мастерская тихая, светлая, с большими окнами и с изумительным видом на
поле и лес. Мы увидели работу над иконами во всех стадиях подготовки. Из
стен Свято-Троицкой обители и семинарии вышла целая плеяда одаренных
иконописцев - представителей созданной архимандритом Киприаном
"Джорданвилльской школы".
Монастырская трапеза - особое дело. Во-первых, женщины сидят отдельно,
разговоры строго запрещены. Вместо празднословия все слушают чтение
жития святого, память котораго празднуется в этот день. Особенно надо
отметить пищу - она такая вкусная, как нигде. Скорее всего это потому,
что готовится еда с молитвой.
После трапезы мы посетили монастырский музей. О нем можно написать
отдельную статью, т. к. каждая вещь в музее - кусочек истории. Хочется
упомянуть о даре княжны Веры Константиновны Романовой музею. Незадолго
до смерти она передала в музей реликвии и ценности семьи Романовых, и ея
разсказ об этих экспонатах был записан на видеопленку. Апостольник
новомученицы Елизаветы меодоровны, покровец на чашу, ею же самой
вышитый, личныя вещи, семейныя фотографии - все это оживает в разсказе
Веры Константиновны. На одной из фотографий изображена вся семья
великаго князя Константина Константиновича. Мы надолго задержались возле
нея, любуясь прекрасными, благородными лицами. Надеюсь, что те люди, у
которых хранятся святыни или историческия ценности, по примеру княжны
Веры Константиновны, передадут их Свято-Троицкому монастырю.
Одна из святынь музея - мундир царевича мученика Алексея и
"Нерукотворный Образ", на обратной стороне котораго написано: "Царское
село" Алексею, 15-го июня 1914 года.
Нам показали также чашу со следами шрапнели. Оказалось, что наш владыка
Антоний подарил ея музею. А принадлежала она ему в годы войны, когда
владыка был военным иеромонахом на фронте. На одной из акварелей,
сделанной отцом Киприаном, мы узнали молодого владыку Антония по его
осанке. Изображен он был стоя, спиной и держа носилки с кирпичами.
Увидели мы и антиминс, на котором архиепископ Виталий (Максименко)
совершал в заключении литургию на своей груди. Паломники долго не могли
уйти из музея, так как вещи, хранящияся там, не просто историческия
реликвии, а настоящия святыни, перед которыми стоит коленопреклоненно
помолиться.
После музея мы направились на монастырское кладбище. Находится оно на
холме. По дороге на кладбище мы зашли на пасеку. Вспомнили здесь о
многолетнем труженике, иеродиаконе Иннокентии. Он скромно работал в
уединении на пасеке много лет, обезпечивал братию медом и воском для
свечей. После смерти отца Иннокентия братия забыла о его годовщине.
Однако, пчелы напомнили им об этом, начав биться в окна келлий.
На кладбище мы первым долгом подошли и помолились на могилке брата
иосифа, хранителя мшроточивой Иверской иконы Божией Матери. Она
находится рядом с кладбищенским Успенским храмом. Построен он в память
Царя-мученика Николая ии и его семьи и всех вождей и чинов Белаго
русскаго воинства. Зашли мы и на свежий холмик недавно скончавшагося
иерея Василия Науменко. Он много лет был одним из духовников в
монастыре, и многия люди успели его хорошо узнать и полюбить. Отец
Василий воистину умел стяжать дар любви к ближнему. Прожив в браке много
лет и вырастив двоих детей, отец Василий на старости лет лишился своей
любимой супруги - матушки Клавдии. Духовные чада и знакомые отца Василия
помнят, как он всегда просил всех молиться за усопшую жену. Сам же он
ежедневно ходил к ней на могилку, сажал и поливал цветочки, зажигал
ладпадку и молился. Первое время скорбь отца Василия была неутешной, он
даже стал сильно хворать. Однако всю свою любовь, тепло и нежность
батюшка перенес на духовных чад. Исповедуя, он плакал, сострадал вместе
с кающимся. Одним добрым и искреним словом отец Василий мог буквально
возродить страдающаго и скорбящаго к жизни и радости о Господе. Господь
послал ему блаженную кончину - на вечерней службе отец Василий
поисповедывал трех человек, присел на скамеечку, и Господь взял его душу
под монашескую молитву. "В чем застану, в том и сужу..."
Обитель также известна своей семинарией, основанной в 1948 году и с тех
пор обезпечивающей приходы священниками по всему миру. Курс семинарии
разсчитан на пять лет. Преподавателями в ней были известные профессора -
архиепископ Аверкий (Таушев), протопресвитер Михаил (Помазанский),
архимандрит Константин (Зайцев), профессор Иван Михайлович Андреевской,
профессор Николай Димитриевич Тальберг и другие. Сейчас в семинарии (на
очном секторе) учится около 50 человек из России, Новой Зеландии,
Австралии, Канады, Португалии, Франции и даже с Кубы.
Нам было очень интересно поговорить с семинаристом с Кубы. Зовут его
Мигель Кастйло де Фуентес, он учится на четвертом курсе. Конечно, первый
вопрос был о том, как он попал в русскую православную семинарию.
Оказалось, это был очень длинный путь. Началось все с того, что Мигель
слушал по радио передачи о семье Романовых. Его это очень
заинтересовало, и он стал читать литературу о последнем русском монархе.
Сам Мигель происходил из римо-католической семьи, но многие из его
родных и знакомых были атеистами. Ему очень хотелось найти истинную
религию, христианство времен апостольских. Из книг о царе мученике
Николае ии-м он узнал о Православии и стал больше его изучать. Через
некоторое время судьба забросила Мигеля в Америку, во Флориду. Первым
делом он решил найти Православную Церковь. Молодой человек открыл
телефонный справочник и обнаружил, что в Майями существует несколько
приходов разных юрисдикций. Он задумался и вдруг его внимание привлекли
слова: "Русская Зарубежная Церковь". Сердце и разум подсказали, что
скорее всего эта та самая Православная Церковь, которая были изгнана
большевиками из России, та Церковь, к которой принадлежал Царь-мученик
Николай ии. Туда он и пришел.
Мигель никогда не видел живого православнаго священника, и когда из
двери храма святого Владимира в Майями вышел отец Даниил в черной рясе с
длинными волосами и бородой, мысль "вот он - настоящий священник" -
пронзила юношу. Отец Даниил (Маккензи) принял Мигеля радостно и
дружелюбно. Он с удовольствием обяснял молодому человеку основы
Православия, давал читать книги. Наконец Мигель решил с полной
сознательностью принять Православие. Однако, в назначенный для крестин
день, на Майями налетел страшный ураган, и присоединение Мигеля
перенесли на 24 ноября - день, когда у брата иосифа замироточила
Иверская икона Божией Матери. В этот день Мигель стал православным.
Он с усердием посещал службы и помогал на клиросе. Русскаго языка он не
знал, но со временем научился читать по церковно-славянски по часослову
и псалтири. Однажды отец Даниил, видя ревность Мигеля, предложил ему
поступить в Свято-Троицкую семинарию и вот уже четвертый год Мигель
здесь занимается и трудится. Ему нелегко, но он старается и уже вполне
прилично говорит по-русски. Мигель желает стать священником и молится о
том, чтобы Господь послал бы ему боголюбивую матушку, которая
согласилась бы с ним разделить путь служения Богу.
Около Свято-Троицкаго монастыря образовалась небольшая женская община в
честь святой преподобномученицы Елизаветы меодоровны. Начальница общины
- монахиня иоанна, невестка известнаго богослова протопресвитера Михаила
Помазанскаго. В общине 8 человек: 4 монахини, 3 инокини и одна трудница.
Насельницы монашеской общины имеют свое небольшое хозяйство. Оне делают
изумительный ладан и свечи из чистаго воска. Монахиня Мария пишет иконы,
а из своих фотографий делает открытки. Послушница Ирина из Канады
показала нам огород и угостила огромными помидорами и огурцами. Есть у
сестер и швейная мастерская. Все сестры пришли в общину разными, порой
сложными и тяжелыми путями, а теперь подвизаются в ней, ища спасения.
Мать Мария показала нам маленький домовой храм, где сестры совершают
свое молитвенное правило. В воскресные и праздничные дни оне молятся в
Свято-Троицком монастыре. В церкви чувствуется женская рука - все очень
опрятно и уютно. Наше внимание привлекла икона, вышитая на холсте.
Оказывается их было две - на одной изображается Бог-Отец с Духом Святым,
на другой - Бог-Сын. К сестрам попала икона с изображением Господа
Саваофа и Святым Духом из катакомбной общины приснопамятнаго отца
Михаила (Рождественскаго), брата святого новомученика Измаила
(Рождественскаго). Одна из святынь храма - старая икона Марфы и Марии.
Сестры думают, что она была написана сестрами Марфо-Мариинской обители в
Москве.
День наш закончился всенощным бдением. Все паломники пришли в храм
заблаговременно. Отец Петр пошел в правый предел, чтобы нас
поисповедывать. Именно в этом приделе много лет исповедывал братию
духовник обители, валаамский игумен Филимон. Затем в этом пределе
исповедывал братию и семинаристов, в том числе и семинариста Петра,
архимандрит Киприан. А теперь, на том месте, где он сам в течение многих
лет исповедывался, принимал исповедь отец Петр. Постояв в полутемном
храме при свете мерцающих свечей у многих паломников, даже у тех, кто не
думал говеть, появилось сильное желание поисповедываться и причаститься.
Служба шла тихо, чинно, молитвенно. Пели антифонно два клироса; правым
управлял иеромонах Роман, а левым - семинарист Марк Гребинка. В храме
были только монашествующие, семинаристы, паломники и местные жители.
Никто не ходил по храму, не ставил свечей, в храме чувствовалось
сосредоточенное молитвенное настроение. Думаю, что именно эти
воспоминания помогают нам в минуту отчаяния не отойти от Бога. Они как
невидимые нити привязывают душу к небесному, и по сути являются
настоящей, реальной жизнью, а не иллюзией, в которой мы живем.
Несмотря на такой напряженный день, усталости мы не чувствовали.
Наоборот, хотелось жить, молиться, любить Господа и окружающих. Это был
один из тех моментов, когда абсолютно легко и радостно на сердце - мы
решили с молитвой пойти пешком до гостиницы при свете луны и звезд.
На литургии почти все паломники приобщились святых Христовых Таин,
соединяясь с Господом, друг другом и с усопшими отцами обители.
Казалось, что и владыка Антоний, и отец Василий здесь, рядом с нами.
День выдался поистине летний, и мы решили поехать по окрестностям
посмотреть природу, а заодно купить продукты для киселя. По
дальневосточной традиции на поминках подается кисель. Наши заботливыя
сестры - Глафира иосифовна Еремеева и Екатерина Димитриевна
Триантафиллидис - привезли с собой крахмал и готовились почтить память
нашего архиепископа Антония, угостив всех в монастыре киселем. Кроме
того было желание купить цветы для украшения могилы владыки перед
панихидой, которая была назначена на вечер.
Окрестности Джорданвилля великолепны. Недалеко от монастыря протекает
река Мохавк, у которой жили индейцы мохавскаго племени. Мягкие круглые
холмы, поросшие лиственным лесом, создают чувство спокойствия и
неторопливости. Машин почти нет, людей тоже, зато по холмам бродят
коровы, овцы и ослики. Недалеко от города Куперстауна, известнаго своей
"палатой славы бейсбола", находится озеро Отсега. Берега его удивительно
живописны, особенно осенью. Городок Куперстауна очень симпатичный.
Назван он в память писателя Джеймса Фенимура Купера, автора книг
"Следопыт" и "Последний из могикан", который жил в этом городке. В своих
книгах он описывает именно ту местность, где находится Свято-Троицкий
монастырь. Нигде в городе мы не смогли найти открытый цветочный магазин,
и потому решили собрать полевые цветы для украшения могилы владыки
Антония. По возвращении в монастырскую гостиницу, мы разделились: часть
паломников занялись вареньем киселя, а другие пошли за цветами. Набрали
васильков, боярышника, зверобоя, ярко-красной калины и еловых веток.
Наша младшая паломница Люба набрала красивый букет, который мы водрузили
на середину раки архиепископа Антония, а остальными цветами покрыли всю
надгробную плиту.
Едва успели закончить украшение усыпальницы, как подошли монахи во главе
с преосвященннейшим архиепископ Лавром, котораго так любил наш владыка
Антоний. Началась панихида - служили ее на дворе, перед входом в
усыпальницу. Теплое солнце медленно клонилось к западу, шелестела
листва, в воздухе душистой дымкой стоял запах ладана. Вот так и жизнь
человеческая - дымка, проходит быстро, а там - вечность. Во время
панихиды над нами пролетела длинная стая канадских гусей. Все молящиеся
думали о владыке Антонии, о его любви к нам, такой тихой, незаметной и
очень смиренной.
После панихиды, поминальной трапезы и повечерия мы в темноте совершили
крестный ход через лес к часовне святых иоанна Рыльскаго и иоанна
Кронштадтскаго у монастырскаго озера. Идти решили почти все, даже самые
пожилые паломники. Была глухая, темная ночь, и мы с фонарями двинулись в
путь.
Святой иоанн Рыльский - самый почитаемый святой в Болгарии, и в его
честь был назван святой праведный иоанн Кронштадтский. Когда-то в
семинарии учился студент из Болгарии Димитрий Блачев, и он решил
увековечить память болгарскаго святого, построив часовню в лесу из
камня, его друг и сотрудник по постройке монах Вениамин предложил
сделать двойное посвящение в честь св. иоанна Кронштадтскаго.
У часовни все потушили фонари, зажгли свечи и по очереди вошли в храм и
там спели величание. Вернулись мы в гостиницу другой дорогой, между
двумя монастырскими озерами.
На следующий день, в 6 часов утра была наша последняя литургия в
монастыре. Попрощавшись с гостеприимной обителью, мы отправились в
сторону города Нью иорка, в женский монастырь "Ново-Дивеево". Туда ехали
мы около 4 часов. Мы много слышали о "Ново-Дивеево" из-за находящагося
там известнаго портрета преподобнаго Серафима Саровскаго, написаннаго
при жизни святого. О нем есть подробное описание в книге С. Нилуса
"Великое в малом". Этот портрет изображает преподобнаго в полный рост;
он стоит, согнувшись, и опирается на палку. Портрет был поврежден при
взрыве бомбы в Берлине и потемнел снизу. Однако лицо батюшки Серафима
очень светлое, его глаза смотрят прямо в душу. Впечатление такое же, как
описанное в книге Сергея Нилуса; кажется что батюшка живой. Этот портрет
висел в приемной игумении Марии (Ушаковой) в Дивеево. Во время торжеств
1903 года по поводу прославления преподобнаго Серафима, вся Царская
семья молилась перед этим портретом-иконой. После закрытия монастыря в
Дивеево икона попала в Киев, а затем в Берлин. Вывез ее протоиерей
Адриан (Рымаренко), впоследствии архиепископ Андрей. Во время
бомбардировки Берлина союзными войсками бомба пробила купол собора и
угодила в левый придел, где хранилась икона. Воистину чудесно, что икона
почти не пострадала. Сейчас эта святыня хранится в маленьком храме при
монашеском корпусе, где живут монахини.
Но не только святыни привез отец Адриан в Америку. Он был учеником и
последователем оптинских старцев, и старец Нектарий Оптинский даже
скончался при отце Адриане, под его епитрахилью. И вот этот дух
оптинский отец Адриан привез в Америку. Господь для отца Адриана
приготовил этот особый удел - утверждать Святую Русь в далекой Америке,
в изгнании. В 1949 году отец Адриан основал женский монастырь
"Ново-Дивеево". К тому же монастырь получил разрешение на устройство
кладбища. Это самое большое русское православное кладбище в Америке. Там
установлена часовня-памятник в память воинов Русскаго Корпуса на поле
брани в 1941-45 годах живот свой положивших, и бойцам Русской
Освободительной Армии.
После того, как настоятель "Ново-Дивеево" протоиерей Александр
меодоровский помолился с нами, отслужив с отцом Петром акафист
преподобному Серафиму у портрета-иконы, он провел нас по кладбищу,
показав могилы протоиерея Серафима Слободского, автора самого известнаго
учебника "Закон Божий", а также Александры Львовны Толстой и княжны Веры
Константиновны Романовой. На кладбище похоронены и Панины, и Долгорукие,
и Родзянко, и баронесса Врангель (жена генерала Врангеля), и многие
другие.
Протоиерей Адриан принял монашество после смерти своей супруги и затем
был хиротонисан во епископа. В своих воспоминаниях он пишет: "...Я
понял, что Господь призывает меня для того, чтобы сохранить с помощью
святой благодати... - Святую Русь в сердцах наших людей, заброшенных на
чужбину".
Ниточкой, связующей Америку и Оптину, является и величайшая святыня
"Ново-Дивеево" - находящаяся в главном храме икона
Владимирская-Оптинская - личная келейная икона старца Амвросия, а после
его кончины - старца Нектария. Перед ней мы тоже молились. Одной
монахине удалось эту икону спасти от поругания и осквернения
большевиками, при разорении Оптиной пустыни. В Киеве икона была передана
отцу Адриану, который ее вывез в Германию. В маленьком городке Велдлиген
отец Адриан с другими верующими был в доме, недалеко от котораго
происходила жестокая битва между американскими и немецкими войсками.
Танки двух сторон вели непрерывный огонь. Дом отца Адриана загорелся.
Тогда он поднял Владимирскую икону Божией Матери высоко над головой и с
другими верующими, следовавшими за ним, пошел прямо на поле брани между
танками. Обе стороны прекратили огонь на несколько минут, пропустив
верующих, а затем принялись стрелять ее с большей силой. С тех пор отец
Адриан регулярно читал акафист перед этим Образом.
Кроме Владимирской иконы Божией Матери в монастыре собраны святыни со
всего мира, в том числе редкая икона святой Анны Кашинской с частицей
мощей, кусок камня, на котором 1000 ночей молился преподобный Серафим
Саровский, а также крест из дома купца Ипатьева, перед которым молились
Царственные мученики.
Отец Александр благословил всех паломников иконками преподобнаго
Серафима, и паломники, попрощавшись с добрым батюшкой, с игуменьей
Ириной и с матушкой Марией поспешили на Толстовскую ферму, где нас уже
два часа ждали жители и руководство Толстовскаго фонда.
Толстовский фонд был основан младшей дочерью Льва Николаевича Толстого,
Александрой, в 1939 году. Ей помогали Сергей Рахманинов, Игорь Сикорский
и ея близкая подруга Татьяна Шауфус. В течение 40 лет фонд помогал
эмигрантам из Советскаго Союза найти свое место в чужой стране,
устроится на работу, найти жилье. Александра Львовна скончалась в 1979
году в возрасте 96 лет. Сейчас на территории фонда живут главным образом
пожилыя русския люди в чудных домиках. Кроме того фонд помогает детям из
России, из детдомов и малоимущих семей. Дети в возрасте от 10 до 16 лет
приезжают в Америку, живут на Толстовской ферме, где возстанавливают
свое здоровье хорошим и обильным питанием, детей возят на экскурсии.
Дети также изучают английский язык и осваивают компьютер.
Обо всем этот нам разсказывала гостеприимная матушка Екатерина Юрьевна
Ларина, которая является администратором Толстовскаго фонда. Она провела
нас в приемный зал, где нам предложили чудныя закуски и где уже с
нетерпением ждали нас нарядно одетые насельники фермы. Они нас окружили
и засыпали многочисленными вопросами.
Самому старшему жителю фермы, Сергею Кузьмичу, было 103 года (он недавно
скончался) - это он пожертвовал колокола для храма преподобнаго Сергия
Радонежскаго. Настоятель церкви, протоиерей Григорий Котляров, служит в
этом храме уже 20 лет, а его брат - игумен Андроник - подвизается в
Святой Земле. Отец Григорий знал нашего архиепископа Антония еще по
Австралии и его очень любил. Он нам разсказывал, как владыка Антоний
всегда помнил именины прихожан и часто неожиданно их посещал в дни их
ангела. Однажды владыка решил на третий день Крещения навестить семью
Котляровых. Они только что закончили покраску дома и краска еще не
высохла. Отец Григорий с братом были в задней комнате и не видели, как
владыка зашел в дом. Владыка Антоний прошел через весь свежевыкрашенный
коридор в длинной рясе. Когда он, наконец, достиг задней комнаты, братья
Котляровы с ужасом обнаружили, что вся ряса владыки в краске. Сам же
владыка нисколько не разстроился, поздравил их с праздником и вышел в
той же рясе через тот же коридор.
Отец Григорий со слезами вспоминал любвеобилие владыки Антония. Он
обратился к паломникам со словом, что скоро, быть может, будет трудно
ездить в иерусалим и другие далекия святыя места, и что настало время,
когда нам надо обращать чаще свои взоры на наши храмы и святыни - больше
обращаться друг с другом, узнавать людей из других приходов. Мы все
через таинство Евхаристии соединены в одно Тело - Тело Христово, так что
мы, по сути, братья и сестры во Христе.
Далее, отец Григорий показал нам святыни храма - многия иконы, были
вывезены из России. Главная святыня храма - плащаница Хзиии века
изучительно тонкой вышивки. Оказывается, что Сталин подарил ее
американскому послу в 1945 году как скатерть. Посол, узнав, что это
церковная вещь, отдал ея в храм. Отец Григорий обносит эту плащаницу для
поклонения больным в дом для престарелых при фонде в Великую Пятницу. В
храмовой иконе имеется частица мощей преподобнаго Сергия Радонежскаго и
по средам отец Григорий служит акафист преподобному, а по воскресениям -
Владимирской иконе Божией Матери. Эта икона - хоругвь времен
Отечественной войны 1812 года.
Отец Григорий поделился с нами своими печальными размышлениями о том,
что умирают старые создатели и благотворители, создавшие Святую Русь на
чужой земле. Остаются их дети, внуки и и правнуки, которые иногда теряют
свои истинныя традиции и усваивают новыя. Например, бывают случаи, что
они завещают себя кремировать. Отец Григорий разсказал как мать завещала
сыну сжечь ея тело после своей смерти. И мать и сын - православные. Отец
Григорий уговарил сына похоронить мать по-христиански.
Наша следующая остановка - храм Покрова Пресвятыя Богородицы в городе
Наяке, на берегу реки Гудзон. Наякский приход был основан в 1955 году.
После Второй мировой войны многия русския люди, при помощи Толстовскаго
фонда, поселились в Наяке. Постепенно возник вопрос о строительстве
храма. Средств было мало, но ревности и любви к Церкви Православной -
много. Все строили своими силами и трудами. Настоятелем и основным
строителем храма был протоиерей Серафим Слободской. Он же вместе с Н.
Папковым расписал храм и иконостас. При храме была создана
церковно-приходская школа, ставшая образцовой во всей Америке. Именно
для нея, в первую очередь, отец Серафим написал и проиллюстрировал свой
учебник "Закон Божий". Это - настоящая энциклопедия богословских наук и
для взрослых и для детей. Знал ли отец Серафим, что его книга станет
буквально настольной для многих и многих людей в России?
Покровский храм воистину является украшением города, великолепен он и
внутри. Расписывая храм, отец Серафим на иконе Крещения Руси изобразил
некоторых прихожан, кое-кто из них еще жив.
Встретил нас в храме настоятель протоиерей Георгий Ларин с хором и
прихожанами. Он разсказал о храме, тепло приветствовал паломников и
затем отслужил молебен. Думаю, что о хоре в Наяке много сказано, так как
действительно хор прекрасный. После совместной молитвы мы пошли
осматривать школу. Для нас это представляло интерес, поскольку в нашей
группе было несколько педагогов из сан-францисской Кирилло-Мефодиевской
гимназии. Школа в Наяке - воплощение долголетней мечты отца Серафима.
Чудное, просторное здание школы было построено при отце Георгии. Один
человек в память своего покойнаго отца пожертвовал огромную сумму денег
на постройку школы. В школе продуманы все детали, дети воспитываются в
строго-православном духе и христианском благочестии. После кончины отца
Серафима его супруга, матушка Елена Алексеевна, очень много сил уделила
школьному делу (она же подготовила к изданию чудную Азбуку; она с
энтузиазмом разсказала нам о задачах школы и о методике преподавания. На
сегодняшний день в школе около 120 учащихся, включая ясли. Наша матушка
Елена Васильевна Перекрестова в свое время закончила эту школу и с
теплом ее вспоминают.
Учителя в школе высокообразованные жертвенные люди, они отдают не только
знания, но и сердце школе. Нам посчатливилось познакомиться с Татьяной
Алексеевной Родзянко и ея сестрой Ольгой Алексеевной Осоргиной. Оне обе
преподают в наякской школе русскую литературу. Их трудами издана книга
"Детский театр", где собраны многия классическия произведения в виде
детских постановок.
На ужин весь приход собрался в приходском зале и мы ахнули, увидев
столы, накрытыя белыми скатертями с осенними букетами цветов. Было
чувство, что мы попали на брачный пир. Сестричество и прихожане
специально для нас, калифорнийцев, приготовили прекрасный ужин. Всем
особенно понравились суп из тыквы и салат из плодов осени. Нас ждал еще
один приятный сюрприз - женский хор имени святых Жен Мироносиц, под
управлением жены приходского диакона отца Димитрия, Евгении Темидис. Хор
выступил с концертом духовных песнопений.
Чувства любви, благодарности и радости переполнили нас. Ведь мы не были
знакомы с этими чудными людьми, а принимали они нас, как членом своей
семьи. Растроганный отец Петр от лица всех паломников поблагодарил
настоятеля, второго священника протоиерея Илию Горскаго, диакона,
сестричество, хор и прихожан за такой прием. Далее, он говорил о том,
что мы на богослужениях соединяемся с Богом и друг другом в таинстве
Причащения, а сегодня мы соединились и в любви друг другу. В нашей
нынешней церковной жизни мы особо нуждаемся в доверии и любви между
архипастырями, духовенством и верующими. Сегодня за каждым столом сидели
рядом с друг другом священники, паломники и прихожане, чувствуя
поддержку, близость и единение. Отец Петр призвал всех молиться друг за
друга, особенно Святому Духу. Мы часто обращаемся к святым, что хорошо,
но редко обращаемся к Утешителю Благому - Святому Духу.
Затем отец Петр попросил внучку отца Серафима Слободского, Елену
Черткову, разсказать нам о событиях 11 сентября в городе Нью иорке,
свидетелем которых она была. Елена находилась на 20 этаже того
небоскреба Всемирнаго Центра Торговли, в который влетел первый самолет,
захваченный террористами. С душевным переживанием и слезами она
поделилась с нами впечатлениями от того страшнаго дня. После удара
девушка сперва подумала, что было землетрясение. Затем все начали
спускаться вниз в панике. Был крик и повсюду лежали тела. Елена и ея
подруги закрыли свои рты блузками и бежали по лестнице вниз, не думая ни
о чем, только ужасаясь виденным. По милости Божией оне смогли выйти из
башни вовремя, как раз перед тем, как второй самолет влетел во вторую
башню. Елена разсказала, что в какой-то момент, вероятно когда ея семья
и друзья узнали о нападении и начали молиться о ней, у нея наступил
совершенный мир в душе и мысли о смерти совсем не пугали ее. Один из
паломников спросил Елену, что ей помогает справляться с травмой от
пережитаго. Она ответила, что она больше не строит никаких планов на
будущее, а живет нынешним днем, нынешним часом. Протоиереи Георгий Ларин
и Григорий Котляров подчеркнули, насколько сильна молитва, и как она
необходима всем нам. Сила молитвы и покровительство Божие с особой силой
было засвидетельствовано 11 сентября - никто из наших нью-иоркских
прихожан не пострадал в этот день, хотя многие или находились в башнях,
или же должны были там находиться.
После ужина и общения во Христе, мы направились в местную гостиницу, но
долго не могли уснуть, возбужденные переживаниями и впечатлениями
прошедшаго дня.
Наступил последний день нашего паломничества. Наш путь лежал в центр Нью
иорка, где располагается административный центр Русской Православной
Церкви Заграницей, Архиерейский Синод. Расположен он в очень красивом
здании, построенном в ХиХ веке банкиром Георгием Бэкером. В 50-х годах,
когда митрополит Анастасий (Грибановский) переехал в Нью иорк из
Германии, начался поиск подходящаго здания для Синода. Один
состоятельный человек, С.Я. Семененко, в силу своего почитания владыки
Анастасия, пожертвовал нынешнее здание Церкви. В здании Синода
расположены два храма: нижний, в честь преподобнаго Сергия Радонежскаго,
и верхний - Знаменский кафедральный собор; резиденция Первоиерарха, где
еще находятся помещения для заседаний, книжный магазин и канцелярии.
Главная святыня в Синоде - Одигитрия русскаго разсеяния, Коренно-Курская
Чудотворная икона Божией Матери. Обычно на воскресных службах она
находится в Знаменском соборе. В этом храме проходили службы
прославления святой блаженной Ксении и святых Новомучеников Российских.
В храме хранятся ряса святого праведнаго иоанна Кронштадтскаго, частица
мощей святой новопреподобномученицы Елизаветы меодоровны, икона
преподобнаго Серафима Саровскаго из Екатеринбургских икон убиенной
Царской семьи, и крест, сделанный из гроба преподобнаго Серафима. В
верхнем храме находится один из шедевров архимандрита Киприана -
огромная икона Крещения Руси, перенесенная сюда из Вознесенскаго собора
на Бронксе. Сохранилась здесь и память об убиенном короле сербском
Александре в виде иконы святого благовернаго великаго князя Александра
Невскаго.
В нижнем храме обращает на себя внимание центральная часть иконостаса
Хзи века, а также чудесно обновленная икона Божией Матери Всех скорбящих
Радости, вывезенная будущим митрополитом Филаретом из Харбина.
Преосвященный епископ Манхеттенский Гавриил разсказал нам о здании
Синода и об иконе Всех скорбящих Радости. Она не только обновилась, но
на ней временами выступает влага в виде маленьких капель. Священник
Андрей Соммер для нас отслужил молебен перед этим образом, а после обеда
и общения с владыкой Гавриилом мы направились к нашей последней
остановке, в Асторию, в храм Святой Троицы.
Расположен храм в жилом районе и его трудно найти. Уже на улице перед
храмом нас встречали гостеприимные батюшка отец Всеволод Дутиков, его
матушка Ирина и монахиня Александра, начальница женской обители в
Сибири. Отец Всеволод с такой любовью разсказал нам об истории храма и
его святынях, что было чувство, будто он разсказывает о своих детях. И
это действительно так. С тех пор, как отец Всеволод стал настоятелем
храма (а до этого он много лет был старостой), он неустанно трудится по
благоукрашению, перестройке и обновлению церкви. Он сам засадил
маленький садик перед храмом фруктовыми деревьями, разбил огород, гд
выращивает свежие овощи и воюет с белкой за персики.
Здание храма первоначально построено в 1915 году для протестантскаго
храма - нынешний храм фактически одно подвальное помещение. В храме отец
Всеволод устроил крестильню для взрослых, так как большинство нынешних
прихожан храма новоприезжие из России и многие из них приняли крещение в
зрелом возрасте. Храм очень уютный и намоленный. На Пасху в нем
собирается до 1500 человек. Отец Всеволод с благоговением разсказывал о
каждой святыне в храме. К нашему удивлению, их оказалось немало: частица
рясы преподобнаго Серафима Саровскаго, частица скуфьи святого праведнаго
иоанна Кронштадтскаго, афонская икона святого великомученика и целителя
Пантелеимона, икона "Достойно есть", принадлежавшая митрополиту
Филарету, несколько ковчежцев с мощами. Многие паломники обратили
внимание на редкую икону Божией Матери "Прибавление ума". Первоначально
она была написана в Челябинске в монастыре, где воспитывались умственно
отсталые дети. Вот и решили создать икону, чтобы можно икон Богородицы.
Отец Всеволод поделился с нами тем, что все приезжие дарят ему именно
иконы Пречистой. Узнав о существовании иконы "Прибавлении ума", отец
Всеволод пожелал иметь такую икону у себя в храме. Одни прихожане
заказали ее в России, и когда она была написана, местный архиерей ее
взял, вышел на солею и благословил собравшийся народ, сказав, что эта
икона едет в Америку в Русскую Зарубежную Церковь.
У выхода из храма мы обратили внимание на необычную икону святителя
Николая Чудотворца, в которой виднелась дырка, будто от пули. Во время
революции большевики повели на разстрел одного верующаго, а под его
одеждой была скрыта эта икона святителя Николая. Когда в верующаго
выстрелили, пуля пробила полотно иконы и попала в нательный крест
приговореннаго. Он остался жив, а след от пути так и остался на иконе.
Настоятель храма, милый и добрейший отец Всеволод, по происхождению и по
духу - настоящий казак. В его роду на протяжении 100 лет рождались одни
мальчики, защитники Святой Руси. Отец Всеволод первым в семье принял
священство, причем уже в старшем возрасте.
В Троицком храме отец Петр отслужил благодарственный молебен, а затем
батюшка и матушка угостили паломников в приходском саду греческими
яствами.
Свое паломничество мы начали со Свято-Троицкаго монастыря, а закончили в
Свято-Троицком храме - все проходило под покровительством Святой Троицы.
Все мы, паломники, участвовали душой в паломничестве и получили много
духовной пользы, света, тепла, любви, которыя мы привезли обратно в
Сан-Франциско и будем стараться внести все это в нашу повседневную
церковную и семейную жизнь. Господь согрел наши сердца, а мы должны этим
теплом и светом согревать сердца близких и страждущих людей. Ведь это и
было основной целью паломничества. Слава Богу за все.
|
|
|
|
|
СООБЩЕНИЯ |
|
|
ЗВУКОЗАПИСИ |
|
|
ПОСЕТИТЕ |
|
|
|