ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - О непрестанной молитве
  - Православные старцы ХХ века (3)
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - Быть ли православному театру?
  - Аскетическая лира (7)
· Монастырская хроника (обновлено)
  - Тихий путь о. Прокопия
  - Великий Пост в Джорданвилле
  - Паломничество из Бостона
  - Новый монастырь в Австралии
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка
· Ведущий журнала
· Архив (прежние номера журнала)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Смысл охранительства (новое)

Глаза (новое)

Исход (новое)

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Поэзия бронзового века

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Свет тишины (Духовная поэзия)

Почва (Духовная поэзия)

Via Patrum (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

Рассказ-притча "Сияние"

"Духовные песни"

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


           
  №8 (171) Апрель, 2003

ВЕЛИКИЙ ПОСТ В ДЖОРДАНВИЛЕ


Фотография Николая Ольховского

Первые дни Великого поста, проведенные в Свято-Троицком монастыре, оставляют особое впечатление на сердцах многих людей, запоминаются паломникам и новопоступившим семинаристам, многим из которых раньше не приходилось сталкиваться с жизнью монастыря, с его уставами и порядками. Редко где на приходах можно встретить столь полный круг богослужений первой седмицы Великого поста и вообще всего церковного года. Службы Чистой седмицы, о которой здесь идет речь, взаимосвязаны между собою самым тесным образом и любое их сокращение (включая даже опущение великопостных часов с их поучениями) отнимает от богомольца часть той духовной силы, которую они в себе содержат; ослабляют эту силу духа и различные житейские заботы. Вот почему в монастыре в течение этой седмицы отменяются все послушания, а в семинарии ч занятия. В поисках отрешения от своих мирских забот и ради сей богослужебной полноты из года в год в Джорданвиль приезжают богомольцы из разных мест Зарубежья и проводят здесь нередко по целой неделе (особенно на Чистой и Страстной седмицах) и, кажется, не без духовной пользы, ибо великие тайны открывает перед человеком сия богоспасаемая Святая Четыредесятница...

Великий пост наступает в монастыре вечером в Сыропустное Воскресенье. Общая вечерня в этот день начинается торжественно, архиерейским чином. Благолепно совершается вход, Первоиерарх осеняет всех дикирием и трикирием... Но вот, стихают голоса духовенства, поющего вечернее песнопение Пресвятой Троице и воздух собора наполняется кротким, грустным пением великого прокимна "Не отврати лица Твоего от отрока Твоего". С чтением "Сподоби Господи" Великая Четыредесятница литургически вступает в свои права: погасает свет, духовенство меняет свои золотые облачения на черные, аналои в храме облекаются в траурные цвета, ектеньи теряют свой праздничный мажорный оттенок. Все теперь напоминает о наступающем времени поста и покаяния.

С закатом солнца звонарь собирает народ на повечерие с "чином прощения". Собираются почти все без исключения: братия и семинаристы, регулярные прихожане, благочестивые жители окрестностей, паломники. Служат архимандриты, протоиереи, иеромонахи... Во главе всех предстоит настоятель, митрополит Лавр. Служба идет своим чредом. Выходит Владыка с проповедью о смысле предстоящего чина, сам просит у всех прощения. Братия, по древней монашеской традиции, запевает пасхальные стихиры; начинается "чин прощения". Сначала священнослужители, а потом и все молящиеся - по очереди до земли кланяются друг другу и становятся один за другим, таким образом формируя кругообразную цепочку длиною во весь храм. Цепочка эта продолжает расти и вскоре начинает завиваться в два и даже в три ряда так, что в храме уже почти не остается места для совершения земных поклонов. Пение пасхальных песнопений в полумраке собора постепенно переливается в отдельные, попеременные возгласы "Прости меня грешного", "Бог простит", "Христос посреди нас!" И, действительно, невольно появляется чувство церковного единства, соборности всех во Имя Христово...

Понедельник первой седмицы поста начинается в половине пятого утра ударами в деревянное монастырское било. На дворе еще темно... Вот, один за одним собираются в храм на утренние молитвы и полунощницу черноризцы и воспитанники семинарии.

Утреня... Грустным гласом при свете редких свечей тянет братский хор "Аллилуия" и столь трогательными в этой ночной тишине кажутся слова прокимна "от нощи утренюет дух мой к тебе, Боже". Читаются все три уставные кафизмы и в конце каждой братия слушает поучения святых отцов. Во время пения покаянного трипеснца в окна собора незаметно начинает прокрадываться заря. С восходом солнца удивительно совпадают слова светильна, возглашаемые канонархом: "Свет возсияй миру Твоему, во тме душу мою сущую от всякаго греха очисти". И тут же, как бы вдохновленный первыми солнечными лучами, иеромонах восклицает: "Слава Тебе, показавшему нам свет!"

За первым часом следует небольшой перерыв. Выходя из храма и вдохнув холодного весеннего воздуха, при виде запорошенных деревьев и снежных сугробов и при сознании того, что все послушания и занятия на этой неделе отменены, появляется некое ощущение свободы от земной суеты и попечений, какая-то легкость и возвышенность царит в душе. Физическое утомление подавляется жаждой потрудиться ради Господа.

По прошествии получаса вновь все собираются в храм на службу великопостных часов и вечерни. Каждый час имеет свою кафизму, свое поучение. Характерной чертой великопостной вечерни является чтение паремий, или ветхозаветных чтений, из книги Бытия и Притчей Соломоновых. Первая рисует нам картину сотворения человека, его падение и страдание на земле, но в то же время дает и надежду на спасение в лице Искупителя. Этим как бы и нас, непрестанно отпадающих от Господа, Церковь призывает не отчаиваться при сознании своей немощи, а иметь твердую веру в Спасителя, подобно патриарху Аврааму. Из притчей же Соломоновых мы черпаем добрые отеческие наставления на исправление и достижение нравственного совершенства. Вечерня в соборе оканчивается поминовением усопших в притворе и чтением помянников с именами "почивших во Христе братий наших".

Устав Свято-Троицкого монастыря позволяет скромную трапезу после вечерни, обычно заканчивающейся к часу дня. Как в первый, так и в последующие дни Чистой седмицы, на стол подается хлеб, отваренный в мундире картофель и квашеная капуста. Во дни, когда бывает литургия Преждеосвященных Даров (среда и пятница), подается также теплый овощной суп.

После трапезы у братии бывает несколько свободных часов, во время которых некоторые из них отдыхают, а другие прогуливаются по заснеженным монастырским дорожкам, наслаждаясь затянувшейся живописной Джорданвильской зимой.

Повечерие с чтением канона св. Андрея Критского. Эта служба совершается в первые четыре дня Чистой седмицы и по здешнему обычаю Великий канон читается архиереем. На шестой песни оба хора сходятся на середину храма для пения кондака. "Душе моя! восстани, что спиши" - поет братия, как бы пробуждая сердца людей, стоящих в погруженном в вечерние сумерки храме. В конце повечерия все прикладываются к ликам святых и испрашивают благословения у настоятеля на грядущую ночь.

Во второй, третий и четвертый дни Великого поста, как и в понедельник, за кафизмами на утрени и часах читаются поучения свв. отцов о духовной брани, о гордости и опасности осуждения, о плотских грехах и о важности воздержания. Затрагиваются темы правильного поведения в храме и вообще правила монастырской жизни. Церковь, устами таких отцов-подвижников как Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Палладий Еленопольский и Феодор Студит, старается нас предупредить, вразумить, поддержать в том нелегком подвиге, который нам предстоит пройти Великим постом.

Особенно благолепной и воодушевленной бывает на первой неделе поста Литургия Преждеосвященных Даров. Архиерей у престола в полном облачении. Вот, тихо начинает разливаться во все концы храма грустное "Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою". С особенным великолепием исполняется и херувимская песнь "Ныне силы небесныя" Львовского. В пятницу к литургии также прибавляется молебное пение наступающего дня в честь великомученика Феодора Тирона. По прочтении священнослужителями канона благословляется коливо (кутья), которое в тот же день положено вкушать за трапезой в память избавления христиан от осквернения идоложертвенной кровью при Юлиане Отступнике предстательством мученика Феодора.

В субботу на утрени уже явно чувствуется заключение первой недели Великого Поста и вместе с Церковью мы восклицаем: "Субботствуем человецы днесь, от трудов вчерашних почивше". В этот день служится литургия св. Златоуста и по монастырскому обычаю все насельники монастыря, поисповедавшись накануне, приобщаются Святых Таин Христовых. По отпусте Владыка митрополит поздравляет всех с причащением и с успешным завершением первой недели поста, призывая богомольцев возблагодарить Бога за данную им возможность не сокращая типикона отслужить все службы уходящей седмицы. В трапезной в этот день обычно бывает небольшое постное "утешение" для всех, строго постившихся в эти дни. Заключается первая седмица Великого поста в воскресенье, празднованием Торжества Православия и молебным пением в конце обедни, соединяемым с т.н. "чином Православия". Чин был совершен протодиаконом Иосифом Ярощуком.

"Дай Бог всем сил и усердия, чтобы дожить до светлого дня Святой Пасхи" (митрополит Лавр, март 2003)

Чтец Виталий Ефименков
Джорданвиль


  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.