ОГЛАВЛЕНИЕ
  - Рождественское послание митрополита Лавра
  - Старица русскаго зарубежья - игумения Евпраксия
  - "Рождественский подарок Младенцу Христу", иерей Ростислав Женилов
  - "Просто верю в чудеса", Л. Соколова
  - "Николо-Угрешская Духовная Семинария: в Обители Добра", Е. Цавцен
  - "Россия - Дом Пресвятой Богородицы", архиеп. Аверкий (Таушев)
  - "Экуменизм - путь, ведущий в погибель", Людмила Перепелкина
  - "Святорусское откровение миру". К переизданию книги инока Всеволода
  - "Письма архиеп. Феофана Полтавского и Переяславского", Джорданвилль, 1976г.
  - "Русский Инок" №12-13, июль 1915г
СТАТЬИ
Валаамское стояние

О делании умном и... безумном

Небесные силы и наша современная жизнь

Ангел покаяния

О двух тайнах

Осознание

Жестокосердие

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Духовная поэзия

Почва (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)



   №53 (216) Январь, 2007

СТАРИЦА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ИГУМЕНИЯ ЕВПРАКСИЯ (ПУСТОВАЛОВА)



Пимен Великий, живший в V веке, говорил: "О совершенстве беседуют между нами многие, а действительно достигли совершенства один или два". Святой Иоанн Лествичник, писатель-аскет VI века, свидетельствует, что уже в его время очень умалились сосуды Божественной благодати. Причину этого святой видел в "изменении духа в обществе человеческом, утратившим простоту и заразившимся лукавством".
Отцы, близкие к нашему времени, вообще называют Боговдохновенных руководителей достоянием древности. С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости. Иными словами привести к Богу может только тот, кто пришел к Нему сам.
Те же святые отцы говорили, что в последние времена истинные духоносные руководители будут скрыты от многочисленных людских глаз. Это еще раз доказывает жизнь переселившейся в небесные Обители настоятельницы Казанского женского монастыря (Новое Шамордино) в Австралии Игумении Евпраксии (+19 июля 2006 г.). Во всех событиях ее жизни можно видеть живой пример промыслительного Божия водительства. Так случилось, что Господь судил Матушке Евпраксии подвизаться вдали от Родины. Она была одной из последних стариц Русского Зарубежья, живой связью Русской Православной Церкви Заграницей с историей Российской Империи, с русской эмиграцией в Китае и Митрополитом Филаретом (Вознесенским), чьи нетленные мощи почивают ныне в Центре Русского Зарубежья в Джорданвилле.

Лидия Пустовалова (так звали Матушку в миру), родилась в ночь на 8 апреля (по новому стилю) 1919 года в городе Вятке в семье Николая и Валентины Пустоваловых. Это была благочестивая семья, где никогда не было ни ссор, ни разногласий. Расстроенная своим "запоздалым" появлением на свет, Матушка, тем не менее, днем рождения считала свой любимый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Но все в нашей жизни имеет глубинный смысл. Есть он и у даты рождения Матушки: 8 апреля - Попразднство Благовещения Пресвятой Богородицы и Собор Архангела Гавриила. Вот и Матушка с раннего детства горела желанием проводить равноангельскую жизнь монахини.
Когда Матушке было всего несколько месяцев, ее родители переехали в Екатеринбург на Урал, где семья прожила четыре года. Недалеко от дома, где поселились Пустоваловы, находилось то самое злополучное здание, где была замучена Царская Семья. Его Матушка хорошо запомнила.
Первое сознательное воспоминание Матушки относится как раз к тому времени. Днем родители работали в поле и, уходя, сажали 2-3-летнюю девочку в бочку. Малышка смиренно переносила такое "заточение" и целыми днями, словно зачарованная, смотрела на постоянно изменяющееся небо. Возможно, именно тогда в душе Матушки зародилось желание пренебрегать земными благами и все сердце свое и разум возносить единственно к духовным высотам. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
В Екатеринбурге Матушка серьезно заболела скарлатиной и дифтерией. Отец в то время находился на фронте. Почти нечем было лечить девочку: антибиотиков тогда еще не было. Валентина, которая уже потеряла двух детей - трехлетнюю Людмилу и годовалого Александра - осталась одна со страшным испытанием. В бреду маленькая Лида постоянно кричала: "Для кого этот гробик? - Я не хочу умирать!". А когда кризис миновал, крики сменились на жалостливые: "Боюсь, что мне могилы не осталось!" Но Господь явил Свою милость - Лидия выжила. Есть в доме было нечего, и девочка подрастала на черном хлебе и воде, подслащенной заменителем сахара - сахарином. Позже Матушкина мама признавалась, что в те годы была очень близка к отчаянию.
Когда с войны вернулся отец, они смогли иммигрировать в Манчжурию, где к тому времени обосновались их родственники. Отец Матушки Николай Николаевич устроился работать инженером строителем. Жили Пустоваловы на разных железнодорожных станциях, которые строили русские специалисты и рабочие. Позже семья переехала в Харбин.
По окончании средней школы Лидия поступила в университет, который закончила со степенью Бакалавра экономики и коммерции. Во время учебы она пережила еще один тяжелый недуг - туберкулез. Но милостивый Господь даровал ей и утешение - встречу с архимандритом (позже митрополитом) Филаретом (Вознесенским), который оказал большое влияние на дальнейшую судьбу Матушки. Она даже просила духовного отца взять ее под полное и строгое свое духовное руководство. Но получила мудрый ответ, что это не только невозможно (так как "они жили не под одной крышей"), но и не полезно. Однако, духовная связь, которые завязалась между ними, сохранялись до конца жизни Владыки. Несмотря на высокий пост Первоиерарха Русской Церкви Заграницей, который занял митрополит Филарет, он продолжал переписываться с Лидией.


Мать Евпраксия до монашества

А еще раньше, незадолго до кончины отца Матушки, архимандрит Филарет, посетив семью, накинул свое черное пальто на плечи Лидии и подвел ее к умирающему отцу со словами: "Николай Николаевич, примите Игумению!" Эти пророческие слова сбылись спустя 20 лет.
На протяжении жизни Божественный Промысел много раз хранил и спасал жизнь и здоровье Матушки. Один случай относится к детству, когда тяжелое окно вагона резко хлопнуло по нежным пальчикам малышки. А однажды, когда Матушка уже работала секретарем в офисе, уборщица попросила у нее ключи от кабинета начальника. Едва она отошла в сторону, чтобы подать ключи, мимо неожиданно пролетела пуля, и попала в секретаршу, которая печатала прямо за спиной Лидии, убив ее насмерть!
В 1962 году Матушка с мамой Валентиной Даниловной переехали в Австралию. Много испытаний пришлось перенести ей в этот период жизни. Поселились они в Сиднее. Первое время Матушка "отрабатывала" свой билет из Китая: расписывала фарфоровую посуду, сворачивала полотенца.
Но жизнь в миру не изменила ее благочестивое настроение принять монашество. Митрополит Филарет хотел было благословить ее поступить в Леснинский женский монастырь, находившийся тогда в пригороде Парижа Фурке, потом думал основать новую монашескую общину в Америке. Но в конце концов благословил Лидию поступить в обитель Всех Святых в пригороде Сиднея Кентлине.
Престарелая к тому времени мать от всего сердца благословила дочь, сказав, что даже самый лучший, счастливый брак никогда не приведет человека к духовной чистоте, к духовным высотам, чем чистота истинно монашеской жизни. Возможно, в тот момент Валентина Даниловна вспомнила явленную ей самой в детстве великую милость Божию. Будучи совсем маленькой, она заболела. Врачи сказали, что надежды на выздоровление нет. Родители уже все приготовили к похоронам. Вдруг ее маленький братишка, как бы наставляемый Свыше, прибежал к родителям и сказал: "Почему бы не дать телеграмму о. Иоанну Кронштадтскому?". Родители вняли этому совету, и вскоре пришел ответ: "Молюсь - будет жива"!
22 декабря 1969 года, в день празднования иконе Божией Матери "Нечаянная Радость" Матушка навсегда пришла в монастырь. В одной келье с ней поселилась и ее мама, мудро сказав: "Куда нитка, туда и иголка".
В монастыре Матушка трудилась на многих послушаниях: пела на клиросе, убирала и украшала храм, занималась почтой, выполняла различные поручения в городе, и в то же время ухаживала за своей мамой. Спустя 3 года, после непродолжительной болезни, старица тихо отошла ко Господу. Матушка тяжело переживала потерю и вынуждена была даже лечь в больницу.
В 1979 году, когда послушница Лидия (Матушку не постригали в иночество) уже подвизалась в монастыре 10 лет, у нее обнаружили рак. Игумения Елена отслужила 12 молебнов прав. Иоанну Кронштадтскому. Вскоре после операции, еще очень слабая здоровьем, 24 декабря (в День Ангела своего дедушки) того же года Матушка была попострижена в мантию. Постриг совершил митрополит Филарет, находившийся в то время в Австралии на съезде молодежи. Владыка Филарет дал новопостриженной имя в честь святой Евпраксии, девы Тавеннской, житие которой особо любил.
Пять лет Матушка подвизалась в обители в монашеском чине. Однажды сестра при ярком дневном свете увидела над Матушкой блестящий золотой крест. А посещавший обитель архимандрит Арсений всегда считал ее будущей настоятельницей. И даже Игумения Елена (Устинова) незадолго до своей кончины в Страстную седмицу 1984 года сказала монахине Евпраксии, что хотела бы видеть ее следующей настоятельницей монастыря. На праздник иконе Божией Матери "Живоносный Источник" 12 мая 1984 года Матушка Евпраксия была возведена в сан Игумении.
За 22 года, пока Матушка возглавляла монастырь, обитель благоукрашалась: была построена и освящена великолепная Казанская церковь, сестринский корпус, возведена колокольня. Вход в монастырь украсила красивая арка с воротами. Но в те же годы Матушка пережила много скорбей и испытаний. Возрастом она была самой младшей из сестер, и потому не все были готовы признать ее старшенство в обители, часто осуждая ее поступки и однажды даже привлекли ее к "судебной ответственности".
Но, несмотря на постигавшие ее искушения, Матушка всегда была воплощением терпения, смирения и любви, и этими добродетелями побеждала беды. Со страхом Божиим каждый свой день она начинала в 4 часа утра с горячей, слезной молитвы о всем мире, о Православной Церкви, о сестрах, о благотворителях, о тех, кто обижал ее и о тех, кого, как ей казалось, она чем-то огорчила. На деле же по своей кротости Матушка не могла никого обидеть или огорчить, тем не менее, всегда спешила первой испросить прощения. Многие просили ее молитвенного предстательства в болезнях и скорбях, и получали помощь и облегчение душевных и телесных недугов и в своей печали.
Ее любимой была фраза из Псалма 50 "Жертва Богу дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит"; и еще одна - из Антифона 4-го гласа: "Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Троическим Единством священнотайне".
Но чаще всего Матушка повторяла: "Будет то, что будет. Будет то, что Бог определит" и с лучистой улыбкой добавляла слова митрополита Филарета: "А то, что Бог определит - ВСЁ хорошо!". День Матушка посвящала духовному чтению, в основном святых отцов и творений святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Стяжав дар обильных слез, Господь даровал Матушке Евпраксии и редкий дар непрестанной молитвы. Келейница Матушки монахиня Мария много раз была свидетельницей того, как Матушка даже во сне продолжала молиться. Часто слышались молитвенные воззвания или фразы из Псалтири. Не удивительно, что незадолго до того, как Синод наградил ее правом ношения второго Креста (который "пришел" к Матушке со Святой Горы Афон), Матушка сподобилась явления в своей келье преподобного Серафима Саровского, который обошел все 4 стороны ее келлии. На следующий день после получения креста, на рассвете, Матушка увидела в своей келье, на яву, Саму Царицу Небесную, державшую над ней тот Крест, словно помогая Игумении нести его.


Митрополит Лавр с матерью Евпраксией и сестрами

…Матушка Евпраксия никогда не отличалась крепким здоровьем. К концу своего земного пути она становилась все слабее и потому большую часть времени проводила в келье в молитве. За неделю до смерти у Матушки развилась сердечная аритмия, и ее пришлось госпитализировать.
Вскоре ее выписали и, казалось, Матушка пошла на поправку. Но 18 июля, по возвращении от кардиолога, в машине у Матушки случился инсульт (удар), что привело к левосторонней парализации. Священник Борис Игнатьевский причастил Матушку сразу после случившегося в палате интенсивной терапии, а также и на следующий день, в день кончины Матушки в больничной палате.
Близкие друзья нескончаемым потоком шли к болящей Игумение, чтобы испросить прощения и получить последнее благословение. Каждую из сестер Матушка благословляла в больничной палате по отдельности.
Поздно вечером 18 июня отец Владимир Цуканов совершил Таинство Соборования, в котором принимала участие и сама Матушка, попросив по завершении соборования благословения батюшки.
19 июля Матушка перенесла подряд два инсульта. Казалось, конец приближался. Матушка была в сознании и крепко сжимала руку своей келейницы монахини Марии. Боли не было. За час до кончины Матушка стала тяжело дышать. Мать Мария, заметив что она стала уставать, взяла деревянный крест Матушки, перекрестила ее и поднесла его к губам Игумении, затем подняла ее правую руку и положила крестное знамение на лоб, грудь и плечи, после чего Матушка тихо, безболезненно, отошла ко Господу.
Тело Матушки, облаченное в монашеское одеяние, привезли в обитель следующий день ко Всенощной - празднования Казанской иконе Божией Матери, второй Престол в Монастыре. Всю ночь сестры поочередно читали Псалтирь. Чтение продолжалось и на следующий день в перерыве между Божественной Литургией и отпеванием.
На отпевание и похороны Матушки прибыли девять священнослужителей во главе с архиепископом Сиднейским, Австралийским и Ново-Зеландским Иларионом. Трогательно совершалась заупокойная служба, видимо передавая торжество над смертью смиренной души этой, по земным понятиям, казалось бы, обычной монахини, которая вошла ныне в свою вечную Пасху. Крест, который несли во главе погребальной процессии, казался невесомым и знаменовал победу. Многие люди признавались позже, что в тот момент они чувствовали не скорбь, а скорее Пасхальную радость.
День кончины Матушки совпал с днем памяти преподобного Сисоя Великого, отца раннего монашества; третий день выпал на празднование Казанской иконе Божией Матери; двадцатый - на ее День Ангела, а также день празднования прав. Анны, матери Божией Матери; а сороковой - на ПредпразднствоУспения Пресвятой Богородицы. В этот день также празднуется память пророка Михея. Это особенно знаменательно, ведь именно иконой пророка Михея благословили Матушку в день ее возведения в сан Игумении, и потому она всегда считала пророка Михея своим защитником и покровителем.
Матушка предчувствовала свою скорую кончину. Незадолго она сказала одному из прихожан, что не доживет до следующего праздника (приближалась летняя "Казанская"), и положила в Евангелие новую, красивую - белую с золотой отделкой - закладку, отметив как свое завещание сестрам и Церкви 4-ю главу из Послания к Ефесянам святого апостола Павла:
"Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,
Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
Стараясь сохранять единство духа в союзе мира.
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
Один Господь, одна вера, одно крещение,
Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (Ефес., 4, 1-6).

* * *

Все, кто знали или встречали Матушку, отмечали, что Матушка была необыкновенной. Смирение и горячая любовь к Богу и людям - вот что привлекало к Матушке всех без исключения: и хорошо знавших ее, и людей, ей совсем незнакомых.
Ныне сестры обители обрели присную ходатаицу и горячую молитвенницу пред престолом Божиим.
Ее духовные чада, и те, кто любил посещать Казанский монастырь, чувствуют, что Матушка близка и молится. Еще во время похорон Матушки одна из сестер, делая прощальный земной поклон, совсем забыла о сильно болевшем опухшем сломанном пальце и… получила исцеление у гроба почившей Игумении. Опухоль прошла, и боль уже не повторяется. Также у нее прошла боль в правой руке от сильного артрита, которая мучила ее целый год.
Вскоре после Дня своего Ангела - 7 августа - Матушка снова утешила сестер. Одна из насельниц обители рассказала: "Матушка всегда почти до самой смерти вставала в 4 часа утра и слезно молилась - за мир, за Церковь, за сестер и прихожан. Молилась так долго, что ей никогда не хватало времени окончить свое "правило"! Я все необходимое готовила к службе в храме, а затем шла открывать монастырские ворота. И часто поражалась одним явлением - нигде кроме места под самой аркой не пахло, а в арке так сильно пахло Матушкиным ладаном! Ни подходя к воротам, ни за ними, не вдоль забора! И вот сегодня опять в воротах ощутила запах ее ладана!"
Упокой, Господи, со святыми душу Игумении Евпраксии во Царствии Своем.

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.