ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - "Путь аскетизма" монахиня Иоанна (Помазанская)
  - Православные старцы ХХ в. (15): владыка Серафим (Звездинский), схиархиеп. Антоний (Абашидзе), старец Георгий Даниловский, старец Иосиф Исихаст, старец Арсений Исихаст
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - "Богословие и жизнь" (окончание) Д. Василевский
· Монастырская хроника (обновлено)
  - "Паломничество в Аризону" Светлана
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка (обновлено)
  - "Светлые пути" Песни на стихи инока Всеволода
· Ведущий журнала
· Библиотека (обновлено)
  - Митр. Филарет, первоиерарх РПЦЗ, "Конспект по Закону Божию"
  - Прот. Д. Константинов "Малые беседы", Нью-Йорк, 1971г.
  - "Русский Инок" №6, Март 1912 г.
Архив (прежние номера журнала)
· Наши координаты

ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)

СТАТЬИ
Валаамское стояние

О делании умном и... безумном

Небесные силы и наша современная жизнь

Ангел покаяния

О двух тайнах

Осознание

Жестокосердие

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Почва (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки



   №35 (198) Июль, 2005

ПУТЬ КЪ ЦАРСТВУ БОЖIЮ, ПУТЬ БОГОПОЗНАНIЯ - ЭТО ПУТЬ АСКЕТИЗМА

Монахиня Iоанна (Помазанская)

Аскетика - это высочайшее духовное творчество, высшее искусство, наука изъ наукъ. Аскетика - это леченiе души, больной грехомъ, это стремленiе достичь чистоты сердца. А чистота сердца необходима для достиженiя Царства Небеснаго. Уместно будетъ спросить: какимъ же долженъ быть этотъ процессъ борьбы съ грехомъ, этотъ путь христiанской души къ тому идеалу, который указалъ Христосъ? Что значитъ - быть христiаниномъ?
Святые Отцы говорятъ: "Быть христiаниномъ значитъ быть безъ греха. А это значитъ принадлежать Христу полностью, всей душой, всемъ сердцемъ, всемъ умомъ, всей волей. Этого достигаемъ, когда верой, любовью, молитвой, надеждой и остальными святыми добродетелями предадимъ Господу и умъ свой, и душу, и сердце, и волю. И Онъ тогда ихъ облагодатствуетъ и преобразуетъ въ новую душу, въ новое сердце, въ новый умъ, въ новую волю.
Когда явилось христiанство и поставило идеаломъ жизнь Богоподобную, проникнутую духовнымъ началомъ, тогда сразу же появилось и подвижничество, хотя бы въ форме усиленной молитвы, раздачи имущества и пр. Особенно ярко оно выявилось въ Египте (преп. Антонiй, преп. Макарiй - и др.).
Измененiе образа жизни, о которомъ говоритъ свят. Григорiй Палама, начинается съ нравственнаго катарсиса, изгнанiя изъ ума греховныхъ мыслей и дурныхъ воспоминанiй. Следующiй этапъ - достиженiе исихiи, безмолвiя, успокоенiя. Но это не бегство въ себя, не замыканiе въ своей сущности. Исихiя - не что иное, какъ собиранiе силъ, усилiй духовныхъ и физическихъ, съ целью осуществленiя прорыва изъ своей самости, прорыва къ Богу и людямъ.
"Нашъ умъ, - отмечаетъ свят. Григорiй Палама, - разсеивается, когда уклоняется ко злу, которое по существу многообразно. Нашъ умъ направляетъ наше вожделенiе къ Единому и Истинному Богу, Единому Благому, дающему наслажденiе, свободное отъ всякаго страданiя. А при разслабленiи ума душевное стремленiе къ истинной любви сбивается съ вернаго направленiя, разрываемое на разныя сладострастныя влеченiя" (Homil. 40).
"И не потому необходимымъ является подвижничество, - пишетъ Архiепископъ Феодоръ Волоколамскiй, - что это совокупность известнаго рода ограниченiй для достиженiя нравственнаго совершенства и что этого требуетъ христiанство. Нетъ, христiанство требуетъ отъ человека только положительнаго нравственнаго развитiя, но только самъ человекъ грешный оказывается совершенно не способнымъ жить такъ, какъ требуетъ того христiанскiй идеалъ, и принужденъ прибегать къ разнаго рода мерамъ для подавленiя въ себе греховнаго содержанiя жизни - "въ поте лица есть хлебъ небесный", какъ выражаются аскеты".
Другими словами, человекъ долженъ переродиться. А путь къ этому - нелегкiй. Для этого нужна усиленная борьба, чтобы воля, привыкшая ходить въ грехе, "по мудрованiю плотскому" (Рим. 3, 6), превратившая всю жизнь человека въ сплошной праздникъ плоти, могла снова проникнуться чистыми, святыми, духовными настроенiями, ихъ поставить во главе жизни, отдавая плоти только необходимое. Путь этотъ, конечно, нелегкiй, путь страданiй. "Человекъ, - утверждаетъ архiеп. Феодоръ, - потому долженъ порабощать свое тело, ибо греховная жизнь его и выражается особеннымъ служенiемъ именно телу, которому чрезъ грехопаденiе было дано предпочтенiе предъ духовными потребностями".
Человекъ современный - рабъ тела. Чтобы стяжать Духа Святаго, надо освободиться отъ этого рабства. У человека идетъ постоянная борьба тела съ душой. Современный человекъ победилъ душу - она погибшая, и всемъ правитъ тело. Этому падшему человеку нужна чистота больного сердца, и потому Святые Отцы говорятъ, что необходимъ аскетизмъ, который есть леченiе больной души. Конечно, аскетизмъ чуждъ современному человеку.
"Итакъ, - пишетъ архiеп. Феодоръ, - если признавать въ человеке греховность въ томъ именно смысле, какъ понимаетъ ее христiанство, если признавать идеалъ христiанской жизни и его взглядъ на сущность человека за высшую правду жизни, то съ аскетизмомъ, какъ явленiемъ историческимъ, мы должны примириться".
Ведь совершенство - это чистота сердца, и это цель аскетизма. Въ чемъ заключается нравственное совершенствованiе человека? Сохранилось высказыванiе о внутреннемъ деланiи некоего безымяннаго древняго подвижника: "Первое есть то, въ которомъ телесно оставляемъ все богатства и стяжанiя мiра; второе - то, въ коемъ прежнiе нравы и порочныя страсти, какъ телесныя, такъ и душевныя, покидаемъ; третье - то, въ коемъ отвлекаемъ умъ свой отъ всего видимаго, созерцаемъ невидимое".
Приведемъ слова и другихъ Отцовъ Церкви.
"Кто очиститъ свой умъ слезами (раскаянiемъ), - пишетъ преп. Григорiй Синаитъ, - и душу свою здесь, на земле, воскресивъ ее Духомъ Святымъ, и плоть свою посредствомъ разума сделаетъ светозарной и огненнымъ отображенiемъ божественной красоты, тотъ почти становится сожителемъ ангеловъ, ибо теломъ нетленнымъ будетъ тело земное, преобразившееся неизреченнымъ образомъ изъ тела душевнаго - въ тело духовное, такъ, что оставаясь матерiальнымъ, оно будетъ вместе съ темъ и небеснымъ. Такимъ образомъ, каковымъ оно было создано вначале, таковымъ и воскреснетъ, чтобы всецелымъ прiобщенiемъ Божеству быть сообразнымъ Образу Сына Человеческаго".
Приведемъ мысли объ аскетике игумена Iоанна (Экономцева), взятыя изъ его статьи "Аскетика какъ творчество": "Цель аскетики, въ пониманiи исихастовъ, не просто въ победе надъ соблазнами, чтобы безгрешными предстать на Страшномъ Суде передъ Всевышнимъ Судiей и получить за это заслуженное воздаянiе. Ея цель не просто въ моральномъ самоусовершенствованiи, въ нравственномъ уподобленiи Христу. Это только ступени къ ея высшей цели, которая заключается въ преображенiи, обоженiи всего человеческаго естества, души и плоти, причемъ не метафорически, а реально, еще здесь, на этой грешной земле, и не путемъ растворенiя въ Божестве, а при сохраненiи человеческой личности съ ея сущностью и самостоятельной волей...
Аскетика есть высочайшее художественное творчество, матерiаломъ для котораго является самъ человекъ. Въ ученiи исихастовъ, впервые за всю исторiю человеческой мысли, преодолевается мучительный разладъ между духомъ и матерiей. Душа и тело разсматриваются ими какъ единый психосоматическiй организмъ. Исихасты самымъ дерзновеннымъ образомъ поставили вопросъ о божественномъ преображенiи не только души, но и тела"...
Важнымъ принципомъ исихазма является трезвенiе ума, стремленiе постоянно контролировать и проверять свой мистическiй опытъ.
Итакъ, согласно творенiямъ Святыхъ Отцовъ, - путь къ Богу лежитъ черезъ познанiе самого себя, познанiе своего паденiя, неисполненiя Божественной воли. "Никто не можетъ познать Бога, не познавши самого себя", - говоритъ преп. Афанасiй Великiй. Въ познанiи самого себя кроется величайшая наука изъ наукъ, ибо не постигшiй ея, не познаетъ Бога. Отъ подвижника, вступившаго на путь аскетизма, требуется знанiе духовныхъ и психологическихъ законовъ и глубокое проникновенiе въ свою душу. Но люди "земные" находятся въ ослепленiи и не видятъ свое падшее состоянiе, и не хотятъ понять его. Поэтому, говорятъ Святые.Отцы, увидеть свое истинное состоянiе и познать зло въ себе, есть первый шагъ къ самопознанiю.
Но на этомъ пути стремленiя къ безстрастiю подвижнику еще предстоитъ многотрудная и долгая борьба со страстями и усвоенiе добродетелей. При этомъ требуется последовательность и постепенность.
Преп. Исаакъ Сиринъ говоритъ: "Каждая добродетель есть мать следующей за нею. Если оставить мать, рождающую добродетели, и устремиться ко взысканiю дщерей прежде стяжанiя матери ихъ, то добродетели эти соделываются ехидными для души. Если отвергнешь ихъ отъ себя, то скоро умрешь" (Творенiя Исаака Сирина, стр. 363).
"Итакъ, духовное совершенство, - пишетъ И.М. Концевичъ, - создается последовательно и постепенно - подобно зданiю. Въ основанiи его должна быть положена вера, а на это основанiе полагаются камни: послушанiе, долготерпенiе, воздержанiе, а на нихъ уже воздвигаются другiе камни: состраданiе, отсеченiе воли и т.д. Но краеугольнымъ камнемъ будутъ терпенiе и мужество, и отъ нихъ зависитъ твердая устойчивость зданiя. Цементомъ, все соединяющимъ, служитъ смиренiе, безъ котораго нельзя спастись (Авва Дорофей). Смиренiе есть духовное ученiе Христа, Самъ Господь говоритъ о Себе: "яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ" (Матф. 11, 29)".
Однако, себялюбiе, эгоизмъ и другiя страсти заменили собою любовь къ Богу. И падшiй человекъ уже не могъ возстать своими естественными силами и избавиться отъ страстей, греха и страданiй, и выйти самому изъ этого страшнаго круга смерти и богооставленности. И человекъ, желающiй спасенiя души, вступаетъ на путь аскетизма.
Въ заключенiе разскажемъ объ исихазме въ Россiи, где онъ сталъ инструментомъ внутренняго дела-нiя, практикой иноческой жизни. (См. книгу В. Котельникова "Православная аскетика и Русская Литература").
"В ХIV в. оживлялись связи съ Афономъ, переписывались и изучались творенiя преп. Григорiя Синаита, Симеона Новаго Богослова, Григорiя Паламы и другихъ Отцовъ, культивировались идеалы "трезвенiя ума", храненiя сердца, созерцательныя настроенiя. И въ облике, и въ деятельности самого преп. Сергiя Радонежскаго (1322-1392 гг.) [Здесь и далее выделено мною - м. Iоанна] проступаютъ новыя черты: его личность гораздо более открыта въ мiръ другихъ личностей, его часто посещаютъ светоносныя виденiя, и ихъ можно прямо сопоставить съ экстатическими озаренiями исихастовъ" (Федотовъ Т.П. "Святые Древней Руси"). Начиная съ преп. Сергiя и его учениковъ, въ русскомъ подвижничестве упрочивается направленiе, которое въ центръ аскетики ставитъ "внутреннее устроенiе", подчиняя ему "умерщвленiе плоти" и "трудничество", а во главу угла - Iисусову молитву, "сердечное деланiе".
Въ деятельности Нила Сорскаго (ок. 1433-1508) стала слагаться система аскетики въ пору ея расцвета - въ золотой векъ русской святости. Преп. Нилъ далъ, впервые у насъ, глубоко нравственное богословское обоснованiе подвижничества. Опирался онъ при этомъ на хорошо знакомый ему афонскiй опытъ (Нилъ немало времени провелъ на Святой Горе) и на множество восточно-христiанскихъ аскетическихъ источниковъ.
Нилъ, однако, былъ весьма самобытенъ, сообразуясь съ духомъ русскаго подвижничества. Въ аскетике онъ избираетъ самъ и открываетъ передъ другими "среднiй путь", высоко ставя въ деле "внутренняго устроенiя" меру и придавая большое значенiе "разсужденiю", "безъ мудрствованiя и доброе на злобу бываетъ, безвременiя и безмерiя", - вотъ убежденiе Нила, котораго онъ постоянно держался.
Авторитетъ, который былъ ему ближе другихъ, - это преп. Антонiй Великiй, считавшiй важней-шимъ даромъ аскета - "даръ разсужденiя", который позволяетъ "оставлять обоюдное безмерiе, шествовать путемъ царскимъ (среднимъ) и не попускать, чтобы онъ былъ окраденъ съ одной стороны безмернымъ воздержанiемъ, а съ другой былъ низвлеченъ къ нераденiю и разслабленiю.
Главный предметъ учительства Нила - это духовная личность, "внутреннiй человекъ". Победить страсти, достигнуть "ума Христова" и не впасть въ прельщенiе, избегнуть поврежденiя душевнаго - къ этой цели направляетъ Нилъ своими наставленiями.
Вопросъ объ отношенiи Нила къ исихазму довольно труденъ, непростъ. Можно думать, что Нилъ более тяготелъ къ раннимъ исихастамъ... Какъ ни близокъ ему Григорiй Синаитъ, но въ некоторыхъ вопросахъ "внутренняго строенiя", онъ предпочитаетъ более древнiя и, какъ онъ полагаетъ, более полезныя наставленiя Лествичника, Златоуста, Василiя Великаго, Исаака Сирина, Симеона Новаго Богослова. Если тотъ же Синаитъ не числитъ физическiй трудъ въ ряду монашескихъ добродетелей, то нестяжатель Нилъ, следуя традицiямъ "Северной Фиваиды", настаиваетъ на необходимости иноку жить отъ труда рукъ своихъ; правда, при этомъ бытовыя потребности монаха онъ сводитъ къ минимуму...
Духъ и строй русскаго подвижничества несутъ на себе, вплоть до ХIХ века, характерную печать личности Нила Сорскаго - перваго "святого интеллигента" на Руси, по меткому определенiю Iоанна Кологривова. Благодаря ему въ русскомъ подвижничестве заняли свое законное место и дали духовный плодъ святоотеческая мысль и исихастская аскетическая практика, обогатившiя обновленное св. Сер-гiемъ иночество.
Каковы итоги деятельности Нила?
Во-первыхъ, аскетической доктрине онъ придаетъ видъ ученiя о "внутреннемъ человеке". Его "уставъ" - система правилъ иноческой жизни.
Во-вторыхъ, аскеза у него на всехъ ступеняхъ подотчетна разуму, чемъ создается основанiе для умнаго деланiя и для мистическихъ созерцанiй и чемъ аскетъ предохраняется отъ многочисленныхъ прельщенiй. У Нила нашелъ свое полное выраженiе тотъ типъ русской святости, который отличается "светлой мерностью, отсутствiемъ радикализма, крайнихъ и резкихъ отклоненiй отъ завещаннаго древностью христiанскаго идеала". Нилъ утверждаетъ "среднiй путь".
Въ третьихъ, харитативное служенiе братiи и мiру более обращается къ личности, ищетъ осуществленiя въ интимно-духовной сфере"...
Въ ХVIII веке "внутренняя личность" уже не составляла сердцевины религiозной жизни. Съ одной стороны, захватываемая светс-кой культурой, а съ другой - опекаемая синодальной церковью, личность съ ея духовными запросами часто оставалась въ запустенiи. Въ этомъ было самое большое расхожденiе века съ пониманiемъ человека въ христiанстве. Ведь каждое слово Христа и Апостоловъ, каждое слово Отцовъ Церкви и святителей обращено къ внутренней личности человека, взываетъ къ ней, требуетъ отъ нея живого отклика на зовъ Бога. Аскетика на то и направлена, чтобы побудить, воспитать въ человеке христiанскую личность, научить слышать этотъ зовъ и отвечать на него познанiемъ себя, покаянiемъ, очищенiемъ, отвечать словомъ молитвы и деломъ любви. Нетъ, современный человекъ не слышитъ этотъ зовъ Бога. Онъ умеръ для жизни небесной...
Но некоторые все же живутъ этой жизнью. Приведемъ слова объ аскетике человека, близкаго намъ по времени, священномученика iерея Сергiя Мечева. Въ проповеди о святыхъ Апостолахъ онъ говоритъ: "...теперь противъ Св. Отцовъ, противъ ихъ деланiя, противъ того, что называется христiанскимъ аскетизмомъ, возстанутъ не только различные сектантскiе учителя, но и люди, называющiе себя православными. Говорятъ, что этотъ путь аскетизма выдуманъ Св. Отцами, что ничего этого нетъ ни въ.Евангелiи, ни у Апостоловъ. Для того, чтобы познакомиться съ темъ, что тамъ есть, надо прежде всего дать хотя бы въ краткихъ чертахъ основоположенiе христiанскаго подвижническаго опыта.
Аскетизмъ исходитъ изъ того основного положенiя, что Христосъ и мiръ (мiръ какъ зло, какъ страсти, какъ грехъ, а не тотъ мiръ, въ которомъ мы живемъ) - ни въ какой мере не совмещаются другъ съ другомъ, и поэтому намъ надо отречься отъ мiра, удалиться отъ него, хотя мы и живемъ въ мiре. За отреченiемъ - идетъ путь деятельнаго восхожденiя. Человекъ созданъ по образу и подобiю Божiю - и этотъ образъ мы черезъ грехъ въ себе растлили. Теперь прежде всего намъ надо черезъ Христа его возстановить. Христосъ пришелъ въ мiръ падшаго праотца возстановить образъ.
Это возстановленiе совершается въ томъ таинстве, которое именуется Крещенiемъ, но затемъ мы, какъ предрасположенные ко греху, снова искажаемъ въ себе образъ Божiй, снова его оскверняемъ. Первая задача христiанства, по св. Отцамъ, есть очищенiе души отъ страстей, которое, какъ говоритъ Феодоръ Эдесскiй, не есть еще сама по себе добродетель. Это только приготовленiе къ добродетели. Но къ очищенiю отъ недобрыхъ навыковъ надлежитъ приложить и стяжанiе добродетелей (преп. Феодора "Слово умозр. 2" Добротолюбiе, томъ 3). Стало быть, нуженъ еще и путь восхожденiя, путь духовнаго совершенства и обоженiя. А после такого очищенiя и истребленiя всего, делающаго силы наши нечистыми,... и благоустроенiя ихъ, требуется и восхожденiе къ духовнымъ совершенствамъ и "обоженiю", ибо "уклонившемуся отъ зла надлежитъ делать благое" (Пс. 33, 15).
Въ христiанскомъ деланiи две ступени: первая - очищенiе отъ греха и страстей, вторая - восхожденiе къ духовнымъ совершенствамъ и обоженiю. Ибо заповедь дана намъ: "Будьте совершенны, какъ Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть". Исполненiе этой величайшей заповеди и есть та вторая ступень христiанскаго деланiя, о которой говорятъ Святые Отцы, - обоженiе, уподобленiе Богу въ меру человеческой возможности. Самая высшая ступень въ этомъ восхожденiи, по Св. Отцамъ, есть любовь (истинная, не земная, которая есть страсть), ибо она есть Богъ.
Путь этотъ и есть путь аскетизма".
"Аскетическiй путь къ вечной жизни - путь единственный, ибо только очищенное сердце можетъ принять въ себя неизреченный Светъ Божества и стать прекраснымъ" (Свящ. Павелъ Флоренскiй "Столпъ и Утвержденiе Истины").

Библiографiя

1. Архiепископъ Феодоръ "Смыслъ христiанскаго подвига" (изъ чтенiй по пастырскому богословiю Архiеп. Феодора, ректора Московской Академiи), Тип. Св.-Троице-Сергiевой лавры, 1911 г.
2. Игуменъ Iоаннъ Экономцевъ "Православiе - Византiя - Россiя" (сборникъ статей), Христiанская литература, Москва 1992 г.
3. И.М. Концевичъ, "Стяжанiе Духа Святаго въ путяхъ Древней Руси", Парижъ 1952 г.
4. В. Котельниковъ, "Православная аскетика и русская литература", издательство "Призма", Санктъ-Петербургъ 1994 г.

Община Св. Преподобномученицы Елизаветы
CША, апрель 2004 г.


  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.