ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Избранные письма свят. Николая (Велимировича)
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - "Театр под покровом Божиим" Беседа посл. Ильи Рыбакова с режиссером Анатолием Васильевым
  - "Третий дом, третий Рим" Стихи Рафаила Кадырова
· Монастырская хроника (обновлено)
  - "Камни и воды. Очерк паломничества в Святую Землю" Чтец Геннадий Б., США
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка
· Ведущий журнала
· Библиотека (обновлено)
  - "Умное делание. Сборник о молитве Иисусовой"
  - С. Корсун "Преп. Герман Аляскинский"
  - "Русский Инок" №7, Апрель 1912 г.
Архив (прежние номера журнала)
· Наши координаты

ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)

СТАТЬИ
Валаамское стояние

О делании умном и... безумном

Небесные силы и наша современная жизнь

Ангел покаяния

О двух тайнах

Осознание

Жестокосердие

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Почва (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки



   №36 (199) Август, 2005

ИЗБРАННЫЕ ПИСЬМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ (ВЕЛИМИРОВИЧА)


Свят. Николай (Велимирович), епископ Жичский

Краткое жизнеописание Епископа Николая
1. Письмо Хаджи Ивану, который спрашивает: "Что есть самое важное для спасения души?"
2. Письмо молодому учителю, который спрашивает: "Есть ли теперь истинные христиане?"
3. Письмо монаху Симеону: о дне и ночи
4. Монахине, которая спрашивает о притче: "Царство Небесное подобно закваске..." (Матф. 13, 33)
5. Одному читателю: о воде живой (Иоан. 4)
6. Письмо монаху Аввакуму о мысленных грехах
7. Жителю г.Земун о цели жизни
8. Письмо чиновнику Ивану о трех самых важных вещах в жизни
9. Студенту, который спрашивает: "кто нищие духом?"
10. Богослову Б.Р., который спрашивает: "Как понять слова?", "Я в Отце, и Отец во Мне"
11. Господину Радою И.: "О сущности вещей"
12. Одному сараевцу: "О грехах народной веры"
13. Труднику, который спрашивает: "Что есть жизнь духовная?"
14. Священнику Драгутину Д.: 0 двух свидетелях Божиих
15. Здравке Т., который спрашивает: "Что означают слова Христа: Я пришел принести огонь на землю?"
16. Одному ревностному читателю Св.Писания, спрашивающему: "Отчего Дух Святой явился в образе огня?"
17. Одному богослову о смысле слов: "дорожа временем, потому что дни лукавы" (Ефес. 5,16)
18. Письмо епископа Николая (Велимировича) одному славянофилу "О голоде в раю" (30-е годы)
19. Одному продавцу газет Ивану: О страданиях житейских (сокращено)
Молитва о русском народе Епископа Николая

КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЕПИСКОПА
НИКОЛАЯ ОХРИДСКОГО И ЖИЧСКОГО - СЕРБСКОГО ЗЛАТОУСТА


У каждого народа, как и в каждом веке, есть особо любимые, особо почитаемые святые, молитвенному предстательству, молитвенной помощи которых человек может вручить свою судьбу. Современный наш век особенно нуждается в духовной помощи, в совете, в утешении, в молитве, а потому в наш век, век техники, духовной пустоты, особенно ярко сияет светлая личность епископа Николая (Велимировича). Поэтому познакомимся с житием епископа Николая, так близкого нам и по времени своего жития, и по тем духовным советам, с которыми обращаются к нему ищущие истины люди.
Недавно он был прославлен Сербской Церковью, как местночтимый святой и назван сербским Златоустом. Свят. Николай жил во время особо тяжелое, во время двух мировых войн, во время, когда зло начало с особой силой проявлять свою мощь.
Святой богоносный отец, епископ Николай родился 23 декабря 1880 г., в день праздника св. Наума Охридского, в благочестивой семье Драгомира и Катерины Велимировичей, в маленьком селе Леличе, в пяти милях на юго-запад от Вальева, города, расположенного в долине Павленских гор на западе Сербии. Он был назван Николаем в честь славы этого рода, в честь свят. Николая Чудотворца. Родители его были очень религиозными крестьянами, и всегда их день оканчивался молитвой и чтением житий святых. Очень часто мать водила Николая в монастырь Челие на церковные службы. Эти молитвы оставили глубокое впечатление в его душе и как бы легли в основу его дальнейшей жизни. В этом же монастыре он получил и свое начальное образование: чтение, письмо и математику.
Священник о. Андрей, духовный отец Николая, заложил в душе его и первые духовные плоды. В юности Николай думал посвятить свою жизнь военной службе, но из-за слабого здоровья не был принят в военную академию. Господь готовил для него другой путь - быть воином Небесного Царства, а не царства земного. И вот Николай решил поступить в семинарию Св. Саввы в Белграде. Но там, кроме обычных предметов, его любознательный ум заинтересовался творениями знаменитых писателей западной и восточной европейской культуры: Шекспиром, Вольтером, Ницше, Марксом, Пушкиным, Толстым, Достоевским, а вот самым любимым писателем в те годы был черногорец - Петр Ньегош. Дипломная работа Николая была посвящена его поэзии и мыслям. Семинарские годы были особенно тяжелым периодом в его жизни. Трудные житейские условия жизни вызвали тяжелое заболевание скрофулезом. По совету врача, Николай поехал на берег Адриатического моря, где стал издавать газету "Христианский вестник". В 1905 г. Николай, вместе с другими талантливыми студентами, был выбран кандидатом для продолжения своего дальнейшего образования в Европе и в России. Сперва Николай поступил в университет в Берне (Швейцария), а затем учился в Германии и в Англии, а позднее поехал в Россию. В 1908 г. Николай получил докторат по богословию в Берне за диссертацию: "Вера в воскресение Христа как основа догматов апостольской Церкви". Работа была написана на немецком языке и издана в Швейцарии, а позднее была переведена и на английский язык. В следующем, 1909 году, молодой ученый в возрасте 29 лет приготовляется к получению еще одной докторской степени в Оксфорде (Англия), и этим же летом защищает докторскую диссертацию в Женеве на французском языке по теме "Философия Веркелея". Осенью 1909 г. Николай возвращается на родину и заболевает очень тяжелой формой дизентерии. И эта болезнь глубоко изменяет всю его жизнь.
Николай решает отныне посвятить всю свою жизнь и все свои таланты Единому Богу и Его Святой Церкви. В больнице он молится: "Если моя служба будет нужна Господу, Он меня спасет". И вот он дает обет, что, если выздоровеет, то примет монашество. 20 декабря 1909 г. монах Николай был рукоположен в иеромонаха в монастыре Раковица. Итак, иеромонах Николай по- святил все свое знание, все свои необыкновенные таланты и жизнь Богу и Сербской Церкви. Вскоре он был возведен в сан архимандрита и был назначен преподавателем семинарии Св. Саввы в Белграде, но сперва был послан в Россию, где познал и глубоко оценил православный дух русского христиантва. Там он написал и закончил свой первый и блестящий труд "Религия Ньегоша". В этом жизненном периоде было им написано много религиозно-философских книг и статей. Большинство его работ было посвящено раскрытию православного учения Церкви. Архимандрит Николай имел особое и глубокое влияние на своих студентов. Один из его талантливых учеников о. Иустин (Попович) стал одним из выдающихся богословов Сербской Церкви.
В 1914 г. разразилась I Мировая война и весь Балканский полуостров был охвачен тревогой. Сербии тогда нужен был человек, который помог бы стране пережить это тяжелое время. И вот архим. Николай поехал в Англию, чтобы там получить помощь и поддержку для страждущего сербского народа, и он не только получил помощь для сербов, но был вознагражден почетным докторатом (honoris causa). В 1915 г. о. Николай едет в Америку, и там его миссия оказалась удачной. Около 20 тысяч сербов едут добровольцами помочь своей стране. Возвратившись в Англию, архим. Николай опять посвящает себя научным трудам. Он пишет много богословских работ и получает еще один почетный докторат. 12-го марта 1919 г. Святой Синод Сербской Церкви хиротонисал архим. Николая во епископа Жичи (историческое место первых архиепископов Сербии). Перед ним возникает тогда трудная задача - исцелять после тяжелой войны страдающие сердца любимого им народа. Следуя своему Небесному Учителю, епископ Николай "исцеляет больных, освобождает духовно плененных и проповедует спасение смиренным сердцем". В 1921 г. он переводится в епархию Битольскую и Охридскую. Там он старается объединить Македонскую и Сербскую Церковь. В Битоле владыка посвятил много времени богословским трудам. Он ездил и в Америку, где читал лекции и доклады в Колумбийском университете. Епископ Николай и в своих трудах и работах всегда стремился внести дух мира и надежды в истерзанные человеческие души. Не забывал он и сирот и организовывал приюты в Сербии. Кроме письменных трудов, епископ Николай создал религиозное движение в Сербии под названием "Молитвенное движение", и оно пользовалось большим успехом. Старался он также возродить Сербскую Церковь, внести в нее дух молитвы. В Охриде произошла и его встреча с молодым иеромонахом Иоанном (/Максимовичем/, будущим архиепископом Шанхайским). О нем он говорил: "если хотите увидеть живого святого, поезжайте в Битоль к о. Иоанну". В 1941 г., во время II Мировой войны, епископ Николай был арестован и заключен в лагерь Дахау, в котором провел тяжелых два года. После войны он уехал в Америку. Там он преподавал в семинариях. Владыка Николай сотрудничал с "Православной Русью", как в ее бытность на Карпатах, так и после возобновления издания в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.
18 марта 1956 г. мирно скончался в скромной кельи Свято-Тихоновской семинарии. Отслужив литургию 17 марта и придя в столовую, после краткого поклона он смиренно сказал: "простите меня, братия", и удалился в свою келью.

Труды епископа Николая:
1. Религиозный дух славян (1916 г.);
2. Сербия в свете и во тьме (1916 г.);
3. Сербская душа;
4. Агония Церкви;
5. Сербская Православная Церковь;
6. Духовное Возрождение Европы (1917 г.);
7. Слова о сверхчеловеке (1920 г.);
8. Молитвы на озере (1921 г.);
9. Новые беседы у подножья Горы (1923 г.);
10. Мысли о добре и зле;
11. Вера образованных людей;
12. Война и Библия (1928 г.);
13. Охридский пролог;
14. Жития святых;
15. Символы и знамения;
16. Миссионерские письма;
17. Недоступная Земля;
18. Жизнь Св. Саввы I;
19. Жатва Господня.


1. Письмо Хаджи Ивану, который спрашивает: "Что есть самое важное для спасения души?"

И я тебе задам вопрос, дорогой мой спутник, и какой ответ ты дашь мне, такой дай и себе. Итак, что самое важное для ново-рожденного ребенка?
- Так и душа разбуженного от греховного сна и покаявшегося человека подобна новорожденному ребенку. Вспомни слова Христа, которые Он говорил Никодиму: "должно вам родиться свыше" (Иоан. 3, 7).
Новорожденной душе необходимо, чтобы она согревалась наукой Христа, чтобы сохраняла свои мысли и желания от всех стрел погибели. Разве Спаситель не заповедал нам через Своих апостолов: "если любите Меня, то заповеди Мои сохраните"? И не сказал же Он: "исполните только одну заповедь", но "исполните все заповеди". А заповеди Христовы - это не один труд, а много трудов.
Ты ведь известный огородник. Ты ведь знаешь, сколько труда требует только один овощ. И поэтому ты не оставляешь без заботы ни одного из них. Как же мы тогда можем не трудиться над своей душой, нашей единственной ценностей, которую ни смерть, ни гроб уничтожить не могут?
Вот для души твоей тебе понадобился и сад в Иерусалиме. Это ведь, не было заповедью Божией, но ради любви к Богу и ради своей души ты предпринял этот труд. Как же тогда мы можем пренебречь хоть одной заповедью нашего Спасителя, как чем-то маловажным?

Мир и радость тебе о Господе.

2. Письмо молодому учителю, который спрашивает: "Есть ли теперь истинные христиане?"

Да, есть, и достаточно. А если бы их не было, то бы и яркое солнце погасло. Ибо, зачем такому драгоценному кадилу освещать страшный зверинец? Надо было бы много исписать бумаги, чтобы привести чудные примеры истинных христиан, которых я
встретил в своей жизни. Да и тебе понадобилось бы слишком много времени, чтобы прочитать и усладить свою душу.
А сейчас удовольствуйся одним примером. В прошлое лето мы были в Мачве. На одной небольшой станции ожидали мы поезда. Вдруг вижу одну старую крестьянку, стоящую около рельсов. Увядшее старческое лицо было как бы осененное чудным таинственным светом, светом часто замечаемым у духовных лиц. Я спросил ее: "Кого ожидаешь, сестра?". "А того, кого пошлет мне Господь", ответила она. Из дальнейшего разговора узнали мы, что каждый день она приходит на станцию, чтобы узнать, не нужно ли какому-нибудь бедному путешественнику приют и еда. И если такой найдется, она с радостью его примет, как посланного Богом. И поведет его в свой дом, который недалеко, около мили. Также выяснил из разговора, что она читает Священное Писание и ходит в церковь, соблюдает посты, и исполняет божественные заповеди. Ее соседи нам после сказали, что эта женщина - истинно святая.
Я постарался с ней поговорить и похвалить ее евангельское гостеприимство, но перед тем, как я кончил говорить, она вздохнула и сказала: "Разве мы не Его гости каждый день, да и всю свою жизнь?"
И слезы у нее заблестели в глазах.
О, милосердная и сладкая душа народная!
Мой молодой друг, если захочешь назваться учителем народным, можешь иногда и застыдиться, но если назовешься учеником народным, то никогда не испытаешь стыда.

Да осветит тебя Божия милость.

3. Письмо монаху Симеону: о дне и ночи

В своей проповеди о кончине мира и о Своем Втором пришествии Господь Иисус Христос неизменно употреблял слова "день и ночь". Он сравнивает Свое Второе пришествие с неожиданностью и с быстротой молнии, и говорит: "Так же будет и когда Сын Человеческий приидет в свой день".
И поучает: "В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их". А затем: "В ту ночь будут двое на одном одре, один возьмется, а другой оставится".
Говоря о том же самом времени, употребляет то "в этот день", то "в ту ночь". Ты спрашиваешь, как это можно объяснить?
Непогрешимы все слова, исходящие из уст Христовых, поэтому и непогрешимы и эти Его слова. Говоря о Своем дне, Он говорит о Своем Втором пришествии, а слова о "той ночи" обозначают конец мира и конец времени. И происходит это в тоже самое время - разделение между временем и вечностью, между смертью времени (его концом) и началом жизни вечной.
Когда солнце померкнет, чтобы больше не светит, и когда появится светлый знак Сына Человеческого, чтобы вечно сиять, тогда уже не будет времени. Исчезнет время и настанет вечный День Господень, в котором "стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2 Петр. 3, 10). И это будет последняя встреча дня с ночью и их последнее расставание навсегда. Поэтому, когда говорится о последней встрече дня и ночи и о их последнем расставании навсегда, то особой разницы нет, если сказать: "в этот день или в эту ночь". То, что кажется нам сейчас противоречиво и непонятно, пока течение времени все еще неизменно показывает то день, то ночь, то это выражение теряет свою противоречивость на пороге рокового разделения между вечным и временным.

Мир тебе от Бога и благословение.

4. Монахине, которая спрашивает о притче: "Царство Небесное подобно закваске..." (Матф. 13, 33)

Господь сказал: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все". Ты бы хотела вникнуть в тайну этих слов, боголюбивая сестра.
Действительно, в этих словах скрыта великая духовная тайна. Телесному уму эта притча кажется до смешного простой. Ибо телесному человеку недоступно понимание о том, что исходит от Духа Святого... ибо в смысл этих слов надо проникнуть духовно.
А если проникнуть в них духовно, как рассматривали эти слова святители, то эта притча выглядит так: закваска означает Духа Святого; женщина означает душу человеческую; взять и положить - три способности души: ум, сердце и воля; мука - все три в обычном природном состоянии, все вскисло, все должно вскиснуть, т.е. проникнуть Духом Святым. Другими словами: душа человеческая, когда удостоится этого, то принимает от Творца своего Его Духа. И приняв Его, держит в уме, до тех пор пока ум не обожится, держит Его в сердце, пока сердце не обожится, и держит Его в воле своей, пока вся воля не обожится; непрестанно держит Его в этих трех мерах одновременно, до тех пор, пока вся душа не обожится. И когда все обожится, тогда и просветится и "возрастет" как "вскисшее тесто". И таким образом душа становится богатой духовно и святой. А тогда душа сможет одухотворить и тело, переродить его и освятить. И разве это не есть Царствие Божие? И разве притча эта не чудесна?

Мир и благодать тебе от Господа.

5. Одному читателю: о воде живой (Иоан. 4)

Из разговора Господа с женой самарянкой видно, как недоступны пониманию духовные истины тому, кто мыслит телесно.
Это непонимание высказала не только простая женщина, но и сам Никодим, князь еврейский. Там женщина не понимает слов о "воде живой", а здесь Никодим не понимает слов о "рождении свыше".
Разве и тебе не понятны слова эти о "воде живой"?
"А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек".
Очень часто одни слова Св. Писания объясняются другими его словами. И здесь такой же случай. Ибо в другом месте Св. Писания говорит Господь: "Кто в Меня верует, не будет жаждать во век". Живая вода тесно связана с верой во Христа. Но тогда - что есть эта "вода живая"? Это Дух Божий. "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Иоан. 7, 38).
Сие Господь сказал о Духе Святом, Которого имели принять верующие в Него. Вера во Христа - как проводник воды, а Дух Божий это и есть Вода Живая.
Через веру во Христа в нас входит Дух, и он или от Бога, или от земли и ада. Какова вера - таков и дух. Через веру во Христа мы сподобляемся Духа Христова. А Дух Христов - это Дух Божий. Почему Дух Божий называется Водой Живой? Потому, что Он животворно действует на душу человека. От пития Его душа приобретает и жизнь, и радость. Любая земная сласть жаждет большей сласти, а сладость животворящего Духа Божия не страждет большей. Ибо выше этой сладости нет ничего лучшего на свете. После пития всякой воды наступает снова жажда, но от небесной струи Духа Божия наступает состояние полноты и духовного удовлетворения.
Это знали и понимали все святые Божии, которые оставляли все земное, всем жертвовали для того, чтобы в глубине своей души открылся источник воды, которая потечет в жизнь вечную.

6. Письмо монаху Аввакуму о мысленных грехах

Ты спрашиваешь: опасны ли грехи в мыслях? Как монах, ты должен знать это хорошо. Ты, ведь, знаешь, что один из свв. отцов сказал, что суть монашества - это и есть очищение ума от злых помыслов. Известно, что и Церковь указывает на три вида грехов: делом, словом и помыслом. Потому мы и молимся о умерших, чтобы Господь простил им грехи либо словом, либо делом, либо помышлением. А что Бог изобличает и грешные помыслы, то об этом читаем в Евангелии: "И видя их помыслы Иисус сказал: зачем замышляете зло в сердцах своих?"
Сатана и согрешил не иначе, как в гордых своих помышлениях. Из за этого и был изгнан от лица Божия и низвержен в ад.
Злые мысли - это семя зла. Из этого семени вырастают грешные речи, грешные пожелания и грешные дела.
Вспомни и другую притчу Господа "о сеятеле".
Бог сеет добрые мысли в сердце человека. Тот, кто разленится и не будет сторожем над своей душой, как над посеянным полем, он будет как бы уснувшим. И вот пока он спит, приходит злой дух, враг Божий и враг человека и сеет в душе сорную травы, злые мысли. А от злых мыслей до слов и дел также далеко, как от семени до корня. Значит и здесь нет расстояния, но все как бы органически соединено.
Потому сторожи себя. Закрывай очи свои и, следуя словам святого Стифата, "испытывай плывущие мысли в своем мысленном море".
В правилах монашества самое главное упражнение - борьба с помыслами, их искорчевание, чтобы не дать им возможности перейти в дело. Разбей их о камень. Как говорится в псалме: "Дщи вавилонская окаянная, блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень". Ты понимаешь духовный смысл этих слов? Вавилон - это царство диавольское, младенцы - это его злые помыслы. Камень - Христос. Блажен тот, кто в самом начале разобьет зло в себе и сокрушит его вечным камнем - Христом.
Итак, как и ты и я знаем это, то потому нам ничего другого и не остается делать, как это совершать.

Радуйся о Господе.

7. Жителю г.Земун о цели жизни

Вы спрашиваете меня: какая цель этой жизни?
Но это открыто Евангелием и это и есть само Евангелие. Только углубляясь в Евангелие христиане могут познать истинную цель жизни.
И мусульмане могут познать эту цель в той мере, в какой Коран черпает об этом из Евангелия.
Нехристианские народы, не зная откровения евангельского, не знают и цели жизни человека на земле. А цель эта - Царство Небесное. Первые слова Христа были: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Марк. 16, 15).
И все Его притчи разве не говорят о Царстве Небесном? Свободно можно сказать, что все Евангелие Христово от начала до конца говорит и свидетельствует о Царстве Небесном, как о единственной цели жизни человеческой.
Евангелие - это книга о цели жизни и о пути к этой цели.
И конечно, основное - это цель, потому что сперва надо знать, куда надо идти, а потом - как надо идти туда.

Мир вам и радость от Господа.

8. Письмо чиновнику Ивану о трех самых важных вещах в жизни

Вы задали мне три вопроса, и вот они:
1. Какая самая высшая мысль, достойная человека?
2. Какая самая высшая забота, достойная человека?
3. Какое самое высшее ожидание, достойное человека? Думать о промысле Божием в жизни человеческой, это наивысшая мысль, достойная человека.
Ожидать смерть - самое высшее ожидание, достойное человека.
Но как надо думать о промысле Божием в ежедневной жизни человеческой? Правилом для этого может послужить нравственный Божий закон.
Согласно ему рассматривайте происшествия в жизни людей, которых вы знаете, и задумывайтесь над ними. И самое важное - проникнуть в те моральные причины, которые послужили поводом к этим событиям.
Это, конечно, не всегда легко, ибо часто причины как бы скрыты в далеком прошлом человека, а иногда они познаются, рассматривая жизнь его родителей.
Христианская исповедь и основывается на открытии этих причин.
Псалмопевец говорит: "О заповедях Твоих размышляю...".
Ибо заповеди Господни и лежат в основах всего того, что случается с сыновьями Адама.
А закон Господень это тот свет, который освещает все, что происходит в жизни человека.
Как надо заботиться о спасении души? Чтобы вам всего не перечислять, читайте внимательно Евангелие и спрашивайте Церковь. На этом свете нет высшего блага, чем душа человека. Это и есть высшее благо.
А это и есть единственное благо, которое он может спасти от гибели и смерти. Все же остальное, что не человек, а только человеческое (плоть), и что он особенно ценит и хранит, (т.е. все, что вне души), неизбежно гибнет и умирает.
Душа человеческая в очах Божиих и есть наивысшая драгоценность в этом материальном мире, по словам же Господа: "Какая польза человеку, если он и весь мир приобретет, а душу свою погубит?"
И поэтому нет другой высшей заботы достойной человека, как заботиться о спасении своей души.

9. Студенту, который спрашивает: "кто нищие духом?"

"Блаженни нищие духом, ибо их есть царство небесное", сказал Господь Иисус Христос.
Тебя смущают эти слова. Твое непонимание происходит от того, что ты неправильно воспринимаешь значение слова, смешиваешь понятие "скудоумия" с понятием "нищеты духом", которую восхваляет Христос. Нищета духовная, или сокрушение духа, - это особенность великих умов, которые когда-либо видел мир. Это сознание своего ничтожества перед величием Божиим, сознание своей нечистоты перед божественной чистотой, сознание своей полной зависимости перед безграничным могуществом Бога. Царь Давид говорил: "Я червь, а не человек". А царь Давид не был скудоумен, а обладал богатым и гениальным умом.
Его сын, мудрый Соломон, написал: "Отдайся Господу всем сердцем своим, а на свой разум не надейся". Это и значит быть "нищим духом", а именно: довериться Господу, а себе не доверять.
Блажен тот, кто может искренно исповедовать: "моя сила ничтожна, мой разум слаб, моя воля все время колеблется. Господи, помоги мне!"
Нищий духом - тот святитель, который, как апостол Павел, может сказать: "я ничего не знаю, ничего кроме Христа".
Нищий духом - это ученый, как Ньютон, который признается, что его незнание бескрайне, много глубже его знания.
Нищий духом - это тот богатый, который, как богатый Иов, говорит: "голым я родился на свет Божий, голым и уйду из него".
И святой Савва, и краль Дечански и князь Лазарь чувствовали себя всегда нищими духом. Да о чем говорить! Все апостолы и святители и праведники, да и многие миллионы религиозного народа Божия в этом мире чувствовали себя "нищими духом".
А за это и сделались, согласно Божиему обещанию, наследниками Царства Небесного. Скудоумным не считай того человека, который ограничен в знании (наук), но того, кто хвалится и гордится своим знанием.
Нищета духовная - это полная противоположность самовосхвалению и гордости. Вот от этой глупой-преглупой гордости Христос и хотел сохранить нас, когда похвалил "нищих духом".

Мир тебе и радость о Господе.

10. Богослову Б.Р., который спрашивает: "Как понять слова?", "Я в Отце, и Отец во Мне".

Почему стараешься проникнуть в глубокие тайны небес, которых не понимают и ангелы?
Верь, что это именно так, ибо Господь сказал так - вера твоя тебя вознаградит. Ибо вечное благо, бессмертное житие и царствование обещано не знанию, а вере. Ибо Бог даровал человеку способность верить, но недостаточно разума для глубины познания. Это признал и философ Кант, критик человеческого разума.
И слова эти Христа относились к вере, а не к знанию.
Он сказал св. апостолу Филиппу: "разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?".
Видишь, что Он открывает эту тайну вере, а не знанию. Не говорит: "разве не знаешь?".
А также помоги [себе] проникнуть во глубину этой тайны и некоторыми сравнениями. Разве не всякий сын в отце перед своим рождением, и всякий отец не в сыне, когда сын родится?
Не огонь ли в пламени, и пламя в огне? Не глубокое ли желание в мысли высшей, а высшая мысль в глубоком желании?
Мы все время спотыкаемся о тело, когда думаем о духовных предметах. Кто сможет победить это спотыкание, тот приблизится к пониманию духовных вещей. Может ли кто-нибудь любить больше кого-нибудь, чем мать любит своего единственного ребенка? И ребенок любит свою мать.
Их души заполнены этой любовью. И так всякий, кто любит, носит в глубине души и в уме и в сердце того, кого любит, ибо он живет внутри, в нас. Пылая божественной любовью ко Христу, апостол Павел говорит: "не я живу, но живет во мне Христос".
В христианстве любовь - это особая сила познания. Если желаешь познать небесные тайны, возлюби Бога всем сердцем своим, всей душой и всем помышлением своим. И Бог тогда вселится в твое сердце, и ты будешь в Боге, и Бог в тебе. И тогда почувствуешь истину многих вещей, которые находятся вне человеческого знания и разума (недоступны им).

Да осветит тебя небесная любовь.

11. Господину Радою И.: "О сущности вещей"

Вы сердитесь, что, читая Св. Писание, вы не находите в нем то, что ищете. Если бы вы искали Того, Кто сотворил мир, то нашли бы. Если бы вопросили, как сотворен был человек, и какая слава ему обещана, то нашли бы.
Если бы хотели познать волю Божию, и что Бог от вас ждет и требует, а именно то, чтобы вы спасали свою душу, то все это вы нашли бы в Св. Писании. Но вас все это не интересовало. Вы желали найти в Св. Писании Божий ответ на вопрос: как была сотворена праматерия, из которой возник этот мир? И какая связь всех земных вещей, и из чего они состоят? Но напрасны были все ваши попытки. На все эти вопросы Св. Писание не отвечает. Да на этот вопрос и нет ответа. Ни одно творение не может знать и не может высказать, из чего оно сотворено; ни один человек, и самый умный, не способен ответить на этот вопрос.
Свят. Василий Великий говорит: "Тот, Который о сотворении мира учит нас, что в начале Бог сотворил небо и землю, считая, что для нас достаточно это знать, знать Кто сотворил и украсил землю, какая же сущность земли (из чего она состоит) посчитал бессмысленно и бесполезно исследовать".
И апостол Христов советовал Тимофею: "От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры" (2 Тим. 2, 23).
И действительно, много было прений между людьми в течение всей истории, из чего состоит материя или праматерия. Св. Писание говорит нам только то, что необходимо для спасения души и что целенаправленно к этому. Оно нам объявляет, что этот мир создан словом Божиим, и что он как бы отражение и образ мира духовного и духовной сущности.
И зачем нам стараться проникать в тайны мира и творения, когда мы еще не отучились от кражи, похоти, ни от зависти, ни от суеты, ни от всех остальных грехов. А потому постараемся сперва сотворить то, что нужно сперва, т.е. принести покаяние во всех своих грехах, а то (познание таин природы) оставим на конец.

12. Одному сараевцу: "О грехах народной веры"

С какой силой вы так ужасно кричите: "Надо выбросить веру (преподавание религии) из школы!"
Пусть молодежь югословенская, сколько хочет, может говорить о кровавом Нероне и о человеконенавистном Калигуле, только бы в школе не упоминалось спасительное имя Господа Иисуса Христа!
Но давайте обсудим, в чем же согрешила наша народная христианская вера, что вы хотите побить ее камнями? Когда евреи взяли камни, чтобы побить Христа, Он их спросил, за какие добрые дела они хотят побить Его камнями: "за которое из них хотите побить Меня камнями?" (Иоан. 10, 32). Так и вас имеет право спросить народная, православная вера: "из-за каких добрых дел бросаете на меня камни?"
Не за то ли, что ваши безбожные предки научились веровать во Единого Разумного Бога, вместо вымышленного Перуна и его идольской семьи?
Или потому, что дикие орды ваших не крещенных прадедов создали народ культурный и благородный?
Или потому, что создала [вера] духовный лик, отца вашего народа, Саввы Неманьича, а через него и целую плеяду самых замечательных людей?
Или потому, что воспламенила сердца косовских мучеников любовью, которая сильнее смерти, за "крест честной и свободу"?
Или потому, что была светлым лучом народу во время пятивековой тьмы и бури рабства?
Или потому, что опоясала силой самопожертвования Карагеоргиевича, и Милоша, и сильных сынов Герцеговины и Черногории?
Или потому, что слепого Вышньича одарила пророческой силой, а славного Ньегоша пламенным языком?
Или за то, что наполнила грудь святосавского народа необычной силой, а горло песней, а руки талантом?
Или потому, что слезами полила и молитвами окадила все гробы мучеников на Каймакчалану, в Шабаце, в Белграде и по другим местам нашего народного жертвенника?
Или потому, что из-за моей глубокой связи с народом были раскопаны мои алтари, мои храмы осквернены, а священники убиты?
Или потому, что Я не мирюсь с безбожными и бездушными теориями разных лиц, ни с разрухой народной морали (нравственности), а наименее всего со смертью?
Ибо Я - вера в святость, в жизнь, и в воскресение.
И из-за каких из этих дел вы хотите удалить Меня от народной молодежи?
За что хотите Меня, не выслушав, осудить и побить камнями?
Когда св. Поликарпа привели на суд и хотели заставить отречься от Христа, святой старец воскликнул: "Вот уже 86 лет служу Христу, и Он кроме добра ничего мне не сделал. Как могу я отречься от Господа своего и Спасителя?" Так и наш народ. Так и весь тот народ, от которого вы требуете отречения от Христа, так вам ответит.
"Я служу Христу 1000 лет, и Он мне столько служит, и больше, и лучше чем я Ему. И ничего не сделал мне кроме добра.
И как я могу сейчас, именно сейчас, в это зловещее, страшное время как я могу отречься от Господа и Спасителя своего?".

13. Труднику, который спрашивает: "Что есть жизнь духовная?"

Но духовная жизнь ведь и есть жизнь истинная. Все остальное материя... вещь. И наше тело есть вещь - материя; земля взятая от земли. Земля, вода, огонь и воздух - вот эти четыре материи (вещества, праха земного), из которых создано тело человека. Но создано оно так чудесно, так замечательно, что ни выразить, ни описать этого невозможно.
А само тело, это ведь только материя, а не жизнь. Телега, ведь, не путник; клетка, ведь, не птица.
Что же тогда жизнь? Св. божественное Писание ясно объясняет это на первой своей странице. "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою".
Понимаешь ли ты слова эти? "посредством" и "без посредства"?
"Посредством" - значит от земли сотворил Бог тело, а без "посредства" - от Себя вдохнул в него дух жизни. Итак, человек стал душой живой. И поэтому, несмотря на то, что человек по внешнему виду материя, вещь, эта материя обладает духом живым внутри себя, духом, который исходит непосредственно от Творца.
И этим духом живым человек соединен со своим Творцом и со всем небесным духовным миром, который окружает Создателя.
И хотя этот огонек духовный очень мал, но он все же похож на вечное пламя Божества. И вот, несмотря на то, что телом мы ползаем по земле среди насекомых, этим маленьким пламенем мы связаны с высочайшими небесами и вечностью. Живая душа в теле непрестанно поддерживается и оживляется иными словами, этим божественным дыханием жизни, а это и есть жизнь человеческая. Иными словами, эта жизнь является непрерывным трудом, для того, чтобы удостоиться того божественного дыхания внутри себя. Но почему же мы должны трудиться, чего мы стараемся удостоиться?
А потому, что Творец дал нам этот дар от Себя. Никто из нас ни купил его, ни заплатил за него, но подарила нам его сама вечная Любовь.
Это дар, который ничем не может оплатиться. Потому он и дар. И каждый, кто принимает этот дар, драгоценный, как сама жизнь, должен показать себя достойным такого дара. Но как ответим Богу на Его любовь своей любовью, и как покажем себя достойными этого божественного дара? Об этом существует великая наука, которая называется духовной наукой.
Эта наука выше всех земных наук, также как и жизненное дыхание Божие выше всех земных вещей. И дающий сей дар драгоценнейший Сам научил людей, как удостоиться сего дара.
И если пожелаешь вникнуть в эту светлую и сладкую науку, пусть будет благословенно это твое желание.

Мир и радость тебе от Господа.

14. Священнику Драгутину Д.: 0 двух свидетелях Божиих

В чудесной книге Апокалипсиса предсказан приход двух могущественных свидетелей Христовых перед самым концом мира. Согласно преданию, это будут Енох и Илия. С глубокой силой своих слов и дел они будут свидетельствовать о живом Христе и как трубачи призывать испорченный род человеческий к немедленному покаянию.
Вы спрашиваете, что приблизительно они будут говорить людям? И я могу также вам только приблизительно ответить.
Они будут кричать в затверделые уши людские: "Покайтесь без откладывания, без одного дня откладывания, ибо пришел конец мира".
Над ними посмеются и сквозь смех ответят: "Этот мир не имеет ни начала, ни конца. О покаянии же когда-то говорили нам и наши бабушки и другие неученые люди".
Пророки опять повторяют: "Вы дети света. Отец ваш небесный - Отец Света, Он - Бог живой и Единый. Покайтесь и поступайте, как дети света. Смотрите, Судия уже близко, уже на пороге!". Сквозь дикий смех и насмешки отвечают им люди: "Мы не дети Света, мы боги света. Мы сами творим свет. А вы пришедшие, покайтесь лучше во всех ваших баснях, пока мы вас не осудим".
Опять начинают свою речь два Божиих человека: "Отрезвитесь, люди, перестаньте пьянствовать, отвергните ненависть и злобу. Будьте единомысленны во Христе Господе".
На это люди с горечью отвечают: "Если бы мы стали единодушны и единомысленны, то прекратилась бы вся наша политическая жизнь, которая и основана на трех главных партиях: прогрессивной, гиперпрогрессивной и ультрапрогрессивной. Значит вы против передовой модерной политики, и поэтому вас надо побить камнями".
Опять говорят пророки: "Не воюйте друг с другом, вы ведь все братья. Демон вас обманывает и издевается над вами. Освободитесь от власти злого демона".
Услышав эти слова начальники народные с гневом ответили: "Вся наша экономическая система зависит от военных фабрик, заводов. Война выбирает сильных и способных к жизни. Этому нас учат наши философы, потому и природа наша происходит от крокодилов и орангутангов. Значит вы противники прогрессивной экономики нашего времени! Мы вас убьем, если вы не замолчите".
Опять Божии люди воскликнули: "Братья, отбросьте безумные речи и мысли и быстро спасайте души свои от раскаленного пекла, которое раскрыло уже свою пасть, чтобы вас поглотить.
Покайтесь и отбросьте всякое телесное мудрование, вы ведь не скоты, а люди Божии. Вот Господь уже на пороге, чтобы судить мир!".
Раздраженные люди восклицают с яростью: "Какие такие басни вы говорите о душе? Наш научный прогресс уничтожил все эти фантазии о "душе", эти вымыслы наших предков. Самая драгоценная наша собственность - это наше тело. Это наше божество. Может быть, когда-нибудь оно и излучало из себя какую-то плаксивую слизь, что называли душой. Но больше оно ничего не излучает, благодаря эволюции оно усовершенствовалось. Больше оно не излучает душу, но творит прогресс, только прогресс!".
Тогда пророки претворили в миру всю воду в кровь для подтверждения своих слов, и суровым голосом воскликнули: "Мы вам говорим, а вы смеетесь и злитесь. Мы вас учим, а вы бунтуете. Последний раз, самый последний, говорит через нас ваш Творец, Христос распятый и воскресший, и старается вас просветить в последний раз: покайтесь! Смилуйтесь над собой и избавьте себя от вечной гибели! Разве не слышите уже колебания? Не чувствуете сотрясения земли? Не чувствуете особый запах воздуха? Не слышите голосов из иного мира? Не видите видений из этого мира? Разве вы не чувствуете приближение Суда? Покайтесь, вы, жалкие потомки грешного Адама!".
Бешенные от ярости и совсем обезумевшие закричали грешники: "Евреи убили Христа, во время Его жизни на земле, а мы убьем (наш прогресс убьет) лжеца после Его смерти. Для нас все релятивно: любую истину мы обращаем в ложь, и любую ложь в истину. Но, чтобы вы нам не мешали, мы убьем вас при помощи нашего царя. О царь наш, сатана, помоги нам!"
И в это время из бездны пекла появился сатана и распалил гнев людей до страшной ярости на двух Божиих свидетелей. И убили они их. И разразился смех и веселие грешников!
Но вот в этот же час затряслась земля с такой силой, какой еще не было с сотворения мира. И пали горы, и позасыхали источники вод, и многие люди погибли. И не было людей, чтобы хоронить мертвецов. И многие испугались и покаялись, и воздали Богу хвалу, Который жив во все века. Эти покаявшиеся явились плодом труда и муки этих двух свидетелей, мучеников за Истину. Наконец тьма, как густая смола, покроет весь мир, и многие сойдут с ума, от ужаса и горя. Тогда среди этого отчаяния людей, страшного сотрясения земли и непроглядной темноты, вдруг неожиданно раздастся хор небесных жителей, которые воскликнут: "Жених грядет!".
И вот, среди темной, безлунной ночи, вдруг засверкает свет, новый, необычный, невиданный. Это заблестит крест-знамение Сына Человеческого - заблестит вместо солнца и месяца, и ярче солнца, и осветит всю вселенную.
Тогда, именно тогда, и явится Он, спасение наше и Спаситель наш.

15. Здравке Т., который спрашивает: "Что означают слова Христа: Я пришел принести огонь на землю?"

Мы часто говорим об огне зависти, об огне ненависти, об огне похоти, и об огне всякой иной страсти. Конечно, не этот огонь принес Царь Истины и Любви Христос. Далеко от этого! Этот нечистый огонь исходит из адского пламени, покрывающего и всю землю.
Христос принес тот светлый огонь, Которым Он освещал все в вечности. Это огонь Истины и Любви, огонь чистый, божественный, исходящий из вечного пламени, которое называется Святой Троицей.
Это пламень Истины, из которой изливается теплота Любви. Это тот огонь, в котором христианин горит и не сгорает, также как и купина в пустыне горела, а не сгорала. Это тот огонь, который почувствовал пророк Иеремия в своих костях, и который заставил его проповедовать Истину Божию: "Слово Мое не подобно ли огню?" (Иерем. 23, 29).
Этот тот огонь, который сошел на апостолов в виде огненных языков, просветив и осветив простых рыбаков и сделав их великими мудрецами.
Это тот огонь, который осветил архидиакона Стефана и уподобил его ангелу Божию. Это огонь духовной истины и любви, которым апостолы и миссионеры христианские переродили весь мир, оживили труп безбожного человечества, очистив его, освятили и просветлили.
Все то, что есть доброго на этом свете, это то что исходит от этого огня небесного, который Господь низвел на землю.
Это небесный огонь, которым душа очищается, также как золото очищается земным огнем. При свете этого огня мы находим путь, узнаем откуда мы и куда идем, познаем Отца Своего Небесного и свою вечную родину.
От этого огня наше сердце загорается несказанною любовью ко Христу, также как оно загорелось у двух апостолов в Эммаусе и они сказали: "не загорелось ли сердце наше, когда Он с нами говорил?".
Этот огонь заставил Христа сойти с небес на землю, и нас побуждает стремиться ввысь к небесам. Мы все крещены этим святым огнем, по словам св. Иоанна Крестителя: "Я буду крестить вас водой, а Христос будет крестить вас Духом Святым и огнем".
Этот огонь возогревает в сердце неописуемую ревность ко всякому добру. Праведника он радует, а грешника он мучит. И нас он будет подвергать мукам до тех пор пока мы не очистимся от всякой неправды и нечистоты. Ибо написано: "Бог есть огонь, который сжигает грешников".

Мир и радость тебе от Господа.

16. Одному ревностному читателю Св.Писания, спрашивающему: "Отчего Дух Святой явился в образе огня?"

Когда Иисус Христос крестился на Иордане, Дух Святой сходил на Него, как голубь.
Снизошел не для того, чтобы что-нибудь дать Господу, но для того, чтобы символически объявить то, что есть во Христе: "незлобие, чистота, и кротость". Это и обозначает голубь. А когда апостолы собрались на 50-ый день после Воскресения Христова, Дух Святой явился в образе огненных языков.
Явился Он в виде огня для того, чтобы то, что у них есть, отнять, и что-то новое дать. Чтобы отнять от них грех, немощь, страх и нечистоту душевную, и одарить их силой, светлостью и теплотой. Ты же знаешь, как могуч огонь, как полон и света, и теплоты, и как согревает, но когда говоришь о Духе Святом, оберегайся мыслить телесно, но мысли духовно.
Тут идет речь о мощи духовной, о светлости духовной и о теплоте духовной.
А это обозначает силу воли, свет разума и теплоту любви. И этими тремя орудиями вооружил Дух Святой воинов Христовых против мира, ибо Учитель их запретил им даже палку брать как физическое оружие.
А почему пламень огня явился в виде огненных языков и почил на каждом из них? А потому, что апостолы должны употреблять "языки" для того, чтобы возвещать народу радостную весть, Евангелие истины и жизни, науку покаяния и прощения. Словами они должны были учить, словами исцелять, словами утешать, словами советовать и руководить, словами и устраивать Церковь.
И, в конце концов словами защищаться. Ибо сказал им их вождь и руководитель, чтобы они не боялись гонителей и не боялись, что им надо будет говорить на судилище, а они, ведь, были люди простые. "Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего скажет за вас". Да и разве можно было говорить обычным языком человека о самой радостной, самой великой вести, которая когда-либо достигала до человеческих ушей, а именно, что Бог явился на земле и открыл людям двери в бессмертную жизнь.
И разве от человека и от его смертной природы мог разлиться живоносный бальзам по трупному римскому царству и достичь всех концов земли?
Нет, никогда. Нет, это было возможно только огненному Духу Божию, который через уста святых апостолов рассыпал небесные огни по всей тьме земной.
О, сын человеческий, разве ты никогда не ощутил в себе Духа Божия?
Ты, ведь, крещен Духом, водой и Духом. Разве в тебе когда-либо не воссияла светлая и великая мысль, тихая речь Святого Духа? Разве когда-либо, как ветер, неожиданно, не навеяла ли в твое сердце любовь ко Творцу, и не появились вдруг слезы на твоих глазах?
Предайся воле Божией, и углубись в свою душу, и тогда познаешь чудо Пятидесятницы и все то, что произошло с апостолами.

Мир тебе и утешение от Духа Святого.

17. Одному богослову о смысле слов: "дорожа временем, потому что дни лукавы" (Ефес. 5,16).

"Дорожите временем, и не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия".
Так звучат слова св. апостола Павла. Ты спрашиваешь, что обозначают эти слова: "дорожа временем"? Блаженный Иероним объясняет это так: "Когда употребляем время наше на дела добрые, то тогда дорожим им". Блаженный Феофан Затворник говорил: "Употребляйте время ваше для пользы своей, для целей вечности".
Слова апостола имеют почти тот же смысл, что и слова Господа: "торгуйте до тех пор, пока Я не вернусь". А когда Он вернется, чтобы судить людей, то спросит нас, как мы торговали данными нам талантами? Как мы употребили то время, которое нам было дано? Продавали ли мы дешево полученное нами дорогое, как Иаков, или дорого, полученное нами дешево, как Исав? Подпали ли мы под власть соблазнов этого проходящего мира и продали душу свою за сладкую горесть земную (вероятно казавшуюся внешне сладкой - перев.), или все, что имели, отдали за спасение своей души?
Поэтому старайся исполнять все заповеди Христовы перед концом каждого своего дня. Этим отплатишь за все тебе данные Господом дары. Дорожи временем, потому что "дни лукавы". Ведь, за труды наши Создатель нам обещал вечное царствование в вечной жизни. И даже тот, кто находится в тюрьме, закован, пусть не ленится и не говорит: "я не в состоянии ничего сделать".
Пусть кается и молится постоянно Богу с утра до ночи в страшном мраке тюремном. И за это Бог восприимет от него его моления, как и от того, кто своим богатством строит церкви. Бог видит состояние человека и от каждого человека требует только то, что в его силах.
Пусть всякий день послужит тебе (твоей душе) ко спасению. Наполни его дыханием Духа Святого и наполни его всем добрым, всем, что угодно Богу.
А если этого не сделаешь, то понесет тебя водяной поток в бездну.
Так как время нашей земной жизни краткое, то разумных оно поднимет на крыльях к небесам, а безумных бросит в пропасть адову.
Одним время земное послужит к добру, а над другими будет господствовать. Время для одних будет седло, а для других оно станет седоком.

Светлость Христова пусть тебя просветит.

18. Письмо епископа Николая (Велимировича) одному славянофилу "О голоде в раю" (30-е годы).

Вас удивляет, как мог возникнуть голод в современной России!
Такой сильный голод, что даже люди в бедной Австрии собирают милостыню на хлеб голодающей России.
Как возможно, что нет хлеба в безбожном раю, где хлеб телесный воздвигнут как божество, которому поклоняются все живущие?
Взгляните и подумайте над тем, как неверующие русские пожертвовали хлебу и Бога, и Христа, и Церковь, и веру свою, и душу, и Царство Небесное, и тысячу церквей и монастырей, сотни тысяч священников, монахов и монахинь, и миллионы людей! Все было пожертвовано хлебу, и что не должно было, все что могло претвориться в хлеб - было претворено. Но а хлеба нет!
Огромные площади земли от Польши до Японии превращены в фабрику хлеба - а хлеба нет.
Весь человеческий разум запрягнут, все машины непрестанно работают на добывание хлеба - стараются извлечь тот пепел, который называется хлебом, чтобы им наполнить утробы людские, а вот люди поют грустные песни о голоде и о внутренней пустоте.
Что же это означает? Это означает, что не люди властители хлеба, а Создатель мира.
Означает, что истинны слова Христа, когда Он, Творец мира, дает человеку достаточно хлеба, когда просится у Него хлеб не как главное в жизни, а как второстепенное (Ищите сперва Царства Небесного и Правды Его, а все остальное приложится вам).
Такую заповедь дал людям Властитель духа и хлеба.
Когда животные просят хлеба, как самое главное, он им дается, но когда люди просят хлеба, как самое главное в своей жизни, они его не получают, чтобы познали, что они люди, а не животные.
Как может помочь работа тракторами и посев с аэропланов, если солнце и облака в руках чужих? И какой смысл сеять, обхаживать это огромное пространство земли, если у человека нет власти приказать семени возрасти, запретить червям их сесть, приказать солнцу их не сжечь, облакам их напоить, воде их не потопить?
Россия земля богатая, но Египет был не менее богат. А вот в богатом Египте голод длился семь лет. Из за чего? Не из-за человеческой лености, люди всегда умели обрабатывать землю - нет не из-за того, а из-за фараонова противления Всевышнему, во власти Которого и земля, и солнце, и дождь, и семя, и червяки, и все земное. И вот в то время благочестивый Иосиф спас, во имя Бога, Египет от полной гибели от голода.
И спасение наших братьев в России от голода зависит ни от машин, ни от колес, ни от человеческого ума, хитрости, умения, а исключительно только от Бога. А спасение пошлет Господь только через тех людей и ради тех людей, которые будут Его бояться.

19. Одному продавцу газет Ивану: О страданиях житейских (сокращено)

Не падай духом. Не думай о зле. Творец твой близко. Всемилостивый смилуется над тобой. Он испытывает твою веру и надежду. "Бьет всякого сына, которого принимает...". Думаешь, что сейчас нет христиан, которые испытывают муки, и принимают их с радостью? Вот теперь в России повторяется история апостольских страданий и мук. До нас доходят вести, что христиане в России переносят страдания с радостью. Но и у нас найдутся люди, которые могут с апостольской радостью переносить муки жизни. Они (эти мученики) неизвестны миру, и газеты о них не пишут. Они в тишине шепчут своим духовникам о своих муках и молятся о мучителях. Холод страданий не уничтожает теплоту их надежды. Какой человек в самую суровую зиму перестал бы верить в приход весны? Только тот, кто потерял веру.
Суровая зима была бы во много раз тяжелее без ожидания весны.
И тебе пошлет Творец твою весну после мрачных твоих дней. И ты тогда обрадуешься и возвеселишься. И рассердишься на себя, за то, что был подвергнут сомнению и терял веру и надежду.
Итак, надейся и не клонись ко злу. Твой Создатель вблизи тебя. Зима проходит и весна у порога. Мир тебе и благословение от Бога.

Перевод с сербского монахини Иоанны (Помазанской), Джорданвилль, США, из книги
"Мисионарска Писма", издание Западно-Европейской епархии СПЦ, Дюссельдорф, 1977

При публикации была несколько изменена орфография и текстовое оформление.

Молитва о русском народе Епископа Николая

Всемудрый Боже, чьи суды неиспытуемы и пути неизследимы, милостиею внемли и услыши молитву нашу за Твой русский православный народ!
Ты допустил, чтобы самый верный твой слуга подвергся тяжелым мучениям, как допустил мучения для первых апостолов Твоих, пророков и праведников. Весь обнажен и изранен, брошен слуга Твой на гноище, как некогда праведный Иов, на посмешище сатаны и поругание соседей. Мучения лютые, а человек слаб: Господи, помоги! Воздвигни слугу Твоего и уврачуй раны его.
Знаем, Господи Боже наш, что Ты по всемудрому промыслу Своему допускаешь страдания избранных Твоих, чтобы, как золото на огне и через огонь страданий очистились от земли и еще больше засияли. Но не допусти, Боже милости и любви, чтобы сатана долго насмехался и лицемеры долго издевались над Твоим крестоносным народом русским.
Знаем, что Ты допускаешь несчастье на самые светлые души для их большей славы и на страх и трепет неправедным и подлым. Знаем, что и Твое славное Воскресение, Христе, совершилось после поруганий, крестных мук и смерти. Поэтому мы в свете Твоего страдания воспринимаем мрак русского страдания и ожидаем воскресную его славу. Как для расслабленного при Вифезде не нашлось человека, который помог бы ему, пока Ты не пришел, так и сегодня для великого русского народа нет человека в мире, который мог бы помочь ему без Тебя, Боже наш и Спаситель наш.
Не отложи, Господи благий, Твою помощь, Ты, скоропоспешный на помощь. Не отложи и не откажи, но как милостивый Самарянин обратись к народу русскому, подвергнувшемуся нападению от разбойников, всему избитому, и подай ему руку, и исцели ему раны, и возврати ему здравие, сияние славы, чтобы самый верный слуга Твой прославлял Тебя в будущем еще больше, чем славил Тебя в прошлом - Тебя, Спасителя своего, со Отцом и Духом Святым во веки веков. Аминь.

***
Эта молитва была составлена сербским епископом Николаем (Велимировичем) Жичским в апреле 1935 г. Уже почти два десятилетия большевики в России вовсю разрушали православные церкви. Среди исполнителей приговоров позорное большинство составляли в прошлом те самые "лица православного вероисповедания" - основа населения Российской Империи. А епископ молится о "великом народе русском" Прекрасно знал Владыка о происходящем в России. Но величие падшего народа - в тех его "крестоносных" представителях, что не изменили Христу. Они суть залог того, что Господь помилует духовно недугующий народ и приведет к новой славе через покаяние. Епископ Николай верил в это и свою веру засвидетельствовал в пытках, пройдя через нацистский лагерь Дахау.
Община Св. Преподобномученицы Елизаветы
CША, апрель 2004 г.


  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.