ОГЛАВЛЕНИЕ
  - "Яко один от древних". Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи", инок Всеволод
  - Схиигумения Мария (Дохторова)
  - "Сквозь метель - Небесный Сад...", поэзия Аллы Зуевой
  - "А на каждом кресте - Христос... Соловки 2006", О. Гольцова
  - "Сейчас нельзя молчать! Открытое обращение к архиереям Русской Православной Церкви", иеромонах Феодосий
  - "Мир и мы", архиеп. Аверкий (Таушев)
  - Новая книга стихов инока Всеволода "Иное. Аскетическая лирика"
  - "Немноголетний старец. Жизнеописание схиархим. Амвросия Мильковского", архиеп. Антоний Сан-Францисский
  - "Русский Инок" №12, июнь 1914 г.
СТАТЬИ
Валаамское стояние

О делании умном и... безумном

Небесные силы и наша современная жизнь

Ангел покаяния

О двух тайнах

Осознание

Жестокосердие

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Духовная поэзия

Почва (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)



   №52 (215) Декабрь, 2006

«ЯКО ОДИН ОТ ДРЕВНИХ»
Жизнеописание митрополита Виталия (Устинова) на фоне эпохи


Инок Всеволод (Филипьев)



Оглавление

Вступление
Детство и юность: первые испытания
Исход из мира и начало церковного служения в Ладомирово
Борьба за русские души в Германии и Англии
«Таковой нам подобает архиерей». Бразилия
На Канадской кафедре. Важные вехи истории РПЦЗ
Первосвятитель: вождь и пророк
Крест митрополита
Заключение


Вступление

12/25 сентября 2006 года в Канаде отошел ко Господу митрополит Виталий (Устинов), несший первоиераршее служение Русской Зарубежной Церкви с 1986 по 2001 годы.
Владыка Виталий прожил на земле почти век, до столетнего юбилея оставалось всего четыре года. Год кончины оказался знаменательным годом для митрополита Виталия: 65 лет священнослужения, 55 лет архипастырства и 20 лет с начала первосвятительского служения. На момент кончины владыка был одним из старейших иерархов не только Русского, но и Вселенского Православия.
Все перипетии бурного ХХ столетия отразились на жизни митрополита Виталия - он дитя времени, стойко и мужественно несший крест служителя Христова. Безбожная революция 1917 года, вынужденная потеря родины, трудности эмигрантской жизни, борьба с атеизмом, защита от насильственной репатриации русских беженцев из числа Ди-Пи, миссионерское служение на западе, слово правды, обращенное к русскому народу - все это, а также многое другое о чем речь ниже, стало вехами жизни владыки Виталия.
Наше краткое жизнеописание митрополита хочется начать словами нынешнего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, митрополита Лавра, обращенными к владыке Виталию в 2001 году, от лица джорданвилльской братии: «В 1938 году Вы вступили в наше Печатное братство, находившееся тогда на Карпатской Руси в Словакии, в селе Ладомирово. Через несколько лет священноначалие призвало Вас нести служение Церкви в дали от нашего братства. Но где бы Вы не находились - в Германии, Англии, Бразилии, Канаде - Вы везде старались исполнить заветы основателя нашего братства, архиепископа Виталия (Максименко). Всюду Вы учреждали печатни и несли людям слово правды на русском, английском и французском языках. Вы всегда с любовью вспоминали наше Печатное братство, и мы смиренно продолжали и продолжаем считать Вас Высокопреосвященнейшим собратом нашего братства» («Православная жизнь», №8, 2001 г., Джорданвилль).

Детство и юность: первые испытания

Митрополит Виталий (в миру Ростислав Петрович Устинов), родился в 1910 г., в Санкт-Петербурге, в семье морского офицера Петра и дочери жандармского генерала Лидии. Через некоторое время семья переехала в Севастополь. Там Ростислав провел первые годы своей жизни. Вот что позже вспоминал владыка Виталий об этом времени, а также и о перемене, принесенной революцией: «Я застал царскую Россию... Я помню ее в деталях, а главным образом я помню ее дух... в царское время все было спокойно и благочестиво. Бывало, выйдя в сад, слышишь перезвон церковных колоколов. Так хорошо и сладко было на душе, будто небо спускалось на землю, и чувствовался непонятный, глубокий мир. Запомнил я все это скорее не просто памятью, а сердечной памятью...»; «Вспоминается интересный случай... Я точно помню, как бабушка взяла газету и сказала следующие слова: «Это конец России!». На передовой странице крупными буквами было написано, что государь отрекся от престола»; «Я помню эту незабываемую разницу, когда грянула революция. Все переменилось. Небо изменилось. На всех напал мистический страх. Все потеряли душевный мир...» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник», США, 2001 г.).
Да, это был конец Российской империи, но одновременно для лучших сынов России - это было начало борьбы за Святую Русь!.. В 1920 году Ростислав поступил в Крымский кадетский корпус, основанный генералом Врангелем в Феодосии. В том же году, после великого исхода белой эмиграции с родины, семья Ростислава, претерпев странствования по разным странам, окончательно поселилась во Франции, где Ростислав окончил колледж, а затем отбыл воинскую повинность во французской армии.
Одаренность юного Ростислава сказалась уже в те годы: командир его полка обещал свое покровительство в создании условий для успешной военной карьеры. Однако, молодой военный бригадир Ростислав Устинов, прожив к тому времени короткую, но бурную и драматичную жизнь в миру, уже тогда имел горячее желание оставить суету мирскую и уйти в монастырь. Для него начиналось время духовной брани.

Исход из мира и начало церковного служения в Ладомирово

Несмотря на противодействие семьи, Ростислав двадцати восьми лет от роду, в 1938 году, прибыл в монастырь преп. Иова Почаевского в Словакии. Этот монастырь в селении Ладомирово был основан архимандритом Виталием (Максименко; позже - архиепископ), главой исторической печатни Почаевской лавры. Ладомирово - стало важным миссионерским центром, братия которого впоследствии переехала в Джорданвилль, где продолжила свое миссионерское служение.
В 1939 году Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, отчасти в честь аввы и основателя монастыря - владыки Виталия (Максименко), который в то время уже нес епископское служение в Северной Америке. Великим Постом 1940 года, инок Виталий был пострижен в мантию архимандритом Серафимом (Ивановым) настоятелем монастыря, и в том же году - рукоположен в сан иеродиакона. В 1941 году в городе Братиславе митрополит Серафим (Ляде) Берлинский и Германский рукоположил отца Виталия во иеромонаха, и направил окормлять два словацких села - Порубку и Медвежье.
Отец Виталий продолжал жить с братией в Ладомирово, а на субботу-воскресение, уезжал служить во вверенные ему приходы. Причем ездить ему приходилось на велосипеде. Первоначально отец Виталий нес в монастыре ежедневное послушание на кухне, затем он стал печь хлеб, а впоследствии сделался наборщиком в печатне. Исполнял будущий митрополит и общемонастырские послушания по работе на огороде, в том числе, носил из нужников навоз для удобрения земли, о чем часто вспоминает старейший трудник Джорданвилля Лев Павлинец, принимавший участие в тех же работах вместе с отцом Виталием.
К концу войны, братии монастыря преп. Иова Почаевскаго пришлось покинуть обитель в Ладомирово при приближении наступающей красной армии. Братство и делом и печатным словом всегда безстрашно обличало безбожный коммунизм и по этому не оставалось сомнений, что с приходом «советов» последует жестокая расправа. О том же зловеще свидетельствовали и некоторые факты: незадолго до прихода в Словакию советской армии на стенах монастырского собора в Ладомирово появились изображения серпа и молота, пятиконечной звезды, а также надпись: «Попы - каты (злодеи)!», «Смерть попу!» и т. п.
В это время случилось одно знаменательное событие! Когда братия уже выехала в Братиславу и готовилась дальше двигаться на запад, некоторые члены братства обезпокоились судьбой двух юных послушников из местных мальчиков карпатороссов - двух Василиев, оставшихся в Ладомирово с родителями. И тут случилась оказия предложить им уехать с братством, так как отец Виталий решил поехать на праздник Преображения послужить на приход в Медвежье. В эту поездку он забрал двух послушников с собой. Мальчики привязались к братству и полюбили монастырскую жизнь, и потому с радостью отправились в путь. Эти послушники ныне - первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Лавр и старейший собрат Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле архимандрит Флор.

Борьба за русские души в Германии и Англии

Прибыв в Германию, отец Виталий сначала попал с братством в Берлин, а затем уже самостоятельно в Гамбург. Там он по поручению церковной власти окормлял множество беженцев Ди-Пи в лагерях северной Германии. Наиболее крупным был лагерь Фишбек, устроенный на севере Гамбурга трудами иеромонаха Виталия и архимандрита Нафанаила (впоследствии епископа Венского).
Этот лагерь в течение нескольких лет был одним из центров русской православной жизни в Европе. Оттуда вышло много будущих служителей Русской Зарубежной Церкви. В лагере размещался Успенский храм, настоятелем коего был отец Виталий. Он вообще стал ключевой фигурой Фишбека. Очевидцы вспоминают будущего митрополита Виталия разъезжавшего туда и сюда по многочисленным делам на мотоцикле, с развевающейся по ветру наметкой монашеского клобука. Множество русских были обязаны отцу Виталию спасением жизни. Нужно отметить, что этот период жизни отца Виталия, характеризуемый опасной и непримиримой борьбой с происками советов, отложил неизгладимый отпечаток на жизненную позицию митрополита.
Начиная с 1947 года Ди-Пи начали разъезжаться по разным странам, поэтому в этом году архимандрит Виталий был назначен Синодом РПЦЗ на новое место служения - в Англию. Будучи настоятелем лондонского прихода, неутомимый миссионер ездил по всей Англии: обращал в Православие тех, кто стремился к истине, организовывал приходы, в частности, - в городах Манчестере, Престоне и Брадфорде.
Позже, говоря о своем опыте миссионерской деятельности, в том числе и в Англии, владыка Виталий писал: «Я лично убежден, что в нашу задачу в рассеянии входит не только окормление нашего русского народа, оберегать его от денационализации, но также и известное миссионерство среди инославных. У меня есть внутреннее стремление к миссионерству среди иностранцев. За наше пребывание в Лондоне, нам удалось перевести в православие около десяти человек англичан, что кажется мало, но все они стали искренними православными людьми. Лучший из них перевел на английский язык сокращенное «Добротолюбие» (речь идет об известном переводчике и миссионере среди англоязычных, архимандрите Лазаре Муре - прим. и. В.Ф.). За эти годы у нас выработалась очень хорошая система миссионерства. Мы все время разъезжаем, оставаясь иногда продолжительное время в том или ином пункте, но, зная, как велика слабость и удобопреклонность к падению человека, мы большую часть времени проводим в общежительной жизни, в которой мы спасаемся, как в некоей раковине, от морских хищников страстей наших. Одним словом, мы привыкли жить среди народа и в то же время вести монастырский образ жизни» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник», США, 2001 г.).


Молодой епископ Виталий (Устинов)

«Таковой нам подобает архиерей». Бразилия

На праздник святых апостолов Петра и Павла 1951 года, в Лондоне, архимандрит Виталий был хиротонисан во епископа Монтевидеоского и назначен в Бразилию, в качестве викария архиепископу Феодосию, проживавшему в Сан-Пауло. В хиротонии владыки Виталия приняли участие епископы Нафанаил Венский и Леонтий Женевский.
Новорокуположенный архиерей понимал с какими трудностями предстоит ему столкнуться лицом к лицу. В слове при наречении во епископа он отмечал: «Господь призывает меня служить в апостольском чине Его святой Церкви. Но в каких условиях живет Она!.. Мир, в котором так сиротливо живет теперь Православная Церковь, утратил свою духовную девственность. Лжеучители и лжехристы обтекли всю подсолнечную и каждому народу рассказали о Христе по своим лжеучениям, так что осталось только одно имя Спасителя, которым они прикрывают вымышленного Христа, и в нашей ревности мы почти вправе воскликнуть: лучше было бы им совершенно ничего не знать о Христе, ибо научать легче, чем переучивать... Вот перед какими трудностями стоит наше епископство Православной Русской Зарубежной Церкви. И на этот крестный путь архиерейства вступаю и я. Много мне нужно помощи, а наипаче нужна сугубая благодать Божия, благодать премудрости и разума, которые помогли бы мне раскрыть в моей душе широкий диапазон от предельной снисходительности до непреклонности мученичества. Помолитесь обо мне, преосвященнейшие владыки, и ты, православный христолюбивый народ, чтобы Господь исполнил меня этими духовными богатствами. Это общее наше дело» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник, США, 2001 г.).
Епископ Виталий поселился в пригороде Сан-Пауло, местечке Вила-Альпина. Там он основал монашеское братство и продолжил печатное дело ладомировского Иовлевского монастыря. К тому времени, трудами бывшей ладомировской братии это печатное дело продолжалось, кроме Бразилии, также в Мюнхене и Джорданвилле.
Новым плодом миссионерско-печатной деятельности владыки Виталия стал журнал «Православное обозрение», первый номер которого вышел в том же 1951 году в Бразилии. Впоследствии журнал издавался несколько десятков лет. Номера журнала содержат интереснейшие материалы, среди которых выделяются статьи и проповеди самого владыки Виталия.
Направленность и задачи журнала были сформулированы епископом Виталием так (этот текст перепечатывался из номера в номер): «Наш журнал ставит себе целью возродить древнее святоотеческое, православное мировоззрение, предлагая православную точку зрения на самые современные явления и события. Со времен Петра Великого наша православная школа и образованное общество подпали под влияние протестантских и римских мыслей, от которых мы и до сего дня полностью еще не освободились. Такое раздвоение и настроение нашей идеологии очень расслабило наши нравственные силы. Мы потеряли свою духовную цельность, целеустремленность, и самое главное горе в том, что с таким полусхоластическим, расщепленным мировоззрением невозможно за собой никого повести.
Мы неоднократно взывали к небу словами пророка Давида: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный», потому что глубоко сознавали, что нет у нас вождя и пророка. Но вождь и пророк воспитываются сильной мыслью и глубокой верой в эту мысль. Никто никогда не пойдет за тем, кто сам не верит, что Православная Церковь есть единая, единственная истина и нет на земле другой Христовой Церкви.
В особенности мы боимся за наше молодое поколение, которое все больше и больше погружается в какое-то состояние глубокого сна. Нельзя теперь просто говорить и проповедовать молодежи, что надо молиться и поститься и повторять вечные истины по старым схоластическим учебникам. Необходимо показать, почему и как это все надо делать в современных условиях» («Православное обозрение», №60, Март 1985 г., Канада).
В Бразилии владыка окормлял новоприбывших русских эмигрантов, создавал русские школы и приходы, в частности, трудами его братства были основаны приходы в городе Гоянии и пригороде Сан-Пауло, местечке Педрейра.

На Канадской кафедре. Важные вехи истории РПЦЗ

В 1955 году епископ Виталий вместе со своим монашеским братством был переведен в Канаду, в город Эдмонтон, откуда управлял западной частью Канады. Потом он был назначен в Монреаль, с возведением в сан архиепископа Монреальского и Канадского. Продолжилась разносторонняя архипастырская работа. Трудами владыки Виталия были созданы новые приходы в Монреале и в Оттаве.
В Канаде владыка Виталий потрудился по распространению монашества: он основал Свято-Успенский скит около полустанка Гранада и Спасо-Преображенский скит в окрестности города Мансонвилля, да и само Архиерейское подворье в Монреале представляло из себя монашескую общину.
Продолжалось и миссионерское издательское дело. Помимо журнала «Православное обозрение» владыка с братией издавал духовные и богослужебные книги и брошюры, которые не только распространялись за рубежом, но проникали и за железный занавес в подъяремную Россию.
На посту кормчего Канадской епархии владыка Виталий встретил событие, судьбоносное не только для зарубежья и России, но, верится, и для всего мира. Речь идет о канонизации Русской Зарубежной Церковью сонма Новомучеников и Исповедников Российских и Святых Царственных Мучеников, состоявшейся в Нью-Йорке 19 октября/1 ноября 1981 года. Будущий митрополит, как и все архипастыри Зарубежной Церкви, считал эту канонизацию событием эпохальным, ибо прославление сонма новомучеников земной Церковью не могло не иметь отклика этих праведников и на небесах, у престола Божия! Возможно здесь и был поворотный пункт в деле воскресения православной России.
Через год последовало явное знамение милости Божией - состоялось чудесное обретение Иверской Монреальской Мироточивой иконы Богородицы. Обильное мироточение иконы в течение пятнадцати лет стало предвестием грядущих благих перемен на родине - освобождения Православной Церкви от ига богоборческой советской власти и начала духовного возрождения русского народа. В течение всех пятнадцати лет, до мученической кончины хранителя иконы брата Иосифа Муньоса и сокрытия самой Монреальской иконы в 1997 году, брат Иосиф с иконой находился в послушании у митрополита Виталия. Более того, именно владыка Виталий, будучи архиепископом Монреальским и Канадским, официально засвидетельствовал чудо обретения новой Мироточивой иконы Богородицы.
Брат Иосиф вспоминал, что вскоре после начала мироточения иконы, владыка «узнал о чуде и передал нам, чтобы мы приехали в монастырь (в Мансонвилле - прим. и. В.Ф.). Когда мы приехали в монастырь с иконой, завернутой в кусок материи, которая была вся пропитана миром, то владыка прежде всего взял вату и обтер ею досуха всю икону, сняв таким образом все миро, находившееся на иконе. Затем он взял образ и пошел по всем помещениям трехэтажного монастырского дома. Когда он возвратился в храм, то икона опять была покрыта миром, которое текло по рукам владыки. Он поклонился иконе и сказал, что происходит великое чудо» («Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Монреаль-Москва, 2003 г.).
Владыка Виталий всегда чувствовал себя ответственным за Монреальскую икону и ее верного хранителя брата Иосифа. Вот что сообщается по этому поводу в «Летописи Дома Иконы»: «Архиепископ Виталий, ставший в 1986 году митрополитом, очень часто призывал брата Иосифа сопровождать его во всех поездках по епархии, а также по приходам разных частей света, приглашавших Мироточивую икону. Брат Иосиф становился тогда послушником и чуть ли не келейником владыки... Все заранее испрашивали благословения у митрополита на приезд иконы. В последнее время из-за отдаленности местожительства митрополита (в Синоде, в Нью-Йорке - прим. и. В.Ф.) и более редкого с ним общения, брат Иосиф получил от него доверенность, чтобы самому составлять расписание своих путешествий на весь год» («Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Монреаль-Москва, 2003 г.).
Необходимо сказать еще об одном важном для всех православных деянии Русской Зарубежной Церкви, в подготовке которого активную роль сыграл владыка Виталий, а именно - о принятии анафемы против экуменического лжеучения. Еще на Архиерейском Соборе 1967 года владыка Виталий сделал фундаментальный доклад, раскрывающий опасность экуменического движения. Этот доклад стал классическим антиэкуменическим документом, по сей день пользующимся большим авторитетом у верующих в России и за рубежом.
Провиденциально, что именно в мансонвильском Спасо-Преображенском скиту архиепископа Виталия, в 1983 году, состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ официально осудивший экуменизм. Разъясняя впоследствии смысл принятия антиэкуменической анафемы, владыка Виталий подчеркивал, что она, прежде всего, имеет целью оградить от лжеучения паству Русской Зарубежной Церкви и не распространяется на другие православные юрисдикции, хотя и ставит вопрос об экуменизме на повестку дня перед всеми православными.
В частности, архиепископ Виталий писал: «Вот уже сто лет, как экуменизм нападает на единственную истинную Церковь Христову... С православной точки зрения накопилась огромная литература, разоблачающая экуменизм, как ересь ересей... По всей вероятности, прошло время полемики и пришла пора ее осудить... наш Собор 1983 года осудил экуменизм и провозгласил ему анафему в следующем тексте (текст приводится по синодальному журналу «Церковная жизнь», №№7-8, 1984 г., стр. 177 - прим. и. В.Ф.): «Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истиннаго священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики, или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема». Провозглашая анафему, - продолжает архиепископ Виталий, - мы оградили свою паству от апокалипсического искушения, но одновременно возложили на совесть всех Поместных Церквей серьезную задачу, которую они должны рано или поздно решить в ту или другую сторону... Место Русской Православной Зарубежной Церкви видимо в совести всех православных. Это для нас большой крест, который возложил на нас Господь. Но молчать больше нельзя, ибо дальнейшее молчание уподобилось бы предательству истины, от чего да избавит нас всех Господь» («Православная Русь», №10, 1984 г., Джорданвилль).

Первосвятитель: вождь и пророк

В 1985 году почил о Господе третий первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Филарет. Встал вопрос о выборе нового первоиерарха. Это было время, когда в России уже чувствовалось движение народа к Православию, появлялись новые исповедники веры, подобные новомученику Борису Талантову (+1971 г.), как например, Владимир Русак и Александр Огородников. Советская империя доживала свои последние годы, и потому пост первоиерарха РПЦЗ в это драматическое время должен был быть занят твердым в вере и безкомпромиссным духовным вождем. Неслучайно поэтому Архиерейский Собор со всей серьезностью подошел к данному выбору и в итоге владыка Виталий стал единственным первоиерархом в истории РПЦЗ, который был избран по жребию.
Вот как описывается это в «Послании Архиерейского Собора к пастырям и пастве» 1986 года: «9/22 января мы собрались в Нью-Йорке на Архиерейский Собор с целью избрать первосвятителя нашей Церкви... избрать современного апостола, который взял бы крест этого служения и последовал за Христом вместе с паствою. Готовясь к избранию, мы сознавали свою ответственность в этом деле не только перед паствою зарубежной, но и перед всей многострадальной Русской Церковью, перед современными мучениками и исповедниками ее. Ведь в силу нашей свободы мы являемся их надеждою и возможной помощью... Вот почему так ответственно было избрание из нашей среды, из шестнадцати свободных русских епископов, достойного святителя нашей Церкви. Сознавая наше недостоинство, мы единогласно решили предоставить это дело воле Божией, избрать митрополита жребием... Так же жребием, из трех кандидатов... был избран святейший патриарх Тихон». Далее следует описание избрания первоиерарха по жребию: «После Божественной литургии, была отслужена соборне панихида по трем митрополитам Русской Зарубежной Церкви, после чего молебном перед чудотворной иконой Матери Божией Знамение, открыли заседание Собора... Поставили двух кандидатов и с горячей молитвой обратились к Заступнице рода христианского... Положили имена кандидатов на икону Матери Божией. Благоговейный старец архимандрит Геласий, приняв благословение от старейшего архиепископа Серафима, вынул жребий, который пал на архиепископа Монреальского и Канадского Виталия. И так совершилась о нас воля Божия» («Православная Русь», №2, 1986 г., Джорданвилль).
Один из старейших архиереев, архиепископ Антоний (Бартошевич) от лица всей Зарубежной Церкви напутствовал нового митрополита словами: «Возлюбленный наш архипастырь! Тебя Господь поставил на престол апостольства в трудное время и в ответственный момент жизни нашей Церкви... Помни, владыко, что ты единственный и особенный в наше лукавое время первосвятитель Церкви, свободно избранный, свободно поставленный, свободно учащий, свободно действующий, свободно правоправящий слово Христовой истины. Да поможет тебе Господь нести трудный крест святительства, святительства не Зарубежной только, но и всей Российской Церкви, крест русского народа, его мучеников, исповедников, и быть их надеждой и радостью!» (Там же).
И митрополит Виталий ревностно исполнял данный ему при хиротонии наказ. Обладая подлинным даром проповедничества, он неустанно возвышал голос в защиту гонимой Церкви на родине, обличал компромиссы в делах веры, призывал быть христианами не только по имени, но и по жизни.
Особенно стоит отметить заботу митрополита о распространении среди православных умного делания и молитвы Иисусовой. Это был подлинный апостол исихазма в наше время. О чем бы и перед какими бы слушателями не говорил владыка Виталий, он всегда возвращался к проповеди умного делания (смотри об этом нашу работу «Учение митрополита Виталия о молитве Иисусовой и перерождении» в книге «Охранительство», Москва, 2004 г.). Знаменательно, что свое самое первое слово после хиротонии митрополит посвятил также сердечной молитве. «Если молитва не исходит от сердца, - предостерегал в своем слове архипастырь, - то ее нельзя назвать молитвой, это только слова; от такой формальной молитвы человек не получает никакой пользы».
На период первосвятительства митрополита Виталия выпало два судьбоносных события: празднование тысячелетия Крещения Руси и падение коммунизма в России.
На важность первого события указывал митрополиту Виталию архиепископ Антоний в своем напутственном слове после хиротонии первоиерарха: «Тебе предстоит провести... торжественный юбилей 1000-летия Крещения нашей родины. 1000 лет мы живем христианами, что должны показать не на словах, а на деле. Этот юбилей мы должны провести здесь так, чтобы он был юбилеем и там, на родине... Отсюда услышат наши порабощенные братья голос Русской Церкви, твой голос, владыко, как святителя Божия» («Православная Русь», №2, 1986 г., Джорданвилль).
Справедливым оказался этот призыв, ибо если на родине, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, патриарха Пимена принудили написать послание от 17 октября 1987 года, по случаю 70-летия коммунистической революции, и таким образом «смешать» два противоположных по характеру события - принятие русским народом Христианства и принятие атеистической идеологии коммунизма, то первоиерарх РПЦЗ, поздравляя верующих с Крещением Руси, одновременно обличал атеизм и советское гонение на Церковь.
В юбилейном послании Архиерейского Собора РПЦЗ по поводу 1000-летия Крещения Руси особенно подчеркивалось единство русского церковного народа в России и зарубежье и с новой силой был воспет идеал современного мученичества за Христа: «Русская Церковь сегодня - это, прежде всего, необъятное море верующих нашей страны, скорбящих и гонимых Христа ради и правды Его, пастырей, ушедших в катакомбы своих сердец, отцов и матерей, молитвами спасающих чад своих от безбожия и неверия, детей-исповедников, всех в немощи сильных, которых недостоин современный мир. Верим мы, что недалек тот час, когда современные гонители, подобно Юлиану Отступнику скажут: «Ты победил Галилеянин!». Тогда восстанет Русская Церковь, очищенная гонениями, омытая кровью новомучеников, как прекрасная невеста Христова» («Православная Русь», №15, 1988 г., Джорданвилль).
Празднование 1000-летия Крещения Руси, как известно, стало как бы прологом к новому Крещению Руси и падению коммунистического режима в России. Безусловно, на духовном уровне, возвращение народа к вере и постепенный отказ от атеистического мировоззрения были вымолены новомучениками и исповедниками Российскими, прославленными Русской Зарубежной Церковью в 1981 году.
Смело обличая коммунистическую идеологию митрополит Виталий, однако, подчеркивал, что характер западного мировоззрения внутренне сроден с советским. Он писал: «Не может быть большей трагедии, как смотреть на этот мир с его относительно хрупким и хилым добром, как на конечную цель всего мироздания... Гуманизм, социализм, коммунизм и вообще все, что вне Церкви Христовой, по своим мыслям и стремлениям грешат одним главным грехом: они все без исключения основываются и материально и духовно на земле, временное приняли за вечное, тень почитают за предмет, остановились там, где нет остановки» («Рождественское послание», «Православная Русь», №1, 1988 г., Джорданвилль). И митрополит Виталий вдохновенно призывал к восприятию вечных и высших евангельских идеалов, а главное - к жизни по Евангелию!
Когда пал железный занавес и казавшееся ранее невозможным стало возможно, владыка Виталий, всем сердцем открылся русскому народу. Он вел широкую переписку с верующими в России. К нему в письмах, а иногда и по телефону, обращались священники, монашествующие и миряне, ученые и простецы, молодые и старые, и он всем по возможности отвечал. Владыка щедро посылал духовную литературу и иконки Русской Зарубежной Церкви в Россию, ведь на первых порах там ничего подобного не имелось. Митрополит был доступен и для приезжавших из России паломников и гостей: он тепло встречал и некоторых буквально не отпускал часами, беседуя о современном состоянии России. Известны случаи, когда новоприехавшие из России и «случайно» зашедшие в Синод, услышав проповедь митрополита Виталия, оставались в Церкви навсегда и становились сознательными верующими.
Удивительно то, что митрополит Виталий, к сожалению, так никогда и не побывавший в России снискал такую любовь российских верующих! Об этом говорит хотя бы такой факт, что простые монахини, с большой трепетностью, словно лепту евангельской вдовы, передавали митрополиту в Нью-Йорк свое рукоделие - вязанные вещи и восковые свечи...
Первое значительное знакомство россиян с Русской Зарубежной Церковью, Джорданвиллем, Иверской Монреальской иконой и самим митрополитом Виталием состоялось благодаря документальному фильму режиссера Вадима Виноградова «Русская тайна». Вадим Виноградов специально приехал из России и смог в своем фильме поведать о духовной сокровищнице русского зарубежья. Знаковыми стали слова митрополита Виталия, из этого фильма, о том, что русская эмиграция - это не политическая и не экономическая, а именно религиозная духовная эмиграция! По промыслу Божию фильм «Русская тайна», с началом «перестройки», широко транслировался по центральным каналам российского телевидения, да и сейчас время от времени его трансляцию повторяют.
Митрополит Виталий был убежденным сторонником открытия российских приходов РПЦЗ, каковое решение и было принято Архиерейским Собором 2/15 мая 1990 года («Православная Русь», №12, 1990 г.). Сейчас некоторые считают, что такое решение было неверным. Однако, непристрастному наблюдателю ясно, что этот шаг был в то время необходимым и своевременным. Нужно иметь ввиду, что Собор Русской Зарубежной Церкви никогда не принял бы такого решения, если бы не горячие просьбы об этом из России, причем из среды самой Московской Патриархии. Среди сторонников РПЦЗ в России были представители культуры, литературы, историки, общественные деятели, в том числе бывшие политзаключенные, среди них: В. Солоухин, П. Паламарчук, В. Пореш, В. Тростников, А. Антонов, В. Виноградов, З. Крахмальникова, С. Красовицкий, А. Нежный, П. Проценко, А. Огородников и другие.
Российские приходы Русской Зарубежной Церкви по большей части играли роль представительств, где можно было встретиться с приезжавшими из зарубежья архипастырями и клириками, услышать их слово, получить литературу, отображающую мировоззрение церковного зарубежья, да и просто пообщаться с мирянами-эмигрантами. К тому же, нужно иметь ввиду, что слишком сильно было в начале 90-х непонимание между архипастырями и клиром РПЦЗ и РПЦ-МП. Требовался подвиг взаимного узнавания; такое «узнавание» не могло проходить гладко и безошибочно с обеих сторон, и потому российские приходы РПЦЗ подобно арьергарду армии приняли огонь на себя. Разъяснительная и пастырская работа таких священнослужителей РПЦЗ в России, как, например, отец Лев Лебедев, принесла добрые плоды, ибо лучше - отрезвляющее слово горькой правды, чем сладкая ложь. Владыка Виталий покровительствовал «зарубежным» клирикам в России, стараясь утешить и подбодрить их на нелегком пути.
Говоря о важных событиях зарубежья, отметим, что митрополит Виталий возглавил празднование двух юбилеев Русской Зарубежной Церкви - 700-летия Курской-Коренной иконы «Знамение» - Путеводительницы русского зарубежья, в 1995 году, и 50-летия всезарубежной духовной школы - Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле, в 1998 году. Отмечая значение семинарии и в целом джорданвилльского богословского направления, митрополит Виталий подчеркивал: «Эта школа правильной мысли, готовящая священников, пастырей, которые вас учат правильной мысли. Уважайте эту школу - этот центр, из которого исходит правильная мысль, а значит и правильная жизнь» («Православная Русь», №19, 1998 г., Джорданвилль).
Много и другого доброго делал владыка Виталий, например, организовывал съезды православной молодежи и принимал в них активное участие.
В период первоиераршества митрополита Виталия был канонизирован целый сонм святых. Это - Собор Преподобных Оптинских Старцев и преп. Паисий Величковский (1990 г.), святители Иннокентий Московский и Николай Японский (1994 г.), святитель Иона Ханькоусский (1996 г.), св. мученик иерей Максим Горлицкий (1998 г.), святители Филарет Московский, Игнатий Кавказский, Феофан Затворник (2000 г.), блаж. Феофил Киевский (2000 г.).
Но центральное место среди этих канонизаций, безспорно, занимает прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в 1994 году. В проповеди на прославлении святителя Иоанна митрополит Виталий говорил: «Мы алчущие и жаждущие хотим насытиться правдой Божией у раки святителя Иоанна. Мы пришли к нему с глубоким чувством благодарности за то, что он за всех нас, немощных и слабых, сподобился войти в Царство Небесное. Мы всегда радуемся, когда кому-то удается вырваться из цепких когтей князя мира и сподобиться вечного блаженства. Наша благодарность святителю Иоанну также растворяется с чувством глубокого покаяния. Ты, отче Иоанне, наш святитель, вышел из нашей среды, знаешь нас и наше главное неутешное горе - Россия! Так помоги!» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник», США, 2001 г.).

Крест митрополита

Мы долго раздумывали приступая к написанию этой главы, ибо нам предстоит сказать не только о радостном, но и о скорбном... Но, зная, что человеческий суд - ничто по сравнению с судом Милостивого Бога, а также то, что судьбы Божии нам до конца не понять, мы поведем речь о последних годах жизни митрополита Виталия, заранее прося прощения за возможную субъективность.
В ночь блаженной кончины митрополита Филарета брат Иосиф Муньос, всегда тесно связанный с владыкой Виталием как об этом говорилось выше, имел откровение от Иверской Монреальской Чудотворной иконы. В откровении было явлено, что будущему первоиерарху митрополиту Виталию придется претерпеть скорби, уничижение и распятие («Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Монреаль-Москва, 2003 г., стр. 148).
Смысл виденного Иосифом стал ясен много позже. Начало цепи событий, происшедших в последние годы жизни митрополита Виталия, действительно оказалось мистически связано с Иосифом и Иверской Мироточивой иконой.
Как это не печально, но когда в 1997 году брат Иосиф приял страдальческую кончину, митрополит Виталий отчасти поддался влиянию грязных слухов об обстоятельствах его кончины и поэтому не решился отслужить панихиду по Иосифу. Вот как об этом говорится в «Летописи Дома Иконы»: «Страшная кончина брата Иосифа и сразу распространившаяся клевета ужаснули всех знавших его... в конце литургии митрополит, тяжело переживая клевету, воздержался упомянуть в своей проповеди о происшедшем и не отслужил панихиды» («Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф», Монреаль-Москва, 2003 г.).
Слава Богу, что после усердных просьб тружеников «Дома Иконы», митрополит Виталий преподал благословение на то, чтобы честные останки брата Иосифа были похоронены в Джорданвилле, на монастырском кладбище. Настоятель монастыря владыка Лавр принял честные останки праведника, и похороны брата Иосифа в Джорданвилле вылились в его стихийное всенародное прославление.
К сожалению, холодное отношение к Иосифу оставалось у митрополита Виталия и некоторых лиц его окружения и в последующее время. Иверская Монреальская икона сокрылась от нас одновременно с кончиной ее хранителя Иосифа, но этот факт оставался не осмысленным и не озвученным в устах первоиерарха.
Далее следуют два печальных события. Первое: в 1998 году сгорел дотла кафедральный Монреальский собор, служивший основным местом пребывания иконы во время богослужений. И второе: в том же году, в самый день 16-ой годовщины явления Мироточивой иконы, митрополит Виталий упал, сломал правую руку и после этого фактически не мог полноценно совершать архиерейские богослужения, и долгое время не мог даже креститься. Болезнь и физическая немощь митрополита Виталия стали одной из причин, последовавшего через несколько лет, ухода на покой...
В юбилейном 2000-м году от Рождества Христова, митрополит Виталий возглавил Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви, одобрил и подписал соборные решения о поддержке позитивных перемен в Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В частности, последовало одобрение прославления Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царственными Новомучениками. Также архипастыри поддержали принятие Московской Патриархией новой социальной концепции, которая, как было отмечено, по существу перечеркнула «Декларацию» митрополита Сергия 1927 года. Вместе с тем, было выражено безпокойство, что официальные представители РПЦ-МП привержены участию в экуменическом движении и недостаточно зорко оберегают от этого лжеучения свою паству («Православная Русь», №21, 2000 г., Джорданвилль). На том же Соборе было принято решение о создании нескольких комиссий по изучению путей Русской Церкви в прошлом и будущем. Соборные решения 2000 года, подписанные пятнадцатью архипастырями во главе с митрополитом Виталием, в значительной степени определяют курс РПЦЗ до сего дня.
На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Зарубежной Церкви, под председательством митрополита Виталия, был принят и еще один важный документ - «Обращение Русской Православной Зарубежной Церкви к старообрядцам», в котором выражалось сожаление о жестокостях причиненных в свое время приверженцам «старого обряда», а также прозвучал призыв к уврачеванию сего горестного разделения («Старообрядческий поморский церковный календарь», 2001 г., Рига). Такой шаг со стороны зарубежных архиереев еще раз показал заботу о единстве Русского Православия, как залоге возрождения православной России.
В день праздника святых апостолов Петра и Павла 2001 года Русская Зарубежная Церковь торжественно отметила три даты - 60-летие священнослужения, 50-летие архипастырства и 15-летие первоиераршества митрополита Виталия.
Владыка Виталий сказал тогда знаменательные слова, которые можно считать его последним заветом перед уходом на покой: «Я имею в жизни две ценности - Православие и русскость... Еще в молодости я понял, что русская культура - это не просто культура, а культура христианская... Вот какая сила Православия, когда нас гонят, нам дается возможность создавать, давать миру новых святых, новых праведников... После революции в России у нас столько было мучеников. Если посмотреть на Россию по-новому, то мы увидели бы столпы огненные повсюду, - это мощи святых мучеников... Так что диавол всегда проигрывает, как бы он не ухитрялся, как бы ни старался уничтожить Православие, он всегда остается в проигрыше. Вам я желаю одного: сохраните веру православную в вашем сердце, в особенности в сердце, не только в уме. Бог дал нам ум, он необходим, чтобы понимать вещи века сего, но, прежде всего нам необходима сердечная сила. Просите Бога, чтобы Господь дал вам эту сердечную силу, сердечную веру. Без сердца ничего нету. Можно какие угодно планы строить на земле, если сердце человеческое не входит в это, то ничего не получится... Будьте умными и будьте сердечными» («Православная Русь», №15, 2001 г., Джорданвилль).
На торжественное чествование митрополита Виталия собрались все архипастыри Русской Зарубежной Церкви. Тогда еще никто не знал, что эти торжества станут своего рода прощанием с утомленным всежизненными трудами первосвятителем-старцем.
В 2001 году в США вышло два сборника, посвященных преосвященному юбиляру, в них вошли статьи о митрополите Виталии, а также часть его статей, проповедей и писем. Первый, более фундаментальный сборник, был издан тщанием «Юбилейного Фонда» (Митрополит Виталий, «Юбилейный сборник»), второй - полностью занял выпуск журнала «Православная жизнь» (№8, 2001 г., Джорданвилль).
На заседании летнего Архиерейского Синода 2001 года, митрополит Виталий, которому исполнился тогда уже девяносто один год, заявил о своем желании уйти на покой. С этого времени архиепископ Лавр Сиракузский и Троицкий исполнял обязанности заместителя Первоиерарха. В октябре того же года под председательством митрополита Виталия открылся Архиерейский Собор РПЦЗ, которому владыка Виталий адресовал следующее официальное обращение: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие собратья архипастыри! Согласуясь с моим заявлением, на последнем заседании Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей от 27 июня/10 июля 2001 года, я теперь повторяю перед всеми вами, перед всем Архиерейским Собором, что я ухожу на покой. И прошу у всех вас собратий архипастырей святых молитв. Я тоже молюсь за всех вас и теперь все вместе будем молить и просить Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа, чтобы Он помог нашему Архиерейскому Собору избрать нового предстоятеля нашей многострадальной Русской Зарубежной Церкви. С моей стороны я призываю всех вас объединиться вокруг нашего соборного избранника и совместно всем нам позаботиться о восстановлении мира и единства среди нас и нашей паствы. Только в единении у нас сила и мы, с Божией помощью, сможем противостоять всем козням врагов видимых и невидимых. Аминь. У всех вас, дорогие собратия, прошу святых молитв и прощения» («Православная Русь», №22, 2001 г., Джорданвилль).
Тогда же Архиерейский Собор РПЦЗ избрал нового, пятого первосвятителя Церкви, митрополита Лавра. Не может не впечатлять тот факт, что именно митрополит Виталий сыграл важную роль в жизни своего преемника митрополита Лавра в далекие сороковые годы на Карпатах, о чем уже было сказано выше.
Казалось бы, можно поставить точку, но, к сожалению, митрополиту Виталию выпало претерпеть уничижение со стороны своего ближайшего окружения. А как, если не уничижением назвать похищение митрополита Виталия из Синода, и давление на немощного старца, с принуждением его отказаться от своего добровольного ухода на покой? Именем и авторитетом митрополита Виталия прикрывались до самой его кончины, пользовались его старческой забывчивостью и рассеянностью, внося смуту и разделение в Русской Зарубежной Церкви. Как тут не вспомнить предсказание брата Иосифа о «кресте митрополита»?
Быть может, и со стороны ряда представителей РПЦЗ тогда была проявлена поспешность и допущены ошибки в вопросе урегулирования возникшей ситуации. Однако, архиереи РПЦЗ, понимая бедственное положение митрополита Виталия и сострадая ему, не вынесли никаких прещений лично против него, а всегда продолжали считать бывшего первоиерарха ушедшим на покой.
После кончины митрополита Виталия, митрополит Лавр так подытожил происходившее: «Владыка митрополит Виталий, находясь на покое, к большой нашей скорби, нельзя сказать, что по своей воле, но из-за окружения своего, отстранился от нас. Но, несмотря на это, мы его поминали в наших храмах, как болящего. И теперь, когда его душа нуждается в молитвах, мы призываем наших пастырей и паству молиться о упокоении его души» (Синодальный сайт РПЦЗ, 26 сентября 2006 г.).
Митрополит Виталий - не был безгрешен. Возможно некоторые его действия последних лет жизни, да и бывшие ранее, кого-то справедливо смущали. Однако тот, кто без греха, пусть первым кинет камень в митрополита-старца, положившего, по большому счету, всю свою жизнь на служение Церкви.
Из церковной истории мы знаем множество случаев взаимного «непонимания» между святыми отцами, к примеру, между свят. Григорием Богословом и блаж. Иеронимом Стридонским, свят. Кириллом Александрийским и свят. Иоанном Златоустым, римскими папами святыми Львом и Григорием и восточными отцами. Однако это не помещало соборному разуму Церкви всех названных отцов прославить в лике святых.
Думается, что слова свят. Иоанна Евхаитского, относящиеся к блаж. Феодориту Кирскому, вполне применимы и к приснопамятному владыке Виталию: «Повествуя о мудрых учителях Церкви, вписываю в число их и Феодорита, как мужа божественного, как учителя великого, как высокий столп Православия; если и пошатнулся он, по некоему случаю, человек он, - не осуждай, человек» (Инок Всеволод, «Путь святых отцов. Патрология», Джорданвилль, 2006 г.).

Заключение

Русское церковное зарубежье в ХХ веке принесло Вселенскому Православию удивительное явление - соцветие праведных архиереев. Не для красного словца можно сказать, что большинство из них стяжало святость у Господа и истово служило православному народу различными дарами. Назовем лишь некоторые имена этих праведников - святители Иоанн (Максимович) и Серафим (Соболев), почившие первоиерархи митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, архиепископы Феофан (Быстров), Леонтий и Антоний (Бартошевичи), Виталий (Максименко), Никон (Рклицкий), Аверкий (Таушев), Андрей (Рымаренко), Леонтий Чилийский, Антоний Лос-Анжелосский, Антоний Сан-Францисский, епископ Митрофан Бостонский. То поистине были духовные вожди, исповедники, старцы, печальники и молитвенники своего народа. Среди них достойное место занимает и митрополит Виталий (Устинов).
Митрополит Виталий являлся личностью яркой, сильной, эмоциональной. Если его увлекала какая-то идея, он отдавался ей целиком. Иногда указывают на противоречивость высказываний митрополита, но как бы там ни было, общее направление его деятельности и мысли ясно: это любовь ко Христу, Православию, Церкви, Святой Руси, русскому народу.
Напрасно некоторые навязывают митрополиту Виталию ярлыки ненавистника Русской Церкви на родине. Да, его сердце непрестанно болело и скорбело о чистоте Православия и не только на родине, но и во всем мире, но он никогда не терял надежды. И если суммировать все высказывания митрополита, то его позиция будет выглядеть вполне умеренной. Вот характерная цитата: «Ни одному государству, ни одному народу, племени или обществу Господь не обещал непоколебимость, несокрушимость и непреодолимость до конца века сего. Только Церкви Своей Он определил эти свойства... потому, что Глава ее - Сам Всемогущий Господь. Чтобы увидеть, различить истинную Церковь среди этого моря сотен христианских, больших и малых, так называемых «церквей», надо иметь в виду, во-первых, ее историческую, во времени, непрекращающуюся видимую преемственность от Самого Христа и Его святых Апостолов, и, во-вторых, в этом видимом сосуде, как в ракушке перламутровой, жемчужину истины. Одно без другого не может быть. И этими двумя свойствами обладает только Вселенская Православная Церковь, состоящая из многих Поместных Православных Церквей. В данное время большинство Поместных Церквей потрясены во всем их организме страшным двойным ударом: новостильного календаря и экуменизма. Однако и в таком их бедственном положении мы не дерзаем, и упаси нас Господь от этого, сказать, что они утратили Божию благодать. Мы провозгласили анафему экуменизму для чад нашей Церкви только, но этим мы очень скромно, но твердо, нежно, но решительно, как бы приглашаем задуматься Поместные Церкви. В этом роль нашей самой малой, скромной, полугонимой... Церкви» («Православная Русь», №1, 1987 г., Джорданвилль).
Что же касается видения митрополитом Виталием судеб России и русского народа, то здесь, как и все праведники последнего времени, он постоянно указывал на спасительность очистительного покаяния.
В свое время на митрополита Виталия большое впечатление произвела встреча в Канаде с Андреем Романчуком, блаженным наших дней. Свою беседу с Андреем владыка Виталий записал, после чего она неоднократно издавалась в зарубежье. Андрей Романчук поведал владыке Виталию еще в далеком 1959 году (!), что коммунизм в России непременно падет и Господь прострет десницу свою над русским народом и Православие из России воссияет на весь свет, и настанет такое время, когда дети будут носить на своих плечах камни для постройки храмов, которые разрушали их отцы («Православная жизнь», №8, 2001 г., Джорданвилль).
Закончим наше повествование о четвертом первоиерархе Русской Зарубежной Церкви, митрополите Виталии, словами первого послания, с которым он обратился к пастве, после избрания его первоиерархом. В этом послании звучит неумолкающий и дерзновенный призыв владыки к духовной жизни, покаянию, посту, молитве и любви. Вот все то, чем жил митрополит Виталий, все то, чем он и нас призывает жить. Чувствуется духовная мощь в этом призыве, словно со страниц «Житий святых» сошел к нам проповедник и своей жизнью показал пример, «яко один от древних».
«Пост - это великая Божия заповедь, ибо вмещает в себя безчисленные добродетели, - учит митрополит Виталий. - Молитва без поста подобна дыму, стелющемуся только по поверхности земной. Крылья молитвы - пост, который возносит ее к самому престолу Божию... Когда мы постимся, мы больше не мечтаем о вере в Бога, но живем в ней и ею. Но самое удивительное, что постясь мы приобщаемся к самой вершине всех добродетелей - к любви... Мы часто совершенно не отдаем себе отчета, сколько мы тратим времени, сил, денег, мыслей и изобретательности на свое чрево, плоть, комфорт, удобства всякого рода; сколько мы себе угождаем в незаметных безчисленных мелочах ежечасно, ежедневно, проявляя всеми этими действиями любовь к самому себе, тратя так напрасно, так греховно величайший дар любви... Господь пролил Свою кровь за нас. За Господа проливали кровь Его ученики, безчисленный лик мученический. Но если не все христиане сподобляются великой чести принять венец мученический, то все настоящие христиане должны приобщаться к подвигу пролития своей крови через пост, воздержание и всякого рода подвиги... К такому умиранию за Христа, к такой любви к нашему Спасителю, приглашает нас Церковь Христова» («Православная Русь», №4, 1986 г., Джорданвилль).
Господи Иисусе Христе, со святыми упокой душу приснопоминаемого митрополита Виталия и помоги нам хоть в малой степени исполнить его завет!

Джорданвилль, 2006 г.


Митрополит Виталий с автором статьи в 1995 г.

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.