ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Старцы Александро-Невской лавры
  - Православные старцы XX века (16): блаженные Параскева и Мария Дивеевские, преп. Рахиль Бородинская, блаж. Феоктиста, старец Максим Бузулукский
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - "Только небо", Наталья Кожухарь
· Монастырская хроника (обновлено)
  - "Русский странник в Америке", Н. Тучина
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка
· Ведущий журнала (обновлено)
  - Пророк Нью-Йоркской подземки
  - Повесть-притча для потерявших надежду
  - Беседа Л. Белкиной с иноком Всеволодом
· Библиотека (обновлено)
  - Архим. Андроник "Восемнадцать лет в Индии", Буэнос-Айрес, 1959 г.
  - "Русский Инок" №13, Июль 1912 г.
· Архив (прежние номера журнала)
· Наши координаты

ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)

СТАТЬИ
Валаамское стояние

О делании умном и... безумном

Небесные силы и наша современная жизнь

Ангел покаяния

О двух тайнах

Осознание

Жестокосердие

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Духовная поэзия

Почва (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)



   №42 (205) Февраль, 2006

ПРАВОСЛАВНЫЕ СТАРЦЫ XX ВЕКА (16)

Составитель Светлана Девятова

1. Блаженная Параскева Дивеевская
2. Блаженная Мария Дивеевская
3. Преподобная Рахиль Бородинская
4. Блаженная Феоктиста
5. Старец Максим (Бузулукский)


Блаженная Параскева Дивеевская
(1795-1915 гг.)

Блаженная Паша Саровская (в миру - Ирина) родилась в 1795 г. в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии в семье крепостного крестьянина. В семнадцать её выдали замуж. Родные мужа любили её за кроткий нрав и трудолюбие. Прошло пятнадцать лет. Помещики Булгины продали Ирину с мужем господам Шмидтам.
Вскоре умирает муж Ирины. Господа Шмидты пытались выдать Ирину замуж вторично, но услышав слова: "Хоть убейте меня, замуж больше не пойду", решили оставить её у себя дома. Не долго пришлось работать Ирине экономкой, она была оклеветана прислугой, хозяева, заподозрив Ирину в краже, отдали её на истязание солдатам. После жестоких побоев, не выдержав несправедливости, Ирина ушла в Киев.
Беглянку обнаружили в монастыре. За побег крепостной крестьянке долгое время пришлось томиться в остроге, прежде чем её по этапу отправили на родину. Наконец Ирину вернули хозяевам. Проработав два года огородницей у Шмидтов, Ирина опять решилась на побег. Следует отметить, что во время второго побега Ирина тайно приняла постриг с именем Параскевы, получив благословение старцев на юродство Христа ради.) Вскоре блаженную задержали стражи порядка и вернули хозяевам, которые вскоре сами выгнали Ирину.
Пять лет Ирина полураздетая, голодная бродила по селу, затем 30 лет жила в вырытых ею пещерах в Саровском лесу. Окрестные крестьяне и паломники, приходившие в Саров, глубоко чтили подвижницу, просили её молитв. Ей приносили еду, оставляли деньги, а она раздавала всё неимущим.
Жизнь отшельницы была сопряжена с большими опасностями, не столько соседство с дикими зверями в лесу осложняло жизнь Ирины, сколько встреча с "недобрыми людьми". Однажды она была жестоко избита разбойниками, требующими у неё денег, которых у неё не было. Целый год она была между жизнью и смертью.
В Дивеевский монастырь она пришла осенью 1884 г., подойдя к воротам монастыря, она ударила по столбу и предрекла: "Вот как сокрушу этот столб, так и начнут умирать, успевай только могилы копать". Вскоре умерла блаженная Пелагея Ивановна Серебренникова (1809-1884 гг.), которой сам преп. Серафим вверил своих сирот, за ней умер монастырский священник, потом одна за другой несколько монахинь...
Архимандрит Серафим (Чичагов), автор "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря" рассказывал: "Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались ее длинным до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке - свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серьезным выражением лица, она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее"...
Современники отмечали, что внешность блаженной Паши Саровской менялась от её настроения, она была то чрезмерно строгой, сердитой и грозной, то ласковой и доброй: "Детские, добрые, светлые, глубокие и ясные глаза её поражают настолько, что исчезает всякое сомнение в её чистоте, праведности и высоком подвиге. Они свидетельствуют, что все странности её, - иносказательный разговор, строгие выговоры и выходки, - лишь наружная оболочка, преднамеренно скрывающая смирение, кротость, любовь и сострадание"...
Все ночи блаженная проводила в молитве, а днем после церковной службы жала серпом траву, вязала чулки и выполняла другие работы, непрестанно творя Иисусову молитву. С каждым годом возрастало число страждущих, обращавшихся к ней за советами, с просьбами помолиться за них.
Очевидцы рассказывали, что Прасковья Ивановна жила в небольшом домике, слева от монастырских ворот. Там у нее была одна просторная и светлая комнатка, в которой вся стена напротив двери " была закрыта большими иконами": в центре - Распятие, справа Божия Матерь, слева - ап. Иоанн Богослов. В этом же домике, в правом от входа углу, имелась крохотная келья - чуланчик, служащая спальной комнаткой Прасковьи Ивановны, там ночи напролет она молилась. Изнемогая под утро, Прасковья Ивановна ложилась и дремала...
Под окнами ее домика целыми днями толпились богомольцы. Имя Прасковьи Ивановны было известно не только в народе, но и в высших кругах общества. Почти все из высокопоставленных лиц, посещая Дивеевский монастырь, считали своим долгом побывать у Прасковьи Ивановны.
Блаженная чаще отвечала на мысли, чем на вопросы. Люди шли к блаженной за советом и утешением нескончаемой вереницей, и Господь через Свою верную рабу открывал им будущее, врачевал недуги душевные и телесные.
Приведём отрывок из воспоминаний одного Московского корреспондента, которому посчастливилось побывать у блаженной старицы: "...Мы были поражены и обрадованы тем, что эта блаженная с чистым взором ребенка молилась за нас, грешных. Радостная и довольная она отпустила нас с миром, благословив на дорогу. Сильное впечатление произвела она на нас. Это цельная, не тронутая ничем внешним натура, всю свою жизнь, все свои помыслы отдавшая во славу Господа Бога. Она редкий человек на земле, и надо радоваться, что такими людьми еще богата земля Русская".
Из воспоминаний монахини Серафимы (Булгаковой): "В конце Х1Х столетия начал ездить к нам в Саров будущий митрополит Серафим, тогда ещё блестящий гвардейский полковник Леонид Чичагов... Когда Чичагов приехал в первый раз, Прасковья Ивановна встретила его, посмотрела из-под рукава и говорит: "А рукава-то ведь поповские. Тут же вскоре он принял священство. Прасковья Ивановна настойчиво говорила ему: "Подавай прошение Государю, чтобы нам мощи открывали. Чичагов стал собирать материалы, написал "Летопись..." и поднёс её Государю. Когда Государь её прочитал, он возгорелся желанием открыть мощи"...
О своей первой встрече с блаженной старицей Архимандрит Серафим (Чичагов) рассказывал следующее: "Меня проводили к домику, где жила Паша. Едва я вошёл к ней, как Паша, лежавшая на постели (она была старая и больная), воскликнула: "Вот хорошо, что ты пришёл, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей и прославления. Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принят Государем, и передать ему в уста то, что она мне поручает...
В смущении я покинул келию старицы... Вскоре я уехал из Дивеевского монастыря и, возвращаясь в Москву, невольно обдумывал слова... И вдруг однажды меня пронзила мысль, что ведь можно записать всё, что рассказывали о преподобном Серафиме помнившие его монахини, разыскать других лиц из современников преподобного и расспросить их о нем, ознакомиться с архивами Саровской пустыни и Дивеевского монастыря... Привести весь этот материал в систему и хронологический порядок, затем этот труд... напечатать и поднести Императору, чем и будет исполнена воля Преподобного, переданная мне в категорической форме Пашей"...
В дом блаженной Паши Саровской в 1903 году, после канонизации преподобного Серафима, приехали император Николай II и императрица Александра Федоровна. Перед приходом гостей блаженная Паша велела вынести все стулья и усадила императорскую чету на ковер. Блаженная старица предсказала рождение наследника, предупредила о предстоящих гонениях на Церковь, о гибели династии Романовых. После этого Государь часто обращался к блаженной Параскеве Ивановне, посыл к ней великих князей за советом. Незадолго до своей кончины блаженная часто молилась перед портретом Государя, предвидя скорую его мученическую смерть.
Из воспоминаний Игумена Серафима Путятина: "Великая подвижница-прозорливица, Саровская Прасковья Ивановна... предсказывала надвигающуюся на Россию грозу. Портреты Царя, Царицы и Семьи она ставила в передний угол с иконами и молилась на них наравне с иконами, взывая: "Святые Царственные мученики, молите Бога о нас".
В 1915 году, в августе, я приезжал с фронта в Москву, а затем в Саров и Дивеево, где сам лично в этом убедился. Помню, как я служил Литургию в праздник Успения Божией Матери в Дивееве, а затем прямо из церкви зашёл к старице Прасковье Ивановне, пробыв у неё больше часа, внимательно слушая её грядущие грозные предсказания, хотя выражаемые притчами, но все мы с её келейницей хорошо понимали и расшифровывали неясное. Многое она мне тогда открыла, которое я тогда понимал не так, как нужно было, в совершающихся мировых событиях. Она мне ещё тогда сказала, что войну затеяли наши враги с целью свергнуть Царя и разорвать Россию на части. За кого сражались и на кого надеялись, те нам изменят и будут радоваться нашему горю, но радость их будет ненадолго, ибо и у самих будет то же горе.
Прозорливица при мне несколько раз целовала портреты Царя и семьи, ставила их с иконами, молясь им как святым мученикам. Потом горько заплакала... Затем старица взяла иконки Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим, заочно благословила Государя и Семью, передала их мне и просила переслать. Благословила она иконки Государю, Государыне, Цесаревичу, Великим Княжнам Ольге, Татьяне, Марии и Анастасии, Великой Княгине Елисавете Феодоровне и А. А. Вырубовой. Просил я благословить иконку Великому Князю Николаю Николаевичу, она благословила, но не Умиления Божией Матери, а преподобного Серафима. Больше никому иконок не благословила... В настоящее время для меня это ясно: она знала, что все они кончат жизнь кончиной праведников-мучеников. Целуя портреты Царя и Семьи, прозорливица говорила, что это её родные, милые, с которыми скоро будет вместе жить. И это предсказание исполнилось. Она через месяц скончалась, перейдя в вечность, а ныне вместе с Царственными мучениками живёт в небесном тихом пристанище.(1920 г.)"
Скончалась блаженная схимонахиня Параскева 5 октября 1915 года в возрасте 120 лет. Похоронили блаженную старицу Параскеву Ивановну у алтаря Троицкого Собора Дивеевского монастыря рядом с блаженной Пелагией Ивановной.
Перед своей кончиной блаженная Параскева благословила жить в Дивеевской обители свою преемницу - блаженную Марию Ивановну.


Блаженная Мария Дивеевская
(+1931)

Блаженная Мария (Мария Захаровна Федина) родилась в селе Голеткове Елатомского р-на Тамбовской губернии в крестьянской семье. С детства Мария любила уединение и молитву. Отец Марии умер, когда ей исполнилось тринадцать лет, через год умерла и её мать Пелагея. Осиротев в 14 лет, она скиталась между Дивеевом и Саровом голодная, полунагая, позже поселилась в Дивеевском монастыре.
Блаженная Прасковья Ивановна, предчувствуя кончину, говорила: "Я ещё сижу за станом, а другая уже снуёт, она ещё ходит, а потом сядет".
В день смерти блаженной Параскевы Саровской, монахини выгнали блаженную Марию из монастыря, раздосадованные её странностями.
Однако, услышав рассказ крестьянина, свидетельствующий о прозорливости блаженной Марии, (она рассказала ему всю его жизнь и указала на все его грехи), прислушались к просьбе последнего: " Вернуть рабу Божию в монастырь". За Марией Ивановной тотчас послали посыльных.
В монастыре блаженная Мария первые годы жила в холодной, сырой комнате. Здесь, как и предсказывала блаженная Прасковья Ивановна, она лишилась ног - "заработала ревматизм". За блаженной Марией ухаживала монахиня Дорофея. Однажды, когда мать Дорофея ушла в кладовую за молоком, блаженная обварилась кипятком "до костей" - попробовала сама себе налить чаю, открыла кран самовара, а завернуть не смогла. Страдания больной усугубила жара, это случилось в жаркий июньский день.
По свидетельству современников блаженной Марии, никто никогда не слышал от неё ни жалобы, ни стона, должно быть именно за терпение и смирение подвижница удостоилась Даров Святого Духа.
По свидетельству современников, Мария Ивановна, не только предсказывала, обличала, по её молитвам, Господь многократно исцелял страждущих, о чем сохранились свидетельства очевидцев. Приведём лишь некоторые их них.
Одна монахиня, страдающая от заболевания кожи, после многочисленных визитов к врачам, пришла в уныние: руки покрылись язвами, мази не помогали. Мария Ивановна предложила помазать раны маслом от лампады, после того как монахиня дважды помазала руки, раны зажили, исчезли даже следы. Сохранилось аналогичное свидетельство об исцелении женщины по имени Елена от болезни глаз.
Из воспоминаний монахиня Серафимы: "Когда я поступила в монастырь в 1924 г., у меня от худосочия появились нарывы на руках. Пробовала мазать их лампадным маслом от мощей, а исцеления всё не получала. Пошла к Марии Ивановне рассказать об этом. Она в ответ: " А как ты мажешь? Просто так? Мажь крестиком и окружай". Намазала, так и всё прошло"...
В годы тяжелых революционных испытаний для России увеличился поток нуждающихся в наставлении и молитвенной помощи. Пророчества и предсказания блаженной старицы помогли многим людям избежать гибели, найти верный путь в непростых обстоятельствах.
Из воспоминаний монахини Серафимы (Булгаковой):
- Блаженная Мария Ивановна была родом тамбовская. При жизни старицы Параскевы Ивановны ходила оборванная, грязная, ночевала под мостом. Настоящее её имя было Захаровна, а не Ивановна. Мы спрашивали, почему же она Ивановной называется? Отвечала: "Это мы все, блаженные, Ивановны - по Иоанну Предтече"...
Блаженная Мария очень много и быстро говорила, и складно так, даже стихами... Замечу, что Мария Ивановна, как человек находчивый, обладала ещё и острым умом, причём любила удивить людей. Вот раз приехал к Марии Ивановне какой-то военный чин, хочет войти. Время было советское, мать Дорофея предупреждает Марию Ивановну:
- Человек строгий приехал, ты чего-нибудь при нём зря не скажи! Про Царя не скажи...
Только "строгий" вошёл, как ее прорвало, понесло:
- Когда правил Николашка, то была крупа и кашка... А сейчас новый режим - все голодные лежим...
Михаил П. Арцыбушев был предан блаженной всей душой, и будучи директором
Астраханских рыбных промыслов, ничего без её благословения не делал. Так, врачи прописали ему йод. Он возьми и спроси Марию Ивановну, как быть? Она ответила: "Йод прожигает сердце, пей йодистый калий".
Как-то после его отъезда... сёстры ... надоедали блаженной, приступая к ней с одним и тем же вопросом: как он живёт, как себя чувствует? На что она сказала: " Мишенька наш связался с цыганкой"... Когда он через год опять приехал в Дивеево, сёстры решили спросить Михаила Петровича о "цыганке". В ответ Мишенька залился смехом. Потом рассказал:
- Ну и блаженная! Я много лет не курил, а тут соблазнился и купил в ларьке папиросы "Цыганка"...
Ещё в монастыре я слышала от блаженной:
- А ты и по Москве поскитаешься. А тебя, мать, вышлют.
И когда я после разгона монастыря скиталась по Москве, то хорошо знала: скоро вышлют. Так и получилось...
По свидетельству монахини Серафимы, Владыка Серафим Звездинский почитал блаженную Марию как "великую рабу Божию"...
Блаженная старица в 1926 году говорила: "Какой год наступает, какой тяжёлый год! Уже Илья и Енох на земле ходят". А когда после Пасхи в монастыре начались обыски, на вопрос монахини Серафимы: " Поживём ли мы ещё спокойно?" Ответила, что осталось только три месяца.
7/20 сентября 1927 г. монахиням предложили уйти из монастыря. После закрытия монастыря Мария Ивановна жила в домах верующих. Представители власти запрещали блаженной принимать посетителей. Однажды блаженную старицу арестовали, однако после допроса, признав ее ненормальной, отпустили.
Следует отметить, что хотя Мария Ивановна, предупреждала сестёр о будущие испытаниях в годы безбожия: лагерях, ссылках, она вместе с тем, уверенно предсказывала и возрождение Серафимо-Дивеевского монастыря, что и исполнилось в 1991 г.
Скончалась блаженная старица в 1931 г. в возрасте около 70 лет, её похоронили на кладбище села Большое Череватово.
Сохранились многочисленные свидетельства о чудесных исцелениях по молитвам блаженных стариц, происходивших и в наши дни.
Синодальная комиссия по канонизации святых, ознакомившись с богоугодной жизнью Христа ради блаженных стариц Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских, постановила причислить к лику святых Христа ради юродивых, блаженных стариц Пелагию Дивеевскую, Параскеву Дивеевскую и Марию Дивеевскую для местного церковного почитания в Нижегородской епархии. Святые старицы были прославлены как местночтимые святые в июле 2004 года в ходе торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. (22 сентября/5 октября - день памяти)

Библиография
Блаженные старицы Дивеевского монастыря, Москва, Изд-во: "Паломник", 2004 г.
Блаженная Паша Саровская, рассказ Игумена Серафима Путятина, 1920 г.
http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/news/1005.html
http://bonus.kaluga.ru/church/


Преподобная схимонахиня Рахиль Бородинская, старица Спасо-Бородинского монастыря
(1833 -1928 гг.)

Схимонахиня Рахиль (в миру Мария Короткова) родилась в богатой купеческой семье в городе Дорогобуже Смоленской губернии. С детства она отличалась особой набожностью, любовью к молитве, милосердием к нищим. В четырнадцать лет она вместе с подругами отправилась в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Придя туда, они решили сразу поклониться мощам преподобного Феодосия. Прикладываясь к раке, Мария увидела у изголовья старца, он заговорил с ней. Отвечая на ее сокровенное желание уйти в монастырь, он благословил и сказал, что со временем оно исполнится. Сколько потом ни искала Мария, в монастыре этого старца никто не знал. На обратном пути домой встретился им юродивый и закричал: "Вот какая счастливая! С самим преподобным Феодосием беседовала". Только тогда Мария поняла, что это был за старец. С этого времени преподобный до конца жизни был ее покровителем.
В семнадцать лет в Болдинском монастыре Мария исцелилась от тяжелой болезни глаз, после чего дала обет уйти в монастырь. В восемнадцать лет, опасаясь того, что ее выдадут замуж, Мария уходит из дома. Несколько лет живет в Смоленском Вознесенском монастыре... В 1861 году, по милости Божией, она была принята в Святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии.
В 1867 году будущая старица была переведена в Серпуховской Владычный монастырь. В монастыре она приняла иноческое пострижение от Митрополита Московского Филарета (Дроздова) с именем Павла.
В 1872 году по просьбе настоятельницы Спасо-Бородинского монастыря схиигумении Алексии (бывшей казначеи Владычней обители) она переходит в Спасо-Бородинскую женскую обитель. На второй седмице Великого поста, 13 марта 1885 года рясофорная послушница Павла была пострижена в мантию с именем Митродора, и вскоре ей было дано послушание алтарницы. Непосредственно перед этим назначением ей во сне явился преподобный Феодосий Печерский, благословляя принять из рук его кадило. Монахиня Митродора сподоблялась видеть ангелов у Престола, белого голубя над Святыми Дарами, ей также дано было видеть духовное состояние священников, что впоследствии проявилось в ее наставлениях иереям и мирским людям.
Главным и самым продолжительным ее послушанием была работа сначала на игуменской, а потом на общемонастырской кухне. Работа шла легко, потому что она за все принималась с молитвой к Богородице, прося ее благословения, вразумления и помощи в каждом деле. В 1912 году, в юбилейные Бородинские дни, она удостоилась чести готовить для царского стола. Тогда обитель Бородинскую посетил Государь Император Николай II с Царственной Фамилией. Монастырская трапеза так им понравилась, что Императрица пожелала видеть монахиню, которая ее приготовила, позже монахиня Митродора была удостоена чести быть представленной и Государю.
Особенно ревностно монахиня Митродора относилась к поминовению воинов, убиенных в 1812 году, которое было обязательным для всех сестер Спасо-Бородинского монастыря. Часто во сне она видела их в белых одеяниях с венцами на головах. Были и такие, у которых не было венцов, но с каждым годом число их уменьшалось, а число увенчанных росло. В последний же год своей жизни она видела, что воины заполнили весь монастырь.
Очень тесное духовное общение установилось у нее со старицей схимонахиней Саррой. Две подвижницы часто беседовали о спасении, о делах Божиих, и однажды матушка Сарра сказала: "А ты, Митродорушка, будешь выше меня". Слова старицы Сарры исполнились. Проходя обычные монастырские послушания, монахиня Митродора росла духовно. Когда ей было уже более семидесяти лет, Господь известил её, что в скором времени ей суждено удостоиться высшего монашеского чина.
17 ноября 1915 года монахиня Митродора была пострижена в схиму с именем Рахиль. Когда она в посте и молитве пребывала в храме после пострига, ей вновь явилась Матерь Божия. После принятия схимы матушка Рахиль была назначена старшей в богадельне.
К схимонахине стали обращаться за советом и наставлениями сестры обители и богомольцы, а однажды даже попросили благословить их. Старица всю ночь усердно молилась, а под утро, задремав в кресле, в тонком сне увидела Матерь Божию, Которая благословила ее и сказала: " Все твои прошения о людях будут исполняться. Я Сама буду благословлять тобою благословляемых". Это было благословение на подвиг старчества. В тяжелые послереволюционные годы многие приходили к старице и получали от нее мудрые духовные советы и благодатные утешения. Из многочисленных свидетельств современников известно о ее прозорливости и чудесах.
В сложное для России время, когда многие монастыри закрывались, а монашествующие изгонялись и преследовались, Спасо-Бородинский монастырь закрыть не посмели. Придя в монастырь, представители новой власти зашли к матушке Рахили. Перед ними сидела маленькая, худенькая доброжелательная старушка, которая предложила им выпить чаю. Когда же они захотели уйти, то почувствовали, что не могут двинуться с места, будто приросли к стульям. Им пришлось по неволе просить старицу, чтобы она благословила их уйти. Только после ее молитвы они смогли уйти, пообещав, что монастырь не закроется, пока она жива. (В 1928 году, после смерти старицы, монастырь закрыли. Долгое время в нем был музей, и лишь в 1992 году здесь появились новые насельницы.)
8 сентября 1928 года прозорливая старица предупредила своих духовных чад, что видится с ними в последний раз. Она попросила позвать к себе монастырского духовника отца Андрея со Святыми Дарами и приобщилась в последний раз. С этого момента она больше ничего не вкушала. Схимонахиня Рахиль скончалась в первом часу в ночи с 9 на 10 октября 1928 года, хоронили ее в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы на кладбище за юго-восточной стеной обители, над её могилой позже была построена часовня.
Незадолго до смерти старица Рахиль говорила своим духовным чадам: "Кто меня будет помнить, того, и я не забуду. Приходите ко мне на могилку, и вы получите облегчение и утешение. Я и после смерти буду помогать". Слова прозорливой старицы исполнились по ее блаженной кончине, приходящие к ее могилке, обретали утешение, получали исцеление от телесных и душевных недугов.
28 июля 1996 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго старица Спасо-Бородинского монастыря схимонахиня Рахиль была причислена к лику местночтимых святых Московской Епархии.
День празднования церковной памяти преподобной Рахили - 10 октября (27 сентября по ст. ст.).

В главном Владимирском соборе Спасо-Бородинского монастыря есть икона преподобной, на ней она держит свиток и в нем написаны слова, обращенные к каждому из нас: "На что призван, то и исполняй. Все земное заманчиво. Над голубым сводом есть еще небо, куда должны стремиться все живущие".

Преподобная мати Рахиль, моли Бога о нас!

Библиография
Жизнь и труды старицы Бородинского монастыря схимонахини Рахили. Составил о. Сергий Дровкинский. Б.м. 1934.г.
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?3_3381
http://www.pserpuhov.ru/vlmonastir/podvizhniki/index.php
http://www.voskres.ru/history/mojaisk_printed.htm
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=443&did=16866&p_comment=history
http://www.days.ru/Images/im2792.htm


Блаженная Феоктиста
(1855-1940 гг.)

Блаженная Феоктиста ( в миру Феоктиста Михайловна Шульгина) родилась, в многодетной семье казака в селе Оськино (под Новочеркасском). Смолоду блаженная Феоктиста любила страннствовать по святым местам. Странствовать она отправилась, как только получила паспорт, к этому времени умер ее отец. Из вопоминаний блаженной старицы Феоктисты: "Смолоду я босиком ходила 7 лет". Она ходила из Новочеркасска в Воронеж, из Воронежа в Задонск , побывала на Соловецком острове и в Киеве... (По воспоминаниям Агнии Я. Лихоносовой)
Известно, что замуж Феоктиста вышла за морского офицера. После гибели мужа, он погиб во время Русско-Японской войны 1904-1905 годов, Феоктиста Михайловна взяла на себя подвиг юродства во Христе.
Из воспоминаний духовной дочери старицы Агнии Лихоносовой: "... матушка говорила, будто она неграмотная, а сама как-то называла латинские буквы на серебряных ложках. Матушка знала и все Евангелие, и всю церковную службу, а одна старая монахиня, у которой я, будучи в Новочеркасске, ночевала, сказала, что матушка знает такие церковные молитвы и песнопения, которые редко, иногда в году раз читаются и поются, и даже не все священники их знают..."
По рассказам современников у блаженной Феоктисты была особая внешность:" Она была низкого роста, худощавая, уставшая, с особыми чертами лица и добрейшими глазами".
Блаженная Феоктиста подвизалась в Воронеже в 1920-1930 годах. В Воронеже она жила в одной из келий Алексиево-Акатова монастыря, а после его закрытия (1931г.) ей приходилось скитаться по разным местам, часто проводить ночи под открытым небом. Многие жители Воронежа высоко почитали Феоктисту Михайловну за высоту и святость жизни и желали получить от нее наставления, однако были и недоброжелатели, ненавидевшие ее за обличения. Блаженная Феоктиста, со смирением переносившая все тягости выпавшие на её долю, терпела насмешки, не уклонялась от побоев, всегда молилась за своих обидчиков. За великое смирение и терпение подвижница и удостоилась даров Святого Духа - прозорливости и дара исцеления по молитве.
Первое время во время своих странствий Христа ради юродивая ходила босиком. Позже, надевала не на ту ногу большие ботинки, с разрезанными задниками, которые постоянно спадали, растирая ей ноги. Феоктиста Михайловна посещала Новочеркасск, села Воронежской области, Задонск. До Новочеркасска блаженная старица в последние годы жизни добиралась поездом, но в Задонск по-прежнему ходила пешком, еле передвигая ноги, выбирая подчас самую неистовую погоду. В пути она непрестанно молилась. И по городу и в дальних путешествиях ее обычно сопровождала какая-нибудь девушка.
Блаженная Феоктиста Михайловна была в духовной дружбе с архиепископом Воронежским Петром (священномучеником Петром (Зверевым, † 1929)), который искренне уважал подвижницу за высоту духовной жизни.
Осенью 1927 года архиепископ Петр прибыл на Соловки. В своих письмах с Соловецкого лагеря к своей воронежской пастве (архиепископ Петр был сослан в Соловки осенью 1927 г.) Владыка, неизменно просил молитв блаженной Феоктисты.
Выдержки из писем священномученика Петра: "4 марта 1928 года... За всех молюсь непрестанно, всех искренне желаю видеть. Не будем ослабевать духом в скорбях, будем жить надеждой на милосердие Божие. Попросите молитв Феоктисты Михайловны..."
"25 декабря 1928 года...Непрестанно молю Господа нашего, да хранит Он вас всех в правой вере, в мире, в здравии и благополучии и да благословит Своим небесным благословением... Я за ваши святые молитвы пока жив и здоров и на новом своем уединенном и пустынном местожительстве. Бодр духом, покоряюсь воле Господней, меня не оставляющей скорбями и испытаниями...Не ослабевайте в молитвах и доброделании, да сподобимся все в свое время милости Господней. Поклон и просьбы о молитвах Феоктисты Михайловны. Предаю вас всех Господу и Его Пречистой Матери. С любовью о Господе грешный архиепископ Петр".
Протоиерей Митрофан Бучнев так отзывался о старице Феоктисте: "Эта раба Божия в меру Антония Великого". Оставшись без прихода ( в Воронеже), отец Митрофан продолжал регулярно служить молебны, во время которых многим изливалось исцеление. По благословению Оптинских старцев, отец Митрофан окормлял общину девушек, собравшихся вокруг него, за неимением монастырей. К концу 20-х годов девушки были распределены по хуторам и благочестивым городским семействам, но связь сохранялась. Отправляясь в ссылку, из которой он уже не вернулся, отец Митрофан оставил свою общину под покров матушки Феоктисты.
Из воспоминаний Агнии Я. Лихоносовой: "Первые встречи мои с матушкой Феоктистой Михайловной относятся к 1928 году....Лето, больной сердцем батюшка (отец Митрофан) лежит в маленьком своем палисадничке на складной кровати. Он в белом холщовом подрясничке, как всегда бодрый духом. Около него на табуретке сидит матушка Феоктиста Михайловна и кормит его виноградом. Это маленькая сгорбленная старушечка, покрытая белым платком. Глаза у нее большие, голубые, и лицо в морщинках. Батюшку она очень любит и пришла проведать его. Батюшка отвечает ей такой же любовью. Он чтит ее и внушает глубокое уважение к ней всем своим домашним и окружающим его...
22 марта (по церковному календарю) 1930 года скончался наш батюшка... Мы осиротели, стали страшно одиноки душой, и вот тогда пришла к нам в дом матушка Феоктиста Михайловна...
Мы все привыкли к матушке и делились с ней всеми нашими горестями и радостями. Нина, как ребенок, непосредственно верила, что матушка всегда может помочь. У Нины болят зубы, она лежит и от боли плачет. Матушка у нас. Нина говорит: "Матушка, помолись, чтобы зубы скорее прошли". Матушка с большим трудом становится на колени перед образом, говоря: "Я помолюсь, помолюсь", и молится: "Спаси, Господи, Нинку, спаси, Господи, девчонку", - и, оборачивая свою седую головочку к Нине, так просто спрашивает ее: "Ну как, легче тебе?"; та сквозь слезы отвечает: "Легче".
Однажды Нина серьезно заболела с высокой температурой, а матушки не было. У соседей напротив нас болел ребенок, и к нему вызвали хорошего врача. Я попросила его зайти послушать Нину. Он, прослушав, сказал, что, очевидно, начинается воспаление легких. Прописал лекарство. После его ухода пришла матушка, мы ей все рассказали. Она осталась ночевать, обещала помолиться. Ночью Нина сильно стонала, и я слышала, что она громко молится своими словами. А матушка велела мне ночевать с нею в столовой, хотя сердце мое рвалось к Нине. Матушка спала мало. То и дело спустит ножки с кровати и сядет, потом встанет и скажет: "Я послужу", и ходит по комнате. Она молилась, и девочке нашей к утру стало лучше. Матушка ушла, а через день пришел тот же врач, послушал Нину и был очень удивлен: "Совсем непонятно: было воспаление легких, а сейчас ничего нет - никаких хрипов". Много-много раз помогала нам матушка своей молитвой.
Феоктиста Михайловна любила кормить народ. Мне рассказывали о том, что еще много лет тому назад она ходила на базар и в лавках покупала белые булки, а потом раздавала их частью здесь же, иногда около церкви, а иногда несла их своим знакомым в те дома, куда она ходила. Булочники зазывали блаженную, чтобы она у них покупала булки, так как матушку все знали и говорили, что у кого она покупала, те весь свой товар распродавали с особой удачей. И извозчики, тоже хорошо знавшие матушку, старались, чтобы она садилась в их коляску, веря, что это принесет им счастье. И вот матушка с полными руками булок или батонов едет на извозчике через весь город к кому-либо из знакомых. И к нам нередко приходила она, а иногда и приезжала, держа в руках кулек с пряниками или булку. Детям нашим это очень нравилось, но матушка давала, кому сама хотела, а иногда и не давала кому-либо, кто очень хотел от нее получить. Матушка говорила: "Я народ кормлю, надо кормить"...
В январе 1931 года я собиралась поступить на службу. Матушка незадолго до этого как-то пришла к нам, стала около окна и смотрела на проходившие мимо трамваи. "Я приставлена за трамвайчиками глядеть, как они бегают", - сказала она. Скоро после этого я поступила на работу в трамвайный парк статистиком по учету трамвайных пробегов. Тогда и вспомнила слова матушки...
Великая раба Божия была матушка, и ее чтили и знали и епископы, и священники, и многие в городе из самых разнообразных слоев общества. Матушка не имела места, где бы она постоянно жила, и в последние годы своей жизни так же приходила и уходила во всякую погоду, иногда вся мокрая и обледенелая. Кашляла и болела, но только изредка перележит у близких знакомых дня два и опять пойдет...
В последние годы своей жизни матушка стала слабеть, приступы сильного кашля с мокротой не давали ей спать. Худенькая и сухонькая фигурка уменьшалась на глазах. А ходила, все ходила сама во всякую непогоду и в морозы. По-прежнему - пальто нараспашку, иногда позволит подвязать пальто пояском. В декабре 1939 года ей стало совсем уже худо. Придет к нам на несколько дней, полежит. Однажды матушка велела Поле проводить ее к Анне Александровне на Чижовку. На мой вопрос, зачем она уходит, сказала: "Мне у тебя умирать нельзя, тебя за меня тягать будут"...Поля проводила ее, по дороге попросила кого-то подвезти матушку на санях-розвальнях. Поля рассказала нам, когда вернулась, что по пути матушка говорила о своей скорой кончине.
В домике Анны Александровны матушка осталась до последнего дня. Мы ходили к ней туда опять с горестями, с заботами и не думали, что матушка совсем уйдет от нас...
Мне говорили хозяйка дома и Настя - девушка отца Митрофана, что в день ее кончины, к вечеру, она спрашивала: "Где вы меня положите спать?" Ей указали на кровать, где она спала в эти дни. Матушка ответила: "Нет, не здесь вы меня положите..." Слова блаженной исполнились. В эту ночь она скончалась, и ее положили на небольшую постель, а потом на стол.
Ночью с 21 на 22 февраля по церковному календарю (6 марта н.ст.) 1940 года нас разбудили: пришли от Анны Александровны сообщить, что матушка только что скончалась. Мы все вскочили...Вероятно, это было около часа ночи. Матушка лежала на узенькой небольшой постели. Ее уже обмыли и одели...Мария Алексеевна, врач, видевшая много умерших людей, сказала: "Таких покойников я еще не видала - это мощи". Матушка лежала светлая, чудная, уснувшая вечным сном блаженных и праведных людей... До рассвета мы пробыли около матушки. В эти дни до погребения около Феоктисты Михайловны перебывало много народу. Читали Псалтирь и просто сидели около ее драгоценного тела. Хоронили в субботу, 9 марта 1940 года. С утра положили ее в небольшой белый гроб. Когда клали в гроб, я держала ножки и вспомнила матушкины слова: "Ты меня, мать, в гроб будешь класть с девчонкой", то есть с Ниной.
День был солнечный. Матушкин гробик не поставили на сани, а так и несли на руках до самого кладбища на Придаче. Провожающих было много, всем хотелось нести гроб"...
В 1961 году останки блаженной были перенесены на новое кладбище "на баках". Перезахоронение осуществлял протоиерей Николай Овчинников (в схиме Нектарий), которому, когда он еще был врачом, матушка предсказала священство.
День памяти блаженной Феоктисты - 21 февраля по церковному календарю.

Блаженная мати Феоктиста, моли Бога о нас.

Библиография
1.Житие блаженной Феоктисты
http://www.vob.ru/saints/podvizniki/vrn_feoktista/main.htm
http://www.vob.ru/saints/podvizniki/vrn_feoktista/1.htm
http://www.samtel.ru/~orthodox/mag/01-3/sviataiarus/sviataiarus.htm
http://www.fond.ru/book/book4.htm#(22.02)
2.Житие священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского
http://www.russia-hc.ru/rus/religion/legend/petrzver.cfm
http://www.fond.ru/book/booklet/booklet6.htm


Старец Максим (Бузулукский)
(1863 - 1937 гг.)

В 1863 году в селе Ивановка Бузулукского уезда в бедной крестьянской семье у Георгия и Пелагии родился первенец. При крещении младенцу дали имя Матвей. С раннего детства Матвей любил посещать храм, смотреть на красивые иконы, слушать удивительное пение, и усердно молится. Когда Матвею исполнилось семь лет, он заболел оспой, после тяжёлого заболевания потерял зрение. Утешение мальчик находил только в молитве. Он верил, что Царица Небесная не оставит его. (Со временем по молитве он получил возможность передвигаться без посторонней помощи).
В 1886 году слепого двадцатитрехлетнего Матвея привезли в Спасо-Преображенский монастырь - и, усадив на паперти храма, оставили одного. Монахи отвели юношу к игумену... Вскоре в монастырской летописи появилась запись: 28 июля 1886 года по увольнительному свидетельству поступил Матвей Пелепцов.
В обители юношу научили печь хлеб, звонить в колокола. 15/28 мая 1896 года послушник Матвей был пострижен в рясофор. Постриг в мантию был совершен 15 (28) августа 1908 года, его нарекли Макарием. За детскую кротость и простоту люди любили слепого монаха. К нему приходили верующие из окрестных сёл со своими нуждами, получив духовный совет, утешение, часто возвращались поблагодарить за молитвенную поддержку. Вскоре верующие стали замечать, что по молитвам праведника исцеляются тяжелобольные, из уст в уста передавались рассказы о том, что его предсказания сбываются...
Из воспоминаний Александры Рябовой: "Старшие дети у моей мамы (Евдокии Мрякиной) все умирали, четверо умерли, и пятая девочка тоже была при смерти. Свекровь и говорит маме: "А ты помолись Божией Матери и Спасителю, Господь помилует и пошлет ей жизнь". И мама так молилась усердно, со слезами: "Оставь мне ее хоть до четырнадцати лет, чтоб я на нее посмотрела, порадовалась!.." И Тамара осталась жива, но стала плакать... Не дает покоя никому. Уж они поехали к профессору. Профессор определил, что у нее порок сердца. Лечению не поддается. Тогда решили: давай поедем к монаху Макарию. Пришли к нему первый раз, ни мама его, ни он маму не знает. Но встретил как знакомую:
- А, Евдокия приехала! Ну, проходи, проходи! Ты молилась, чтоб тебе Господь оставил дочку... - он сам ей все сказал, с чем она пришла. - Ну ладно, что Господь тебе мысль дал просить, чтобы она дожила до четырнадцати лет. Ничего, она девочка хорошая, Богоугодная.
Мама спрашивает:
- Батюшка, а почему же она плачет?
- Почему плачет! Это ее душа плачет, потому что она не сподобилась в младенческом возрасте умереть. Ей ангельский чин был бы... Вот поэтому она плачет.
После этой поездки Томочка плакать перестала, но была очень слабенькой и болезненной. Росла она как монашка. Такая замкнутая, все время читала или пела духовные песни. Монашки к нам приходили, пели с ней. У нее силы не было, и училась она всего один или два года. Умерла она в 1928 году, в 14 лет. На похороны пришло много монашек, пели. Хоронили с большим почетом, с выносом - крест и иконы несли перед гробом. И все священники были на поминках..."
В схиму монах Макарий был облечен в 1920 году, его нарекли Максимом. В Первую мировую войну многие приходили к прозорливому старцу, чтобы узнать - жив ли муж, сын или брат, взятый на войну. Приведем несколько свидетельств:
Ольга Муромова пришла в келью старца вместе с мамой, тревожившейся о муже, - от него давно не было вестей. Старец встретил их, как знакомых, назвал по имени и пригласил попить чаю, позже предложил отстоять позднюю Литургию и вечерню, После службы он начал пересказывать рассказ, одного солдата, о том какие бои были страшные, пули летели, свистели, шапку задели, а его вот не убили. Прошло несколько дней, и от отца Ольги пришло письмо, слово в слово повторяющее рассказ старца... Вскоре отец Ольги вернулся.
Одна молодая женщина, Анна, семь лет не получала писем от мужа Степана. Старший брат мужа со своей женой решили поехать за советом к прозорливому старцу. По дороге сломалась оглобля, деверь, налаживая телегу, ругался. Приехали в монастырь, заходят в келью, а старец обращается к нему со словами: "Семен, а Семен, что ты ругал меня? Разве я звал вас к себе? Вы по своей воле приехали". Семен, встал перед прозорливым старцем на колени и слезно покаялся. Старец от души простил его, ласково побеседовал обо всем, прощаясь, просил передать Анне, чтобы она ждала мужа, никуда не уходила из его семьи. "Мы помолимся за воина Стефана, через колокольный звон отслужим молебен, и он сбежит из плена". И вскоре пришло долгожданное письмо, а следом и сам Степан приехал. Из воспоминаний Степана: "Жили там, забыли всех. И вдруг вспомнил. Не могу найти себе места, вспомнил все травки. Вспомнил, как дома птицы поют, как благоухает лес. Пошел на гумно, поймал самого сильного жеребца - и ускакал через границу, никто и не окликнул, не остановил. Каким-то чудом проскакал, как будто перенесли меня под Божьим покровом".
Приведем рассказ инокини Александры, о чудесном случае, который произошёл с ее племянницей, по молитвам старца Максима: "Раба Божия Евдокия жила неподалеку от Бузулука, и старалась хотя бы раз в месяц да навестить глубоко чтимого старца... Всякий раз она приносила в монастырь собственноручно испеченный свежий хлеб. Однажды схимонах Максим усадил ее рядом с собой на скамеечке и стал беседовать с нею. Не уходить бы - да время близилось к вечеру, а ведь ей надо было идти километров сорок! Несколько раз Евдокия пыталась откланяться и благословиться в дорогу: "Батюшка, я пойду, у меня ведь хозяйство, нужно скотину встретить, убрать..." Но схимонах Максим не спешил с благословением: "Успеешь, дорогая моя, управишься, все поделаешь", - отвечал он, придерживая ее за руку. Что было потом, как завершилась затянувшаяся беседа - и как смогла она еще до заката солнца оказаться дома, - Евдокия напрочь не помнила. Все это словно изгладилось из ее памяти. Остановилось время - и Евдокия увидела, что подходит к своему домику, и по дороге гонят коров. Как и обещал ей старец, Евдокия успела переделать еще засветло все домашние дела. "Дивны дела Твои, Господи, по молитвам святого угодника Твоего!" - подумала Евдокия.
Из воспоминаний Александры М. Пешковой: "Двоюродная сестра моей бабушки Анастасия Ивановна всегда с ним советовалась. Они очень бедно жили. Пришла к старцу со своей печалью, и он велел ей попросить денег у одного богатого человека. А потом, говорит, ты еще и сама деньги найдешь - в земле, у сарая. Назвал приблизительно место, где копать...И вот она рыла, рыла... И действительно нашла деньги в указанном месте. На эти деньги, взятые в долг и найденные, она сумела открыть свое небольшое дело, стала печь на продажу хлеб. Калачи у нее были самые лучшие в городе. А старец ей говорил: "Ты на завтра не затевай много хлеба, не продашь". Она иной раз заспорит: "Ну, как же так, это мало будет, нам деньги нужны". Затеет больше теста, напечет хлеба - и продаст точно столько, сколько ей батюшка говорил".
Из воспоминаний схимонахини Софии: " Моя мама очень печалилась о пропавшем сыне. Ушел он в армию, и три года от него никакой весточки не было. Сколько слез пролила... А инокиня София и предложила ей пойти к схимонаху Максиму. Мама идет, а сама думает про старца: "Да что он знает? Только живот наел, да и все..." Пришли к отцу Максиму, мама стала рассказывать о своей беде, спросила, как хоть молиться за сына - за здравие или уж за упокой. А отец Максим только и сказал: "Да что я знаю, только живот наел, да и все". Тут-то мама ему в ноги и бухнулась: "Прости, батюшка! Это я так про тебя подумала". Отец Максим сказал ей: молись о здравии. Вот по его и по маминым молитвам брат вернулся из армии живой и здоровый".
Из воспоминаний Зои: " Моя прабабушка Настя со своим сынишкой Ильёй ездили к старцу Максиму в Бузулук в монастырь. Илья был ещё маленький. Ходил он по лавке, упал, у него стал расти горб. Съездили они в монастырь к отцу Максиму, и горб исчез. А бабушка Дуня - ездила несколько раз. И старец всегда читал её мысли: она подумает, а он сразу выскажет".
Из воспоминаний монахини Магдалины: " Отец Максим, будучи совсем слепым, уверенно ходил везде... Духовным чадом о. Максима был Пётр Я. Царёв (1901-1970), в монашестве Николай... Он скорбел, что не может иметь возможности самостоятельно передвигаться по монастырю... О. Максим помолившись с отроком, утешил его: "Не плачь, молись Божией Матери, она не оставит нас. Как и у меня, у тебя будет голубенький шарик, куда он катится, иди туда, как он остановится - остановись". С тех пор о. Николай всегда благодарил Бога за чудесный дар.
После закрытия Преображенского монастыря, старец находился в четырехлетней ссылке в Казахстане. В 1933 году схимник вернулся в Самару, где прожил три года. Духовные чада купили ему небольшой дом в Бузулуке. (Только год и прожил в этом доме схимонах Максим вместе со своей сестрой Татьяной Георгиевной.) В одной из комнат старец молился день и ночь. Из воспоминаний М.П. Солоповой: " У него так был разработан позвоночник, что, кладя поклоны, о. Максим не сгибал колен, но касался головой земли".
В последний свой день на воле он попросил сестру приготовить ему чистую и крепкую одежду... Ночью их разбудил стук в дверь. Старец сказал: "За мной пришли... Таня, меня никуда не увезут. Я свои кости должен похоронить в Бузулуке. Сшейте мне большой мешок в две ряди и передайте". Незадолго до ареста старцу было открыто, что умрет он в келье монахини, об этом он рассказал сестре. (Последние дни своей жизни ему пришлось провести в пересыльной тюрьме, которая была устроена на месте разгромленного женского Тихвинского монастыря. Монашеские кельи были превращены в камеры для заключённых.)
Старца вместе с группой заключённых должны были отправить в Казань, но когда арестантов привезли на вокзал, при посадке начальник поезда, увидев слепого старца, сказал: " Хлопот с ним не оберёшься". Охранникам пришлось отвезти старца обратно в тюрьму. Так и сбылись слова старца, его оставили в пересыльной тюрьме, расположенной в Бузулуке.
На допросах старца жестоко избивали, но так и не заставили его признаться в контрреволюционной деятельности.
Как-то начальник тюрьмы пришел в камеру к схимонаху Максиму и стал умолять спасти его умирающую жену. Старец подал ему кружку: "Возьми этот чай, пусть попьет, и она у тебя выздоровеет". Начальник тюрьмы возразил: "Да эти помои тебе только что принесли!.." Старец ответил: "А я их благословил". По молитвам старца жена начальника тюрьмы выздоровела.
Когда старец умер, а это произошло ночью, заключённые почувствовали благоухание. Начальник тюрьмы, узнав о случившемся, сказал: "Не простой, а святой человек умер". И распорядился похоронить старца по-христиански. Для старца Максима изготовили гроб (тогда как всех умерших заключённых хоронили без гробов) Разорвали пополам мешок, переданный сестрой старца, на одну половину положили тело, другой накрыли.
В эту же ночь в селе Ефимовка Параскеву Семыкину, духовную дочь старца, разбудил непонятный звук. Оказалось, что это разбилась бутылочка, стоявшая у образов, подарок старца. Параскева вспомнила, что старец предупреждал её: "Как умру, бутылочка разобьётся. Это будет тебе знак".
Незадолго до своей кончины старец сказал одному заключённому, который ухаживал за ним: "Это последние мои страдания. Я скоро умру. А тебя выпустят, но ты никому не говори, где моя могила. А то ведь люди будут ходить, а их из-за меня пересажают. Пройдет время, все успокоится - ты расскажешь обо всем и поставишь крест". Так и случилось, после смерти старца мужчина вышел из тюрьмы. Однажды во сне он увидел схимонаха Максима. Тот упрекнул его: "Ты что же забыл про меня!" Тогда он пришел в церковь, рассказал служителям о том, что рядом с храмом на старом кладбище похоронен схимонах Максим. На могилке поставили крест, а потом появилась и надпись: "Схимонах Максим. 1863 - 1937".
В 2000 году сёстры возрожденного Тихвинского монастыря привели могилу в порядок: сделали ограду, у металлического креста всегда теплится лампада. На могиле служатся панихиды, многие люди получают о исцеление от тяжких недугов. Приведём лишь одно из свидетельств: Жительница Бузулука Глухова О. И., много лет страдавшая базетовой болезнью, приехав на могилку старца, долго слёзно молилась, прося его молитвенной помощи. Женщина с трепетом взяла горсточку земли, с тем, чтобы платком с земелькой повязывать шею... В скором времени болезнь отступила.
Господи, упокой душу старца Максима, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас!

Библиография
"Схимонах Максим", Анастасия Дробот, "Русский Паломник" №4
"Схимонах Максим", Ольга Ларькина, Православная газета "Благовест", 2003 г.

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.