ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - История одного страдания
  - Православные старцы ХХ в. (5)
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - Мысли о покаянии
  - Аскетическая психология (2)
  - Аскетическая лира (10)
· Монастырская хроника (обновлено)
  - "Поездка туда вырывает из мира..."
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка
· Ведущий журнала (обновлено)
· Архив (прежние номера журнала)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Жестокосердие (новое)

Подвижники православной русскости

Вера Фомы

Опыт Богомыслия

Жених Церковный

Смысл охранительства

Глаза

Исход

Подвиг неосуждения

Моя тьма

Приходит начало конца

Поэзия бронзового века

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Свет тишины (Духовная поэзия)

Почва (Духовная поэзия)

Via Patrum (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

Рассказ-притча "Сияние"

"Духовные песни" (МР3)

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки



   №11 (174) Июль, 2003

ПРАВОСЛАВНЫЕ СТАРЦЫ XX ВЕКА (5)
Светлана Девятова (Россия-США)


Содержание

1. Святой Иоанн Кронштадтский
2. Cтарец Феодор
3. Старец Савва

1. Святой праведный Иоанн пресвитер Кронштадтский, чудотворец
(1829 - 1908гг.)




"При жизни преподобного Серафима, за молитвы его, Господь хранил Россию; а после него был другой столп, достигавший от земли до неба, Отец Иоанн Кронштадтский."
Преп. Силуан

19 октября 1829 года в Архангельской губернии в селе Сура Пинежского уезда у деревенского дьячка Илии Михайловича Сергиева и его жены Феодоры родился сын. Ребёнок был настолько слаб, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же крестить младенца дома. 19 октября - день памяти великого болгарского святого преп. Иоанна Рыльского, в честь преп. Иоанна Рыльского мальчика и назвали Иоанном.
Из жития: " Дед отца Иоанна был священником, так же, как и большинство предков по отцовской линии на протяжении, по крайней мере, 350 лет".
В детстве Иоанн удостаивался увидеть ночью " среди необычного света Ангела в его небесной славе". Со слов игуменьи Таисии, слышавшей рассказ о чудесном явлении Ангела от св. Иоанна, Ангел успокоил смутившегося младенца, назвавшись Ангелом Хранителем.
В 1839 году Илья Михайлович отвёз сына в Архангельское приходское училище. Здесь впервые десятилетний Иоанн узнал истинную силу горячей молитвы. В первый год обучения десятилетний Иоанн испытывал большие трудности: "ничего не мог уразуметь из пройденного, не запоминал ничего из рассказанного". Ночами на коленях он умолял Господа даровать ему "свет разума на утешение родителям". Из воспоминаний св. Иоанна: " Такая тоска на меня напала, я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли пробыл я в таком положении, но вдруг что-то точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове, и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил даже, о чем и что он говорил, и легко, радостно так стало на душе, никогда не спал я так покойно, как в ту ночь. Тут засветало, я вскочил с постели, схватил книги, и о счастье! читать стало гораздо легче, понимаю все, а то, что прочитал, не только все помнил, но хоть сейчас и рассказать могу... В короткое время я продвинулся настолько, что перестал уже быть последним учеником. Чем дальше, тем лучше успевал я в науках, и к концу курса одним из первых был переведен в Семинарию".
В 1851 году Иоанн Сергиев был направлен в Петербургскую Духовную Академию. Иоанн мечтал принять монашество и отправиться миссионером в Китай или Америку, он молился, чтобы Господь разрешил его сомнения, и однажды увидел себя во сне священником, служившим в каком-то неизвестном соборе. Иоанн принял этот сон за указание Божие пути.
Незадолго до окончания Академии Иоанн знакомится с дочерью протоирея К.П. Нессвицкого из Кронштадта, Елизаветой Константиновной.
В 1854 году молодые обвенчались (по обоюдному согласию супруги жили как брат и сестра).
В 1855 году Иоанн закончил Академию. 10 декабря в соборе Петра и Павла в Санкт-Петербурге епископ Ревельский Христофор, рукоположил Иоанна во диакона, а 12 декабря состоялось рукоположение во священники. Молодого священника направили в Андреевский собор города Кронштадта.
Отец Иоанн с детских лет познавший нужду, положил в основу своего служения Господу любовь и милосердие к обездоленным.
Однажды отец Иоанн, заметив в храме изнурённого старика, подозвал его после богослужения к себе и выразил желание проводить его. По дороге несчастный старик рассказал о своём бедственном положении: " его тунеядец сын пропивает последние гроши", в то время как больной отец голодает.
На прощание отец Иоанн протянул старику деньги и сказал: " Вот тебе, старик, мелочь.
Но ты молись и благодари Господа. Я тебя богачом сделаю".
Разыскав его сына, отец Иоанн в течение целого месяца ежедневно посвящал ему несколько часов: вел душеспасительные беседы, учил молиться.
Со временем его ученик стал честным трудолюбивым мастером, купил дом, обзавёлся семьёй. Старик перебрался жить к своему сыну, любуясь крошками- внуками не раз говорил: " Так вот богатство, обещанное мне батюшкой".
Если первые годы добрый пастырь раздавал бедным все свои средства, обрекая на нищенство свою семью, то уже 1872 году, убедившись, что такая благотворительность недостаточна, он обращается в "Кронштадтском вестнике" с воззваниями к жителям Кронштадта, просит помочь бесприютным беднякам. Благодаря старанию отца Иоанна в1882 году был построен Дом Трудолюбия, он состоял из нескольких благотворительных учреждений. Здесь были устроены рабочие мастерские, женские мастерские, вечерние курсы ручного труда, школа, детский сад, сиротский приют, народная столовая с небольшой платой, библиотека, бесплатная лечебница, воскресная школа... В 1888 году был построен ночлежный дом, в 1891 году странноприимный дом. Здесь кронштадтские нищие находили приют, больные и престарелые уход, а трудоспособные - работу.
Из воспоминаний священника А. Глаголева: " Тайна влияния отца Иоанна на народ заключалась в его живой и деятельной вере в Христа-Спасителя и Его учение, в полном проникновении этим учением всего его существа... Пламенная любовь к Богу у отца Иоанна нераздельно соединялась с горячей любовью к людям... Много, безмерно много благотворил он лично, идя навстречу всякой непокрытой бедности и нужде... Созданный им в Кронштадте Дом Трудолюбия остаётся красноречивым памятником его задушевных дум, его неустанных забот о бедняках..."
Прошло несколько лет, и отцу Иоанн была дарована исцеляющая молитва, молитва по которой исцелялись тысячи православных людей, отступали даже самые тяжелые болезни, против которых медицина была бессильной.
Из воспоминаний Н.А. Гуляева: "В 1903 году в местечке Эмба Сырдарьянской области была тяжелая эпидемия гриппа, заболел и я, был перевезён в заразный барак... Помню, как очнулся я и почувствовал, что умираю... Я беспомощно заплакал и в слезах стал напевать, как мог "Царю Небесный"... Вдруг, появился, как бы в тумане, в золотом обличении священник...
Он приблизился, наклонился ко мне.
- Не надо плакать, давай помолимся.
И тут же начал служить молебен. Служил он не тихо и не громко, но необыкновенно истово и проникновенно... Я понял, что ко мне пришёл отец Иоанн Кронштадтский...Отец Иоанн сказал мне, что я поправлюсь, но чтобы никогда не забывал молиться и благодарить Бога. Удаляясь, батюшка тоже как бы отступил к дверям, в белый туман... С этого момента началось моё быстрое, ни для кого не понятное выздоровление. Когда пришёл меня навестить отец, я рассказал о чуде, виденном мною, и отец, знавший батюшку лично, был поражён, что я описал ему в такой подробности весь облик батюшки, никогда не видя его в жизни... Отец мой тут же объяснил мне: оказывается, он послал в самый безнадёжный момент телеграмму в Кронштадт отцу Иоанну и просил его помолиться. В тот самый день, когда отец Иоанн явился мне, он и служил молебен о моём выздоровлении".
Однажды в г. Вознесенск Херсонской губернии в немецкой семье, исповедующей лютеранство, умирала от дифтерита восьмилетняя девочка. По совету православных знакомых родители послали телеграмму отцу Иоанну. Девочка, проснувшись утром, рассказала, что к ней приходил некий священник, и описала его наружность. Вскоре она совершенно выздоровела. Когда ей показали портрет отца Иоанна, она воскликнула: "Вот этот самый приходил ко мне, подошел к моей кровати и сказал: "Будешь здорова!"".
Капитан 1 ранга С.П. Бурачок рассказывал: " Помню случай, когда был болен мой брат. Отец Иоанн благословил яблоко и приказал брату съесть, и к вечеру, к удивлению всех, брат оказался совершенно здоров... А вот случай исцеления бесноватой, которая ужасно поносила батюшку (ее держали несколько человек): Когда отец Иоанн стал на колени перед святыми иконами и весь, согнувшись, ушёл в молитву, больная забилась в судорогах, но потом затихла и потеряла сознание. Когда отец Иоанн встал с молитвы, всё его лицо и голова были покрыты потом, подошёл к больной, благословляя её, больная открыла глаза и, разрыдавшись, приникла к ногам батюшки, она была сильно ослаблена, но совершенно здорова. На присутствующих это ясное для всех исцеление произвело потрясающее впечатление".
Иоанн Кронштадтский писал: " Господь, как искусный врач подвергает
нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле. Душа, закостенелая во грехах всякого рода, не легко поддаётся чистке и врачеванию... и только через долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога".
Неустанный проповедник покаяния, отец Иоанн, физически не мог исповедать отдельно всех людей желающих исповедоваться именно у него, поэтому он был вынужден обратиться к духовным властям с просьбой о разрешении проведения общей исповеди.
Из воспоминаний игумена Константина, присутствовавшего на общей исповеди:
" Перед началом исповеди отец Иоанн обращался к кающимся с призывом: Грешники и грешницы, подобные мне! Вы пришли в храм сей, чтобы принести Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему покаяние в грехах и потом приступить к Тайнам. Приготовились ли вы к восприятию столь великого Таинства? Знаете ли, что великий ответ несу я пред Престолом Всевышнего, если вы приступите не приготовившись? Знаете ли, что вы каетесь не мне, а Самому Господу, Который невидимо присутствует здесь?
Тело и Кровь Которого в настоящую минуту находится на Престоле?
Приготовив так молящихся, отец Иоанн начинал сам от лица народа и к нему, обратившись лицом, читать покаянные молитвы... Должным образом подготовив народ, отец Иоанн возглашал громким голосом: кайтесь!
Тут стало твориться что-то невероятное. Вопли, крики, устное исповедание тайных грехов... Никто не замечал соседа, каждый думал только о себе...
Отец Иоанн в это время стоял облокотившись на аналой, и молился. Молился и плакал - так плакал, что слёзы лились градом.
"Там, в том углу, вы должны ещё покаяться!" - неожиданно восклицал он, выпрямившись и указывая пальцем в западную сторону собора. И в ответ начинают литься оттуда с необыкновенной страстью вопли покаяния...
Иногда отец Иоанн уходил в алтарь и там молился, склонившись пред престолом и положив на него голову... Батюшка, наконец, выходит снова на амвон. Пот катится по его лицу...
Отец Иоанн простирает епитрахиль над народом и читает разрешительную молитву...
Исповедь кончена. Со всех сторон слышны ещё сдержанные вздохи, рыдания и стоны - зарницы после разрешившейся и пронесшейся очистительной грозы...
Отец Иоанн находил время вести духовный дневник, записывая ежедневно мысли, приходившие ему во время молитвы. Эти записи вошли в книгу, изданную под заглавием "Моя жизнь во Христе".
По свидетельству духовных чад великий пастор "глубоко верил от всего сердца в благодать, данную ему как священнику от Бога, - молиться за людей Божиих... Если видел в человеке недостатки или какие-нибудь страсти, то всегда молился тайно за него, где бы то ни было; во время служения литургии, в пути ли, в беседе ли. Проезжая по улице и видя порочных людей, он тотчас возносил ко Господу свою сердечную молитву и взывал: "Господи, просвети ум и сердце раба Твоего, очисти его от скверны!" - или иным, более подходящим к данному лицу словами из псалмов. Он не пропускал случая помолиться за человека по чьей-то просьбе, радовался такой просьбе, считая, что молитвы за других есть благо и для него самого, потому что она очищает сердце, утверждает веру и надежду на Бога, взгревает любовь ко Христу и ближнему. Отец Иоанн молился "по вере в его молитву просящих".
Святой Иоанн писал:
"У людей мало молящихся слабо сердце; когда они хотят молиться, сердце их расслабляется и расслабляет их руки, тело и мысли, и трудно им молиться. Надо преодолеть себя: постараться молиться всем сердцем, потому что хорошо, легко молиться всем сердцем".
"Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцом и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе ...".
"С твердостью сердечной выговаривайте слова молитвы. Молясь вечером, не забудьте высказать в молитве к Духу Святому со всей искренностью и сокрушением сердца те грехи, в которые вы впали в прошедший день, несколько мгновений покаяния теплого и вы очищены Духом Святым от всякой скверны, паче снега убелены, и слезы, очищающие сердце, потекут из очей ваших..."
"Если согрешишь в чем пред Богом, а мы грешим премного каждый день, тотчас же говори в сердце своем, с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, с смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом "Помилуй мя, Боже, по Велицей милости Твоей...", и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир в душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов".
"Надо нудить себя и против воли делать усердные поклоны; это нужно против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться".
"В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, - это живая, ясновидящая вера в Господа: представь Его живо перед собой и в себе самом, - и тогда, если хочешь, проси о Христе Иисусе в Духе Святом, и будет тебе. Проси просто, ничтоже сумняся, - и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела, подобно тому, как крестное знамение совершает великие силы".
Прозорливому старцу было открыто прошлое, настоящее и будущее людей, которых он видел впервые.
Однажды, когда отец Иоанн служил литургию в церкви московского военного учреждения, в алтарь вошёл молодой офицер Павел Плиханков, отец Иоанн неожиданно подошел к офицеру, поцеловал его руку, не сказав ни слова, вернулся к престолу. Присутствующие при этом решили, что молодой человек будет священником. А спустя несколько лет, тяжело больной Павел в чудесном видение получил указание свыше "идти в Оптину Пустынь".
К удивлению всех, больной полковник стал быстро поправляться, выздоровел и уехал в Оптину Пустынь.
(из жития преподобного старца оптинского Варсонофия (1845-1913гг.) )
Задолго до этих событий Отцу Иоанну, было открыто, что перед ним в алтаре стоял будущий подвижник.
Ежегодно Кронштадт посещало более 20 тысяч паломников, а позднее их число достигло 80 тысяч.
9 декабря 1908 года отец Иоанн отслужил последнюю литургию в Андреевском соборе. Угоднику Божию был открыт день его кончины. Когда вечером 17 декабря приехала монахиня Ангелина, игуменья основанного им Иоанновского монастыря в Петербурге, он спросил: "Какое число сегодня?" "Семнадцатое", ответила она. "Значит, еще три дня", сказал отец Иоанн, как будто про себя. Утром 20 декабря он последний раз причастился. Отец Иоанн Орнатский начал читать канон на исход души, когда он окончил, отец Иоанн лежал неподвижно, руки были сложены на груди. 21 декабря в доме усопшего состоялась панихида, позже тело отца Иоанна под звон колоколов всех городских церквей было перенесено в кафедральный собор, через сутки в Петербург, в Иоанновский монастырь. Несколько дней и ночей народ непрерывным потоком шел прощаться с добрым пастырем. 23 декабря литургию отпевания отслужил митрополит Петербургский Антоний, в ней приняли участие около 60 священников и 20 диаконов, после последнего прощания состоялось торжественное погребение в подземном храме усыпальнице.
В 1990 году отец Иоанн был причислен к лику святых Поместным Собором Русской Православной церкви. День памяти празднуется 20 декабря/2 января и 19 октября/1 ноября.

Молитва святому праведному Иоанну
Пресвитеру Кронштадтскому, чудотворцу

Глас 3

О великий угодниче Христов, святый праведный Иоанне Кронштадтский,
пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю!
Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал:
Имя Тебе - Любовь: не отвергни меня заблуждающегося.
Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающего.
Имя Тебе - Свет: просвети душу мою, омрачённую житейскими страстями.
Имя Тебе - Мир: умири мятущуюся душу мою.
Имя Тебе - Милость: не переставай миловать меня.
Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий!
Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави.
Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари!
Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольской Церкви.
Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави.
Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Святый праведный отче Иоанне, моли Бога о нас!

Библиография

1. Иоанн Кронштадтский. Москва, Изд-во: "Патриот", 1992 г.
2. Преподобные старцы Оптинской пустыни. Holy Trinity Monastery; Jordanville; New York; 1992
3. "Приходская жизнь", июнь 1997 г.
4. Старец Силуан, Архим. Софроний. Эссекс: Монастырь Св. Иоанна Крестителя, 1990.
5. Чудотворная икона ХХ1 века, Изд-во: "Феникс",2002г.
6. Непознанный мир веры, Изд-во: "Молодая Гвардия", 2001г.


2. Cтарец Феодор
(1917- 1995гг.)




Родился старец Феодор 6 января 1917 года в деревне Ожигановы Яранского района Вятской губернии. В семье без отца росли четверо детей. Мама Федора, Анастасия, была глубоко верующим человеком, она с детства прививала детям любовь к Богу, приучала детей с молитвой приниматься за всякое дело. Провожая сыновей на войну, Анастасия благословила детей крестиком и Евангелием. Всю войну она каждый день молилась за сыновей: читала акафист Святителю Николаю Чудотворцу и Псалтирь Божией Матери.
Все трое братьев, возвратились домой после войны без единой царапины. Фёдор домой вернулся только через семь лет. Демобилизованный из армии, Федор Григорьевич переступил порог родительского дома в день Покрова Божией Матери. Покров Божией Матери чудесным образом защищал воина Феодора на всем протяжении войны.
До начала войны Федор Григорьевич служил на Дальнем Востоке, там закончил ускоренные курсы фельдшеров. Во время войны он служил санинструктором, выносил с поля боя раненых. Старец Феодор рассказывал:
-Один раз наша часть передвигалась с обозом по дороге. Вдруг откуда ни возьмись - немецкий самолет-разведчик. Пролетает низко над колонной и обстреливает из пулемета. Все бросились врассыпную. Самолет снова заходит над колонной, а я бегу по трассе и читаю молитву "Отче наш". В стороне от дороги сидят солдаты и кричат: "Ожиганов, Ожиганов, к нам!" Продолжая бежать, слышу позади себя взрыв. Оглянулся и вижу: на месте звавших меня солдат дымится черная воронка. Самолет улетел так же быстро, как появился...
Однажды ранним утром над большим лугом расстилался густой туман. Пользуясь этой завесой, мы собирали раненых бойцов. Вижу: недалеко от меня стоит высокая величавая Жена в черном одеянии. Она взмахивает рукой в сторону мертвого солдата. И два красивых мужа забирают его и несут к лестнице, спускающейся с неба. Я заинтересовался, куда они его поднимают, подошел поближе, только занес ногу, чтобы поставить на первую ступеньку лестницы, как слышу голос: "Тебе туда еще рано". Видение исчезло".
Потрясенный дивным видением, воин Феодор дал обет, что если вернется живым с войны, то посвятит свою жизнь Богу и уйдет в монастырь. Но обещание исполнить ему сразу не удалось.
После войны Федор Григорьевич закончил в Кирове медицинское училище, устроился работать сельским фельдшером около Кирова. Женился Федор Григорьевич на учительнице начальных классов Александре Владимировне.
В 1962 году в семье Ожигановых случилось несчастье: во время половодья утонул
десятилетний сын, Валера.
Когда Господь дал другого сына, его назвали Валерой в память о первом. Но и второй Валера в младенческом возрасте умер от острого лейкоза. Из детей в семье остался только средний сын Виктор.
За смертью второго сына последовало увольнение с работы.
На работе у Федора Григорьевича нашли Евангелие и передали главному врачу, тот вызвал его в кабинет и предложил выбор: "Или Евангелие - или работа!".
В этих событиях Федор Григорьевич увидел знак Божий. Три дня и три ночи он молился в храме и по согласию с женой решил оставить семью. Путь его лежал в Псково-Печерский монастырь, куда он прибыл на праздник - день Архангела Михаила. Была осень 1965 года. Здесь он поведал всю свою жизнь благочинному игумену Александру, и его приняли в обитель. Так Федор Григорьевич исполнил свой обет, данный Богу во время войны.
Послушника Феодора постригли в монашество с именем Феодорит и рукоположили во иеродиакона. По совершении диаконского сорокоуста его сразу посвятили в иеромонахи и оставили на второй сорокоуст. Так он служил литургию 80 дней подряд. В те времена Псково-Печерский монастырь славился многими известными старцами. Там были тогда схиигумен Савва, старец Симеон (будущий иеросхимонах Сампсон). С отцом Иоанном Крестьянкиным отец Феодорит жил в одной келье. Под влиянием опытных старцев молодой иеромонах быстро стал осваивать премудрости монастырского жития, нес послушание монастырского лекаря, звонаря, пчеловода и столяра.
Когда отец Феодорит нес послушание в монастырском лазарете, его как опытного специалиста приглашали на вызовы городские врачи из г. Печеры. Вместе с врачебным талантом он стал известен и своими духовными дарованиями. Люди приходили к нему в лазарет не только ради лечения телесных болезней, но и за советом и утешением.
В Псково-Печерском монастыре отец Феодорит подвизался 13 лет. Затем был назначен в Эстонскую епархию настоятелем Князь-Владимирского собора в г. Усть-Нарве
В г. Усть-Нарве иеромонах Феодорит собрал вокруг себя немало духовных чад.
В 1988 году он был переведен на покой в Пюхтицкий монастырь Митрополитом Эстонским Алексием, будущим Патриархом.
Молодая незамужняя девушка любила проводить отпуск на послушании в Пюхтицкой обители и исповедоваться у игумена Феодорита. Однажды девушка подумала: "Годы проходят, а нет человека по сердцу". Походит ее очередь исповедоваться: старец выслушал девушку, накрыл епитрахилью, прочитал разрешительную молитву, а затем, наклонившись к ее уху, спросил, хочет ли она выйти замуж.
Девушка ответила утвердительно.
-А ты поезжай в Сергиев Посад, там есть семинарист Володя, это твой будущий супруг.
При посещении Лавры она познакомилась с Володей, потом стала матушкой
Однажды отцу Феодориту было видение. Преподобный Серафим Саровский явился ему и сказал: "Будешь у меня в Дивееве духовником". И действительно, в 1992 году игумен Феодорит был переведен из Эстонии в Россию, в Дивеевский монастырь.
21 декабря 1993 года в Серафимо-Дивеевском монастыре игумен Феодорит принял схиму с именем Феодор (в честь преподобного Феодора Начертанного исповедника).
Пострижение в великий ангельский чин совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай.
Схиигумен Феодор скрывал от людей свои духовные дарования. В последние годы он исповедовал людей, сидя в инвалидной коляске. Подолгу, иногда до 30-40 минут, держал епитрахиль на голове кающегося и внимательно смотрел в даль. Были случаи, когда он отворачивался от собеседника и рассматривал что-то в окошке. Человек приходил к нему как к прозорливцу, ожидая пророчеств, а возле него сидел молчаливый батюшка, который иногда кивал головой, говорил одну-две фразы, и всё. Его ответы на вопросы были очень просты, и некоторых это вводило в смущение.
Один будущий духовный сын схиигумена Феодора усомнился в его прозорливости, думая, что он глухой и многого не слышит. Во время своего отпуска он решил посетить протоиерея Николая Гурьянова на о. Залита. Когда он приехал и спросил о. Николая: "Слышит ли схиигумен Феодор, прозорливый ли он?", то получил от него твердый ответ: "Да".
Схиигумен Феодор имел дар исцеления. Духовная дочь Татьяна из Осиновки как-то пожаловалась батюшке, что часто болеет ангиной. Он сказал ей: "После Пасхи пройдет". Так и получилось: после Пасхи она уже никогда не вспоминала об ангине.
Другая верующая женщина привела в келью к батюшке недавно повенчавшуюся пару. У молодой жены руки были покрыты как бы экземой. Пояснили, что это появилось после свадьбы. Перепробовали все лекарства, которые выписывали врачи - не помогли. Батюшка побеседовал с ними, а руки молодой женщины держал в своих руках.
После посещения батюшки руки очистились.
Умер схиигумен Феодор ранним утром 30 июня 1995 года. Чин погребения совершал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Владыка при погребении сказал такие слова: "Схиигумен Феодор был невидимым дивеевским духовником".
В течение сорока дней на его могиле ежедневно совершались панихиды. Сороковой день после смерти схиигумена Феодора совпал с памятью блаженной дивеевской старицы схимонахини Параскевы (Паши Саровской), могила которой находится напротив батюшкиной.
Господи, упокой душу старца Феодора, со святыми упокой, и его молитвами спаси души наши!

(В очерке использовались материалы газеты "Благовест", Самара)


3. Старец Савва
(1898 - 1980гг.)



Старец Савва не любил рассказывать о себе, биографические данные весьма скудные. Известно, что он родился 12/25 ноября 1898 года на Кубани в многодетной семье, при крещении был наречён Николаем. Его родители Михаил и Екатерина прививали своим детям с детства "боголюбивые навыки, которыми владели сами".
В восьмилетнем возрасте случилось несчастие: Николай провалился в прорубь. Чудом, спасённый мальчик тяжело заболел, надежд на выздоровление было очень мало. Изнурённому болезнью ребёнку было чудесным образом открыто его будущее.
Вот что поведал об этом одному духовному лицу старец Савва: "Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце моё как-то неизреченно взволновалось. После этого быстро поправился".
Николай успешно окончил церковно-приходскую школу, во время войны в 1914 году был досрочно мобилизован в армию и направлен на Турецкий фронт. После войны Николай учился в военно-инженерном училище, а потом продолжил обучение в Московском инженерно-строительном институте. После окончания института работал по специальности.
Старец рассказывал, что все эти годы мечтал посвятить себя служению Господу. Однажды, после горячей молитвы перед сном, в тонком сне будущий подвижник сподобился увидеть святую великомученицу Параскеву. Святая дева указала Николаю путь к монашеству.
В тридцати пятилетнем возрасте Николаю Михайловичу посчастливилось попасть к афонскому старцу Иллариону. Старец предсказал скорое открытие монастырей, утешил: "Будешь жить в лавре".
С 1941 году Николай Михайлович работал в Наркомздраве в отделе строительства по санитарии и профилактике древесины (работники Наркомздрава имели временную бронь). Всё своё свободное время Николай Михайлович проводил в молитве, за чтением Священного писания, посещал храм.
Вскоре предсказание старца Иллариона начало сбываться: в Москве в Новодевичьем монастыре открылась Духовная Семинария (позже семинария была переведена в Загорск). Николай Михайлович, получивший рекомендацию от протоирея Иоанна, успешно сдал вступительный экзамен и был зачислен в семинарию. Летом он принимал участие в восстановительных работах, ведущихся в лавре.
25октября/7ноября 1948 года в Троице-Сергиевой лавре наместником лавры архимандритом Иоанном было совершено пострижение Николая Михайловича в монахи. При постриге он был наречён Саввой, в память преподобного Саввы Сторожевского.
В первые годы иноку Савве пришлось по послушанию быть экономом, позже наместник лавры, по благословению Святейшего Патриарха, назначил его духовником богомольцев. Со временем старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему свой духовных опыт, а перед самой кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества.
Число желающих исповедоваться быстро увеличивалось, многие верующие получали по молитвам старца Саввы исцеление.
Вот одно из свидетельств благодатной молитвы старца:
Тяжелобольную Анну положили в больницу (врачи определили рак лёгких).
Дочь Анны приехала в лавру испросить молитв старца о тяжко болящей матери.
Старец Савва отслужил молебен у мощей преподобного Сергия и утешил:
- Не волнуйся, всё будет хорошо! Вот, вези ей эту просфору, чтобы всю съела.
На следующий день врачи были в недоумении, больная повеселела, у неё появился аппетит, назначили повторное обследование. Рак не был обнаружен. Анну выписали из больницы. Когда Анна окрепла, сама лично отправилась в лавру благодарить Господа, исцелившего её по молитвам старца.
При встрече старец спросил: "Где же твой рак, уполз?"
Старец Савва старался в каждом сердце разжечь искру Божественного дара, не только духовно, но и материально помогать нуждающимся, отдавая всего себя служению ближнему. Народ безмерно любил своего пастыря, и именно эта любовь и подвижническая жизнь старца явились причиной многочисленных доносов и клеветы, буквально обрушившейся на него. Старец старался не осуждать своих обидчиков, молился за ненавидящих его, учил и своих духовных детей благодушно переносить скорби.
Летом 1954 год пришёл приказ патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь.
С тяжёлым сердцем уезжал старец из лавры, трудно ему было оставлять святую обитель, духовных чад. На прощание он сказал: "Вы будете молиться за меня, а я за вас! Сердце сердцу весть подаёт. Не надо отчаиваться, ведь воля то Божия! Матерь Божия во всём нам поможет, только молиться надо, а не унывать".
Красота природы новой обители смягчила скорбь. Крайне бедная, малопосещаемая в те годы обитель обрела старца. В монастырь за духовной помощью и исцелением стали стекаться людские потоки. Многочисленные пожертвования духовных детей старца помогли улучшить благосостояние монастыря.
Случаи исцеления по молитвам старца Саввы:
Как-то приехали в монастырь московские духовные чада старца, и рассказали о тяжёлой болезни духовной дочери старца,Параскевы, старец обратился ко всем молящимся с просьбой:
- Помолимся сейчас искренне о болящей Параскеве. Врачи признали у неё рак, а мы не дадим ему развиваться в ней, помолимся, и ей будет легче... Ей ещё рано умирать...
Старец отслужил молебен о болящей, и благословил отвести больной святой воды с молебна и просфору. Когда больная приняла святыню, сразу же почувствовала себя лучше. Болезнь отступила, вскоре её выписали из больницы.
Однажды к старцу приехал московский священник Георгий, пятилетняя дочь которого, Мария, не умела ходить и не разговаривала. Старец Савва помолился о болящей и благословил их ехать домой. На вокзале Мария впервые пошла и заговорила.
Из воспоминаний духовной дочери старца Галины:
- Меня мучила стенокардия в тяжёлой форме, приступы продолжались сутками, много раз я была на волоске от смерти... Приехала к отцу, передала исповедь, где написала, что мне очень плохо. После литургии отец вышел их алтаря, остановился около меня, посмотрел прямо в глаза, погладил меня по лицу и сказал: "Сердце твоё больше болеть не будет".
И я почувствовала в сердце какие-то толчки. После этого болеть я перестала...
Огорчалась я на детей, что они не помогают. Приезжаю к отцу и спрашиваю:
- Как быть?
- Когда устанешь, то перекрестись и скажи: "Делаю ради Христа", и Христос тебе поможет.
Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, прошу перед карточкой отца:
- Отец помогите, раздражаюсь.
Приезжаю к нему, он говорит:
- Вот ты всё пишешь мне: "Раздражаюсь, помогите" (а я не писала). В руке у отца иконочка Божией Матери "Неопалимая Купина", он даёт её мне и говорит:
- Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.
Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне стало легко, я перестала раздражаться.
На исповеди отец сказал, что не надо бояться душевнобольных. И окинув всех взором добавил:
- Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные...
Заметила я, что схимницы и монахини не употребляют пищу до двенадцати часов и после шести вечера... В душе решила: приеду домой и тоже буду так делать. Намерение своё решила держать в тайне.
После литургии отец говорит всем:
- Вот посмотрите на Галину. Она решила: как приедет домой, то не будет, есть до двенадцати и после шести часов вечера. А муж её за это из дома выгонит... Никакого режима в часах.
Я только порадовалась: ничего от батюшки не скроешь!
Многим в монастыре не нравилась деятельность старца. Некоторые из братии считали, что из-за старца нарушается монашеская жизнь, участились доносы. Последовали и предупреждения от местных гражданских властей, старцу стали запрещать принимать верующих.
В 1958 году старец Савва был назначен настоятелем храма Казанской Божией Матери в городе Великие Луки.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: "Господь попускает искушения на подвижника благочестия, чтобы сделать его крепче, чтобы показать его в большой славе..."
Старец Савва безропотно принял новое послушание, ему предстояло восстановить полуразрушенный кладбищенский храм. Всё необходимое для ремонта по молитвам старца появлялось чудесным образом. Многие духовные чада старца приезжали в Великие Луки, каждый помогал, чем мог.
За два месяца храм был приведён в порядок. Слухи о прозорливом старце распространялись молниеносно, маленький храм не мог вместить всех богомольцев.
Выполнив послушание в Великих Луках, старец вернулся в родную обитель. А через год ему уже предстояло по послушанию отправиться в село Палица Псковской области.
Тяжёлые испытания подорвали здоровье старца, в 1960 году тяжелобольной старец Савва вернулся в монастырь.
Старец неоднократно говорил своим духовным чадам:
- Никогда не торопитесь в молитве ... Каждое святое слово - это великая творческая сила. Каждое слово приближает нас к Богу... Некоторые просят молиться за отца, за дочь, за брата, сестру, а сами нисколько не стараются молиться... Знаете, как батюшке тяжело бывает? Ведь он часть грехов человека берёт на себя... Берегите свой сердечный сосуд, чтобы сохранить его чистым, оградите его оградой - непрестанной молитвой... За твёрдую веру, за непрестанную молитву душа принимает Святого Духа и делается сосудом Божественной благодати... Очень хорошо делают те, кто сочетает Иисусову молитву с дыханьем...
Сочетать молитву с дыханием нужно так: до обеда: вдох -"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий..., выдох - "помилуй меня грешного". После обеда: вдох -" Господи Иисусе Христе, Сыне Божий...", выдох - " молитвами Богородицы помилуй меня грешного". В любое время, в любом месте, при любых занятиях в сердце своём всегда надо взывать к Нему, хотя бы кратко: "Господи, помилуй!", "Господи, помоги!"
Заботливый пастырь советовал духовным детям ежедневно исполнять Богородичное правило - 150 молитв "Богородице Дево, радуйся".
Призывал чаще читать Евангелие, особенное внимание советовал уделять Нагорной Проповеди Спасителя (Мф.5, 1-12), 15 главе Евангелия от Иоанна о любви и послание апостола Павла к римлянам (гл.13).
При разрешении "недоумённых" вопросов благословлял тянуть жребий.
Он говорил: "Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать "Царю Небесный", трижды "Отче наш", трижды "Богородице Дево, радуйся" и "Верую". Только надо иметь живую веру и уповать на Бога.
Из воспоминания духовная дочери старца Саввы:
- Когда мы приходили к нему со своими бедами, он, печально глядя на нас, говорил:
- Ну что так печалишься, потерпи. Это всё временное. Вся наша жизнь впереди...
Он одобрял тех, кто в трудных случаях (после молитв) тянул жребий: "Жребий полезен тем, что отсекает твою волю".
Старец говорил: "Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть - враг наш, необузданный конь, а болезнь - удила, его сдерживающие. Святые Отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть, чтобы душа очистилась, смогла войти в обитель рая.
Старец советовал за умершего человека, чтобы его душа легче переносила мытарства, 40 дней утром и вечером делать по 12 поклонов с молитвой об упокоении.
Телесные силы старца ослабевали, зная, по откровению свыше о дне смерти, старец писал духовные завещания для духовных чад, для братии.
В воскресенье 14/27 июля 1980 года монастырский колокол Псково-Печерской Свято-Успенской обители возвестил о кончине схиигумена Саввы.

Друзья мои духовные и чада верные!
Как пастыря меня о Господе любя,
Вы книги все - последние и первые -
И все труды мои храните для себя.
Случиться так, что телом я уйду от вас -
Тогда пусть будет вам одно из правил:
Сходитесь иногда хоть мысленно на час,
Читайте те труды, что я для вас оставил.
Потом, обдумав всё, скажите: " Это он,
Как прежде, и теперь заботится о нас!"
И благодатию Христа, стряхнув могильный сон,
Войду невидимо я к вам в заветный час.
И как при жизни моей вас благословляя,
Усердно буду к Господу взывать,
Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя,
Вас осеняла свыше Божья благодать.

Душеполезные поучения старца Саввы:
Подвиг монашеский заключается и в том, чтобы близких родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых...
Когда познаешь сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела, оно беспредельно, безгранично. И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя
губит. Слава Господу Богу, за то, что Он дал нам покаяние!
В скорбных обстоятельствах хорошо молиться за усопших, а также призывать на помощь святых угодников Божиих. Но более совершенный путь- это обращаться к Божией Матери. Читайте Ей канон молебный "Многими одержим напастями". И вы сразу почувствуете благую перемену.
Чтобы избавиться от одержимости, надо читать 150 раз "Богородице Дево..." и молиться Божией Матери "Избавительнице". На Новом Афоне была чудотворная икона "Избавительница". Сколько чудес там было от нее!
Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: "Господи, помилуй!" А потом 5 раз: вздохните: "Господи" и выдохните "помилуй", и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!
Второй подвиг - это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.
Бесчестие и укоризны - суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.
Гордость - это основной узел, который связывает все грехи пороки и страсти, а смирение - меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас - лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.
Святой Иоанн Златоуст говорит: "у того, кто допускает это - недостаток ума". Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.
Святой Иоанн Лествичник говорит: "Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других". Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других...
Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, - так говорит старец Силуан. Грех - самое великое в мире зло,- говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи - это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе, и грехи от них остаются на всю жизнь... Лишь в Таинстве Покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние - это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать.
Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: "Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!" А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете... Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо.
Старец часто любил повторять высказывание преподобного Серафима Саровского: "Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи". Благодатный пастырь схиигумен Савва по совету преподобного Серафима всю жизнь "стяжал мирный дух", тысячи людей спасавшиеся около него при его жизни, и сейчас чувствуют неустанную заботу старца. Многочисленные свидетельства молитвенного заступничества старца перед Господом за верующих не оставляют сомнений в том, что в скором времени старец Савва будет прославлен.

Господи, упокой душу старца Саввы, со святыми упокой. И его молитвами спаси нас!

Стихи старца Саввы

Завещание мамы

Помнится мне, дорогая,
Вечер последний с тобой,
Тяжким недугом страдая,
Ты отошла в мир иной.

И, умирая, твердила:
"Сын мой, будь честен всегда,
Как бы тебя ни давила
Жизни суровой нужда.

Не подчиняйся пороку,
Лживых людей избегай,
С твердою верою в Бога
Скромный свой путь совершай.

Помни: ни злато, ни почесть
Счастья тебе не дадут, -
Только спокойная совесть,
Честный, осмысленный труд..."

Смолкла ты... Руки ломая,
Я перед трупом стоял,
И, неутешно рыдая,
Клятву быть честным давал.

Матушка, скоро мы оба
Встретимся в жизни иной:
Крышка соснового гроба
Скоро закроет прах мой.

Клятву сдержал я, родная,
Честь свою свято хранил,
В жизни так много страдая,
Верен все время ей был.

***

Любовью ль сердце разгорится
О, не гаси её огня!
Любовь есть Бог! Им жизнь живится,
Как светом солнца яркость дня.
Люби безмерно, беззаветно,
Всей полнотой душевных сил,
Хотя б любовию ответной
Тебе никто не отплатил.

***

Не мсти врагу за оскорбленье,
Вражду любовью погаси
И в Божий храм, до примиренья,
Своих даров не приноси.
Любя лишь тех, кто вас лелеет,
Вы мните Богу угодить?
Но и язычники умеют
Взаимно любящих любить.
А ты, - ты братские объятья
Тебя клянущим простирай
И не проклятьем за проклятье -
Благословеньем воздавай!
Творец ваш солнце зажигает
И множество светил ночных
И с неба дождь ниспосылает
Равно для добрых и для злых:
Так ты и доброму и злому
Учись, как Он, благотворить,
И будешь сыном Всеблагому,
И жизнью вечной будешь жить!

***

Ты в жизни скорби и мучений
Не избалован был судьбой.
И много бед и огорчений
Уже испытано тобой.
Душою кроткой и смиренной
В надежде, вере и любви
Переносил ты неизменно
Все-все страдания свои.
Своим безропотным терпеньем
Умел ты скорби побороть,
Приемля всё с благоговеньем,
Что посылал тебе Господь.
О, верь! Сторицею с годами
Вознаградится этот труд...
Не все ль, кто сеяли слезами,
Святою радостью пожнут?!

***

Спаситель мой! Твои веленья
Так легки для меня,
Когда пример смиренья
В Тебе вдруг вспомню я!
С любовию священной
Своим ученикам
Ты, царь и Бог вселенной,
Омыл стопы и Сам,-
Не ноги мне водою -
Всего меня омыл
Ты кровию святою
И вечность подарил.
И впредь, с меня как прежде,
Смывай всю грязь, любя,
Чтоб я в Твоей одежде
Достоин был Тебя.
Дух кротости, смиренья
Мне в сердце обнови,
Чтоб я в уничиженьи
Мог всем служить в любви.

***

В неизвестности смиренно
В Назарете Ты цвела,
Средь молитв уединенно
Мирно жизнь Твоя текла.
Но святой Своей десницей
Бог Тебя приосенил
И Небесною Царицей
Кроткой деве быть сулил.
Безызвестную обитель
Свет небесный осиял
Пред Тобою Небожитель
С вестью радостной предстал.
Благовестнику внимала
Ты смущенною душой,
Но с покорностью сказала:
"Воля Бога будь со Мной!"
Всё сбылось - Твоя порфира
Краше всех земных порфир!
Сын Твой - Бог, Спаситель мира!
Пред Тобой склонился мир.
Но и тяжких испытаний
Много ты перенесла,
Крестных Господа страданий
Соучастницей была.
Ты томилась, изнывала
Но к виновникам скорбей
Ты враждою не пылала,
Ты молилась за людей.
И теперь, воспоминая
Твоего успенья час,
Мы взываем: Пресвятая,
Заступи, помилуй нас!

***

О Чистая Мати Честнейшего сына,
Надежда отчаянных всех,
Молися пред Сыном и Господом выну,
Да сам он отпустит наш грех.
Да Сам Он очистит и скорбные души
Избавит от рабства страстей,
И скрытые сети врага да разрушит
Рукой благодатной Своей.
О Дева Святая, развей усыпленье
И дух покаянья нам дай,
Сведи в наше сердце святое смиренье.
Слезу сокрушенья подай.
Конец христианский подаждь нам, Благая,
В мытарствах нас всех не покинь,
Сподоби достичь вожделенного Рая
И жить там во веки. Аминь.

***

Господь есть Любовь! -
Любовь вы познайте.
Господь есть Добро! -
В Добре пребывайте.
Господь милосерд! -
Его призывайте.
Господь совершен! -
Его величайте!

***

Горит пред образом лампада,
И кротко смотрит лик Христа,
И льётся в душу мне отрада
Перед святынею Креста.
И забываю я тревогу,
Тоску и злобу, клевету...
Я верю в счастье, верю в Бога!
Иду к Спасителю Христу.
И лик Спасителя сияет...
И тихо, мирно всё кругом;
Душа больная отдыхает...
Блаженство вижу в мире том!
Не веди, друг, жизнь беспечно:
Вся, как пар, она пройдёт;
Счастье мира скоротечно,
Скоро смерть к тебе придёт.
В ту минуту вдруг исчезнет
Прелесть мира... и тебя
Близость смерти в ужас ввергнет,
Бедным ты найдёшь себя.
Как покажутся ничтожны
На земле твои дела!
И познаешь: к цели ложной
В мире жизнь твоя текла.
Так не будь же, друг, беспечен
И застигнутый врасплох...
Божий гнев тогда уж вечен,
Ибо верен в слове Бог.
Вот зовет тебя теперь же
Иисус к любви Своей,
Сердце ты открой немедля,
И прими Его скорей.
Будь уверен ты в прощеньи...
О, поверь Христа словам:
"Приобрел твое спасенье
Крестной смертию Я Сам".
Он пошлет тебе отраду
В сердце, счастье и покой,
Даст тебе затем награду,
В чудный Рай введет с Собой.

***

Молитва

Духовным оком созерцая
Тебя, о Боже, пред собой,
Я в умиленьи прибываю
К Тебе с смиренною мольбой.
Велик Ты, Боже наш в твореньи!
И на земле и в небесах
Велик и дивен в промышленьи,
Могуч и славен в чудесах!
И мы, смиренное созданье,
Мы носим образ твой в себе,
Питаем в сердце упованье
За гробом перейти к Тебе.
Дабы навек соединится,
С Тобою - неразлучно быть,
Но, чтоб достойно нам явиться,
Даждь нам всегда Тебе служить!
Даждь сердцем чистым незазорно
Святую веру сохранить,
Душою теплой не притворно
Тебя и ближних всех любить!

***

Любовь - не только наслажденье...
Любовь - тепло, забота, свет!
Любовь - страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья...
Любовь - Божественный завет!

***

Ночь тиха...
На тёмном небе
Мириады звёзд блестят,
В кельи инока лампады
Перед образом горят.
Бога зря перед собою
Чувством пламенной души,
Инок, стоя на коленях,
Богу молится в тиши:
"Боже правый, милосердный!
Угаси огонь страстей:
Злобы, зависти, коварства
И лукавых похотей...
Научи меня беречься
Мира суетных оков,
Научи прощать обиды
И молиться за врагов.
Юным крепкую опору
Дай на жизненном пути
И гонимых горькой долей,
Вдов и сирых защити.
А умерших в правой вере
Упокой на небесах!..." -
Так молился в темной кельи
В час полночный схимонах.
Ночь тиха...
На тёмном небе
Мириады звёзд блестят,
В кельи инока лампады
Перед образом горят.
И молитвой услажденный
Инок спит спокойным сном,
А над ним Ангел-Хранитель
Веет радужным крылом.


***

Наша любовь к Богу измеряется нашей готовностью принять посылаемые нам страдания и несчастия, и видеть в них руку Божию. Поддержкой нам может быть то, что страдания эти есть также мера любви Божией к нам...
По собственному опыту знаю, как страшно допустить забвение смерти.
Господи, спаси меня! Не остави меня в час смертный!
Услыши меня и ныне, из глубины души взывающего:

В час полночный, когда засыпает обитель
Пред распятием низко склонясь,
Я молю тебя, мой Искупитель:
В смертный час Ты меня не оставь!

Вас прошу я, мои дорогие,
Во Христе отцы, братья, сестры и друзья,
Как умру, схороните в пещерной могиле
Под Распятьем Крестным меня.

Чтобы Крест Всесвятой, мой любимый,
Своей славой всегда украшал
Мой телесный прах и могилу,
Мою душу чтоб там утешал.

И к Тебе, мой Господь, я взываю:
Ты меня под крестом упокой,
На Котором висел Ты, страдая,
Чтоб Он там охранял мой покой...

И, как Богу, Тебе перед смертью моею
Приложу я молитву свою:
У подножья Креста, в любви пламенея,
Дай окончить ты мне жизнь мою!
Будь всегда, Святой Крест, над могилой,
Где покоиться прах будет мой, -
Мою душу, Иисусе Сладчайший, помилуй,
Со святыми её упокой!!!

Библиография

1. Жизнеописание старца схиигумена Саввы
2. Православный журнал "Отдых христианина", 2001г.
3. Схиигумен Савва, Москва, изд-во "Русский Дом", 1999г.
4. О главных христианских добродетелях и гордости
Москва, изд-во: "Елеон", 1999г.


  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.