ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Чудеса св. Иоанна Максимовича
  - Аскетическая письменность
  - Встречи с муч. Иосифом Муньосом
  - Св.Серафим Соболев
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - Аскетическая лира (3)
  - Монахиня Мария Скобцова
· Монастырская хроника (обновлено)
  - О том, который упал...
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка (обновлено)
· Ведущий журнала (обновлено)
· Архив (обновлено)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Поэзия бронзового века

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Свет тишины (Духовная поэзия)

Почва (Духовная поэзия)

Via Patrum (Духовная поэзия)


О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

Рассказ-притча "Сияние"

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки





            
   №4 (167) Декабрь, 2002

АСКЕТИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (продолжение)

Глава вторая. Преподобный Антонiй Великiй

1. Жизнеописанiе

Родился преп. Антонiй Великiй около 251 года, въ деревне Кома, въ среднемъ Египте, на севере Фиваиды. Родители преподобнаго египтяне были состоятельными людьми и благочестивыми христiанами и воспитали сына въ христiанскомъ духе. Вскоре стали проявляться черты будущаго вождя аскетовъ, характеризующiя его, какъ человека не отъ мiра сего. Когда пришло время учиться грамоте, преп. Антонiй отказывался отъ обученiя. Онъ сторонился сверстниковъ, былъ нелюдимъ, и все время проводилъ въ храме, дома или на природе въ тихомъ созерцанiи. Съ детства и на всю жизнь его учителями стали Священное Писанiе, природа и наставники аскетизма. Писанiе, отъ частаго слышанiя и спецiальнаго заучиванiя, онъ зналъ наизусть, а природа, лучше всякихъ книгъ, свидетельствовала его душе о Боге Творце. Съ аскетами преп. Антонiй былъ также знакомъ смолоду и руководствовался ихъ наставленiями. Въ это время въ Египте уже были какъ аскетическiя общины, такъ и аскеты-уединенники; аскеты селились на окраине селенiй или въ ближайшемъ отдаленiи отъ нихъ.
Черезъ шесть месяцевъ после смерти родителей, когда преп. Антонiю было около девятнадцати летъ, онъ по Евангельскому слову (Матф. 19, 21), услышанному въ храме, раздалъ принадлежавшую ему собственность, оставивъ часть младшей сестре. Вскоре преп. Антонiй устроилъ сестру въ аскетическую общину девственницъ, а самъ поселился около дома, въ шалаше или землянке, и сталъ упражняться въ аскетическихъ подвигахъ: питался только хлебомъ и водою однажды въ день, иногда въ два дня, спалъ мало и на голой земле, непрестанно или читалъ молитву, или пелъ псалмы, или занимался чтенiемъ Священнаго Писанiя. Въ настоящее время бытуетъ мненiе, что преп. Антонiй былъ совершенно безграмотнымъ. Действительно, какъ мы уже сказали, онъ съ большимъ нежеланiемъ учился грамоте, но въ конце концовъ, вероятно, читать все-таки научился, хотя бы и плохо. По крайней мере свят. Афанасiй Великiй, повествуя о жизни преп. Антонiя въ уединенiи, свидетельствуетъ, что тотъ "столько былъ внимателенъ къ читаемому, что ни одно Слово Писанiя не падало у него на землю, но все удерживалъ онъ въ себе; почему, наконецъ, память заменила ему книги" ("Творенiя свят. Афанасiя Великаго", часть III, Свято-Троицкая Сергiева лавра, 1903 г., "Житiе преп. Антонiя", 3). Питался онъ въ это время отъ своего рукоделiя.
Для духовнаго руководства преп. Антонiй ходилъ въ соседнее селенiе къ старцу-аскету, съ молодыхъ летъ проводившему жизнь въ уединенiи. Кроме того, преп. Антонiй изучалъ жизнь и другихъ подвижниковъ-аскетовъ, разыскивая ихъ и черпая отъ нихъ лучшее; такъ, у однихъ онъ учился братолюбiю и смиренiю, у другихъ - телесному посту, у третьихъ - борьбе съ помыслами, у четвертыхъ - сокровенному деланiю непрестанной молитвы. Отметимъ, что преп. Антонiй не мыслиль себя создателемъ чего-то новаго, небывалаго въ Христiанстве. Первый жизнеописатель, свят. Афанасiй, передаетъ только мотивъ ухода, а куда идти и что делать - не является вопросомъ для преп. Антонiя - это ему известно - идти въ монашество, въ ученики къ старцу. Это онъ и осуществилъ. Господь же благоволилъ поставить его во главу монашескаго движенiя, ставшаго, благодаря преп. Антонiю, общецерковнымъ.
Желая предаться большему уединенiю, преп. Антонiй удалился въ пустыню и поселился въ гробнице. Въ пустыне онъ подвергался сильнымъ искушенiямъ бесовскимъ. Такъ онъ подвизался около 15 летъ, после чего удалился на восточный берегъ Нила, где поселился въ пещере. На новомъ месте подвизался онъ около 20 летъ, подвергаясь всевозможнымъ скорбямъ. Бесы, не умея победить преп. Антонiя черезъ помыслы и виденiя, напали однажды на преподобнаго въяве и такъ его избили, что онъ былъ найденъ еле живымъ. После этого и другихъ подобныхъ испытанiй Господь даровалъ преп. Антонiю власть надъ бесами и сподобилъ его даровъ чудотворенiя и прозорливости.
Слава о преп. Антонiи и его подвигахъ стала распространяться повсюду, и многiе приходили къ нему для наставленiй, а некоторые сделались его учениками, поселившись въ пустыне подле него. Съ этого времени преп. Антонiй сделался учителемъ подвижнической жизни и вождемъ аскетическаго движенiя, вылившагося въ монашеское возрожденiе охватившее постепенно всю Христiанскую Церковь. Преп. Антонiй прославилъ жизнь отшельническую, вдохновилъ ревнующихъ на уходъ въ пустыню и возбудилъ ревность къ монашеству. Число окружавшихъ его учениковъ все более увеличивалось, и въ пустыне возникали одинъ за другимъ монастыри, находившiеся подъ его духовнымъ руководствомъ.
Здесь необходимо указать на одинъ очень важный фактъ: въ лице преп. Антонiя вновь вышла на поверхность древняя первохристiанская традицiя учительства и пророчества-прозорливости (Смотри: I пер., Отд. I., гл. 2, г2, п. 4). Традицiя сiя не прерывалась, но какъ бы хранилась подъ спудомъ въ аскетической среде. Со времени же преп. Антонiя, цепь этой благодатной аскетической традицiи, получившая наименованiе старчества, передается отъ учителя къ ученику, вплоть до нашихъ дней.
Въ 311 году, во время гоненiй на христiанъ при Максимине, преп. Антонiй оставилъ пустыню и пришелъ въ Александрiю, чтобы ободрить и утешить страдальцевъ за веру Христову. При этомъ въ Александрiи онъ появлялся въ самыхъ опасныхъ местахъ, но Господь хранилъ его. Когда гоненiе утихло, преп. Антонiй углубился еще дальше въ пустыню, на берегъ Краснаго моря. Временами онъ посещалъ фиваидскихъ подвижниковъ, начавшихъ подвизаться подъ его руководствомъ.
Когда распространилось арiанство, то преп. Антоноiй опять явился защитникомъ истины, написавъ письмо св. императору Константину, ходатайствуя за изгнаннаго свят. Афанасiя Александрiйскаго. Когда свят. Афанасiй возвратился изъ заточенiя, то преп. Антонiй, после его настойчивыхъ просьбъ, вновь посетилъ Александрiю, где обличалъ арiанство. Въ теченiе несколькихъ дней онъ обратилъ къ Православiю значительное число арiанъ. Этотъ приходъ изъ пустыни маститаго старца явился торжествомъ какъ Александрiйской Церкви, такъ и самого преподобнаго; его окружали толпы верующихъ и съ трепетомъ ждали отъ него слова и благословенiя.
Вернувшись въ cвою дальнюю пустынь на берегу Краснаго моря, преп. Антонiй Великiй скончался на 105 году жизни, это случилось около 356 года, 17 января. Въ этотъ день и совершается его церковное поминовенiе.

2. Сочиненiя

Вопросъ о сочиненiяхъ преп. Антонiя является довольно сложнымъ. Какъ мы отмечали выше, преп. Антонiй едва умелъ читать, но умелъ ли онъ писать - вопросъ остается открытымъ. Скорее всего - умелъ, хотя бы плохо. Изъ факта безграмотности (хотя правильнее говорить о малограмотности) преп. Антонiя некоторые патрологи делаютъ выводъ о непринадлежности ему сочиненiй, известныхъ подъ его именемъ. Но правомерно ли делать такой выводъ, даже, если предположить, что преп. Антонiй совершенно не умелъ писать? Конечно, нетъ. Ведь и преп. Исаакъ Сиринъ тоже во второй половине своей жизни ничего самъ не писалъ, по причине слепоты, однако, это не мешало ему диктовать ученикамъ свои сочиненiя. Подобно сему и посланiя, обращенiя, наставленiя преп. Антонiя могли быть записаны подъ его диктовку.
При перечисленiи сочиненiй преп. Антонiя принято указывать следующiя: 20-ть посланiй (писемъ) къ инокамъ, 20 краткихъ словъ о добродетеляхъ и порокахъ, 170 главъ о нравственности и множество отдельныхъ изреченiй и правилъ, компиляцiя изъ которыхъ помещена въ русскомъ "Добротолюбiи" (т. I), наряду съ некоторыми изъ вышеуказанныхъ сочиненiй.
Наиболее вернымъ является авторство семи изъ двадцати писемъ къ инокамъ (именно эти семь писемъ были впервые опубликованы на русскомъ языке въ журнале "Церковная жизнь", Архiерейскiй Синодъ РПЦЗ, №3, 1991 г. - №2, 1992 г.).
Наиболее сомнительнымъ, съ точки зренiя современныхъ патрологовъ, является авторство 170-ти главъ о нравственности.
Все сочиненiя преп. Антонiя аскетическаго характера, съ элементами нравственнаго и догматическаго богословiя, а также антиарiанской полемики.

3. Ученiе

1. Преп. Антонiй обладалъ даромъ учительства. Въ немъ было что-то отъ древняго мудреца и отъ ребенка одновременно. Въ учительстве онъ не былъ высокомернымъ, суровымъ и замкнутымъ наставникомъ; его евангельски-детская мудрость, основывавшаяся на выстраданномъ въ духовной брани аскетическомъ опыте, покоряла сердца. Благодаря этому, многiе знатные, военные и гражданскiя лица, люди съ большимъ достаткомъ, слагали съ себя заботы житейскiя и становились монахами. Въ наставленiяхъ преп. Антонiя, которыя онъ давалъ приходившимъ, заключается вся мудрость монашеской жизни и практическiе советы для постепеннаго восхожденiя по лествице духовнаго совершенства.
2. Для преп. Антонiя характерно то, что онъ не давалъ своимъ ученикамъ внешнихъ правилъ иноческой жизни, и потому, преп. Пахомiй - первоначальникъ монашескаго общежитiя, получилъ уставъ общежитiя не отъ отца всехъ монашествующихъ, а непосредственно отъ Ангела. Преп. Антонiй заботился о наученiи своихъ учениковъ не букве, а духу аскетической жизни. Показательно, что, когда братiя стала просить преп. Антонiя устава для жизни, онъ предложилъ духовно-аскетическое поученiе, на которое более всего походитъ уставъ отца скитскаго житiя на Руси, преп. Нила Сорскаго.
3. Прежде всего преп. Антонiй указывалъ на причины избранiя монахами его времени пустынножительства, какъ преобладающей формы аскетической жизни. Онъ говоритъ: "Духовные отцы наши утверждаютъ, что пустыня есть самое пригодное место для размышленiя о смерти и верное убежище отъ увлеченiя вещами мiрскими, покоящими плоть. Кто живетъ въ пустыне и безмолвствуетъ, тотъ избавленъ отъ трехъ браней: отъ брани черезъ слухъ, отъ брани черезъ языкъ и отъ брани черезъ виденiе того, что можетъ уязвлять сердце его" ("Добротолюбiе", т. I, Джорданвилль, 1986 г., преп. Антонiй Великiй, "Уставъ отшельнической жизни", 5, 6). Очень важна въ вышепреведенной цитате ссылка преп. Антонiя на авторитетъ "духовныхъ отцовъ", что подтверждаетъ ту мысль, что преподобный былъ вернымъ последователемъ живой христiанской аскетической традицiи, а не ея родоначальникомъ.
4. Согласно преп. Антонiю, для преуспеянiя на пути совершенства необходимо иметь опытнаго руководителя. Невозможно преуспеть въ подвижничестве и сделаться совершенными, не повинуясь духовнымъ отцамъ. Причемъ, преп. Антонiй указываетъ, что именно такъ поступали и сами отцы, отчего и сами сделались учителями.
5. Преп. Антонiй училъ, что желающiй вступить на путь совершенства прежде всего долженъ отречься отъ мiра. "Кто хочетъ спастись (въ мiроотречномъ образе жизни), пусть не остается въ доме своемъ и не живетъ въ томъ городе, въ которомъ грешилъ; также пусть не посещаетъ родителей и ближнихъ по плоти, ибо отъ этого бываетъ вредъ душе и гибнутъ плоды жизни" ("Добротолюбiе", т. I, Джорданвилль, 1986 г., преп. Антонiй Великiй, "Уставъ отшельнической жизни", 2).
6. Вступившiй на путь мiроотречной жизни долженъ проявлять постоянство. "Да будетъ общею всемъ такая забота, чтобы начавши, не ослабевать и не унывать въ трудахъ". "Итакъ, начавъ дело спасенiя и вступивъ на путь добродетели, будемъ наиболее простираться въ предняя, такъ, чтобы достигнуть (Фил. 3, 14). И никто да не обращается вспятьх ("Добротолюбiе", т. I, Джорданвилль, 1986 г. "Наставленiя святого Антонiя", 6).
7. Но пустыня, по преп. Антонiю, не место разслабленiя и отдыха, а место духовнаго деланiя, подвига и борьбы. И хотя пустынножитель избавленъ отъ многихъ внешнихъ браней, но онъ не избавленъ отъ брани въ собственномъ сердце. Необходимо, прежде всего бороться съ самимъ собой, со своими страстями и греховными навыками.
8. Кроме того, пустынножителя неизбежно ожидаютъ брань съ невидимыми врагами - демонами, которые, когда видятъ монаха преуспевающимъ въ духовномъ деланiи, начинаютъ атаковать его злыми помыслами, страхомъ или прелестными виденiями. Монаху же не должно бояться бесовъ. Они ничего не могутъ сделать безъ попущенiя Божiя и потому главнымъ образомъ только угрожаютъ. Бесовская брань побеждается верой въ Господа Iисуса, молитвою и постомъ.
9. Преп. Антонiй наставлялъ монашествующихъ въ деланiи трезвенiя. Онъ училъ, что каждый долженъ ежедневно давать себе отчетъ въ дневныхъ и ночныхъ поступкахъ. И если согрешилъ, то перестать грешить, а если не согрешилъ, то не хвалиться темъ, но пребывать въ добре. Для более успешнаго прохожденiя деланiя трезвенiя, преп. Антонiй советуетъ каждому замечать и записывать (косвенное свидетельство о томъ, что онъ умелъ писать) свои поступки и движенiя души, чтобы при первой возможности открыть ихъ духовному наставнику или собрату-сотаиннику.
10. Будучи преемникомъ и продолжателемъ аскетической традицiи непрестанной внутренней молитвы, преп. Антонiй наряду съ пенiемъ псалмовъ заповедуетъ: "молись непрестанно" ("Добротолюбiе", т. I, Джорданвилль, 1986 г. "Наставленiя святого Антонiя", 13).
11. Въ стяжанiи добродетелей, по преп. Антонiю, должна быть последовательность и определенность, чтобы не трудиться напрасно. Причина всехъ золъ - гордость, противъ нея и нужно прежде всего подвизаться. Во главу угла добродетельнаго пути положено смиренiе. Преп. Антонiй училъ, что если въ человеке не будетъ крайняго смиренiя: всемъ сердцемъ, всемъ умомъ, всемъ духомъ, всею душею и теломъ, - то онъ не достигнетъ Царствiя Божiя.
12. Поучая усовершенствовавшихся подвижниковъ, преп. Антонiй раскрываетъ имъ тайны богообщенiя и говоритъ о благодати Духа Святого какъ о Великомъ Огне. Онъ свидетельствуетъ, что стяжанiе благодати Духа Святаго является высшей целью жизни христiанина. Чтобы стяжать эту благодать, необходимо принести прежде труды телесные въ смиренiи сердца, непрестанно возделывать себя и предпочесть духовной аскезе все остальное на земле.

Преподобный Антонiй Великiй
1. Место и время рожденiя: д. Кома, Египетъ; ок. 251 г.
2. Место и родъ служенiя: египетская пустыня; авва монашествующихъ.
3. Место и время кончины: египетская пустыня; ок. 356 г.
4. Характеръ сочиненiй: аскетическiй.
5. Церковное поминовенiе: 17/30 января.

(продолжение >>)

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.