ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Дневник старца Никодима
  - Аскетическая письменность (2)
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - Духовные песни
  - Аскетическая лира (4)
· Монастырская хроника (обновлено)
  - Паломничество по монастырям Украины
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка
· Ведущий журнала
· Архив (обновлено)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Приходит начало конца (новое)

Поэзия бронзового века

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Свет тишины (Духовная поэзия)

Почва (Духовная поэзия)

Via Patrum (Духовная поэзия)

О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

Рассказ-притча "Сияние"

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки



            
   №5 (168) Январь, 2003

АСКЕТИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (продолжение)

Глава десятая. Преподобный Нилъ Синайскiй

§1. Жизнеописанiе

Преп. Нилъ Синайскiй, именуемый также ''Постникомъ'', родился въ Константинополе около 350-380 годовъ. Происходилъ онъ изъ знатнаго рода. Есть сведенiя, что онъ былъ слушателемъ и горячимъ последователемъ свят. Iоанна Златоустаго, въ бытность последняго проповедникомъ въ Антiохiи, где преподобный бывалъ, вероятно, по деламъ. Впоследствiи преп. Нилъ входилъ въ кругъ почитателей свят. Iоанна и поддерживалъ съ нимъ дружественныя отношенiя.
Благодаря своему знатному происхожденiю, превосходному образованiю и личнымъ достоинствамъ, преп. Нилъ былъ избранъ префектомъ Константинополя. Однако шумная жизнь столицы и безчисленныя заботы не согласовывались съ его душевнымъ настроенiемъ, и поэтому онъ решилъ оставить мiръ, чтобы спасаться въ уединенiи. Посоветовавшись съ супругой, онъ взялъ сына Феодула и удалился на гору Синай около 390 года. Супруга же его съ дочерью поступили въ одинъ изъ египетскихъ монастырей.
На Синайской горе преп. Нилъ съ сыномъ поселились въ пещере, выкопанной собственными руками. Они проводили здесь строгую подвижническую жизнь, питались дикими горькими растенiями. Занятiемъ ихъ были непрестанная молитва, изученiе и толкованiе Священнаго Писанiя, чтенiе духовныхъ книгъ и рукоделiе. Слава о преп. Ниле разнеслась среди православныхъ, и къ нему на Синайскую гору потянулись за духовнымъ советомъ многiе люди.
Когда несправедливо осудили свят. Iоанна Златоустаго, то преп. Нилъ смело выступилъ на защиту своего учителя и письменно обличилъ императора Аркадiя. Преп. Нилъ прекрасно зналъ обстановку въ высшемъ свете столицы и понималъ истинныя причины гоненiя на свят. Iоанна, епископа-аскета и ревнителя нравственности.
Черезъ некоторое время на Синайскую гору напали варвары изъ Аравiи, которые все разграбили, многихъ иноков убили, а часть увели въ пленъ. Въ числе последнихъ былъ и Феодулъ, сынъ преп. Нила. Варвары хотели принести Феодула въ жертву богине Венере, но онъ былъ выкупленъ епископомъ сирiйскаго города Емесы. Преп. Нилъ, узнавъ, что жертвоприношенiе не состоялось и что пленники были распроданы, началъ разыскивать своего сына. Поиски привели его въ городъ Емесу, где находился Феодулъ, котораго епископъ уже готовилъ къ служенiю Церкви. Преп. Нилъ былъ съ честiю принятъ епископомъ, который, противъ его желанiя, посвятилъ и его, и сына въ пресвитерскiй санъ. Епископъ упрашивалъ ихъ остаться въ Емесе, но любовь къ пустынному житiю не позволила имъ остаться въ городе. Получивъ благословенiе епископа, они возвратились на любимую ими гору Синай, где преп. Нилъ вновь предался подвигамъ и богословскимъ трудамъ.
Преп. Нилъ скончался около 450 года, проживъ въ пустыне около шестидесяти летъ. Память его празднуется 12 ноября.

§2. Сочиненiя

Сочиненiя преп. Нила преимущественно носятъ аскетическiй характеръ, а отчасти экзегетическiй и догматическiй. Трудность заключается въ томъ, что нетъ твердой уверенности въ авторстве некоторыхъ сочиненiй преп. Нила. Есть мненiе, что его авторитетнымъ именемъ прикрывали некоторыя аскетическiя сочиненiя опальнаго аввы Евагрiя Понтiйскаго.
Къ основнымъ сочиненiямъ преп. Нила относятся следующiя: ''Письма'' къ разнымъ лицамъ (числомъ более 1000), въ которыхъ авторъ часто касается нравственно-аскетическихъ вопросовъ; ''Слово подвижническое''; ''Слово о нестяжательности''; ''Слово о молитве''; ''О восьми лукавыхъ духахъ''; ''Къ Евлогiю монаху''; ''Похвальное слово Альвiану'' и ''Сказанiе о избiенiи монаховъ на горе Синайской'', очевидцемъ коего былъ самъ авторъ.
Известно также интересное сочиненiе, приписываемое преп. Нилу, - ''Ручная книга Эпиктета'', въ которой излагаются правила практической мудрости, извлеченныя авторомъ изъ сочиненiй языческаго писателя Эпиктета и осмысленныя въ христiанско-аскетическомъ духе.

§3. Ученiе

1. Аскетическое ученiе преп. Нила Синайскаго находится подъ явнымъ влiянiемъ аввы Евагрiя и во многомъ близко ему. Преп. Нилъ не былъ прямымъ наследникомъ скитской аскетической традицiи, которую представлялъ авва Евагрiй, но, вероятно, преподобный былъ хорошо знакомъ съ его сочиненiями, широко ходившими среди монашествующихъ.
2. Исходя изъ собственнаго опыта, преп. Нилъ училъ, что лучшимъ и кратчайшимъ путемъ къ достиженiю добродетели является бегство отъ мiра. Желающему прiобщиться къ нетленному, следуетъ ни во что вменять тленное. Нужно даже возненавидеть суетную мiрскую жизнь.
Удалясь отъ мiра и работая надъ прiобетенiемъ добродетелей, душа очищается. Тогда умъ подвижника приходитъ въ невозмущаемое устройство, и тутъ аскетъ можетъ приступить къ высокому молитвенному деланiю.
3. ''Молитва, - по ученiю преп. Нила, - есть беседа ума съ Богомъ... Молитва есть восхожденiе ума къ Богу'' (''Творенiя преп. Нила Синайскаго'', Москва, 2000 г., ''Слово о молитве'', 3, 35). Чтобы беседовать съ Богомъ необходимо отрешить себя отъ всякаго страстнаго помышленiя. Преподобный наставляетъ: ''Стой неутомимо, молись усильно, избегай всякой мысли о заботахъ житейскихъ и расчетахъ; они смущаютъ и тревожатъ тебя, чтобы ослабить напряженiе силъ твоихъ... Старайся умъ твой на время молитвы соделать глухимъ и немымъ, и тогда возможешь молиться'' (''Творенiя преп. Нила Синайскаго'', Москва, 2000 г., ''Слово о молитве'', 9, 11).
Прежде всего подобаетъ молиться, во-первыхъ, объ очищенiи отъ страстей, во-вторыхъ, объ избавленiи отъ неведенiя, въ-третьихъ, о спасенiи отъ искушенiй.
4. Частью аскетическаго ученiя преп. Нила является ученiе о плаче. Онъ говоритъ, что плачъ смягчаетъ грубость души. Господь прiемлетъ слезную молитву, поэтому желательно иметь искреннiя слезы при всякомъ молитвенномъ прошенiи. О прiобретенiи слезъ нужно молиться. Но слезы - это даръ Божiй, и потому стяжавшiй ихъ не долженъ гордиться этимъ. Если же человекъ будетъ превозноситься своими слезами, то они изъ средства отъ страстей, сами превратятся въ страсть.
5. Плодомъ аскетическаго деланiя является уподобленiе Богу, которое проявляется въ тихости, незлобiи, негневливости, независтливости, благотворительности, сострадательности, непамятозлобiи, добролюбiи, доброте, заботе о пользе другихъ, общительности, услужливости, нетщеславiи.
6. Помимо аскетическихъ вопросовъ, преп. Нилъ касался въ своихъ сочиненiяхъ догматическихъ, экзегетическихъ, мистагогическихъ и другихъ вопросовъ.
Въ качестве примера приведемъ одно изъ его мистагогическихъ разсужденiй о таинстве Святой Евхаристiи: ''Бумага, сделанная изъ папира и клея, называется простою бумагою, а когда ее подпишетъ императоръ, то известно, называется она священною. Такъ ты думай и о Святыхъ Тайнахъ. До молитвы священника и нисшествiя Святаго Духа предлежащiе дары суть простой хлебъ и обыкновенное вино. А после страшныхъ техъ призыванiй и сошествiя покланяемаго, животворящаго и благаго Духа, лежащiе на святомъ престоле Дары уже суть не хлебъ и вино обыкновенное, но Тело и Кровь честная и пречистая Христа Бога всяческихъ, очищающая отъ всякой скверны причащающихся со страхомъ и великою любовiю'' (Цитируется по: Архiеп. еавръ, ''Конспектъ по патрологiи I-II'', машинопись. Свято-Троицкая Семинарiя, Джорданвилль, 1993 г.; глава ''Преп. Нилъ Синайскiй'').

Преподобный Нилъ Синайскiй
1. Место и время рожденiя: Константинополь; ок. 350-380 гг.
2. Место и родъ служенiя: Синайская гора; монахъ, пресвитеръ.
3. Место и время кончины:Синайская гора; 450 г.
4. Характеръ сочиненiй: аскетическiй и др.
5. Церковное поминовенiе: 12/25 ноября.

(продолжение >>)

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.