ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Чудеса св. Иоанна Максимовича
  - Аскетическая письменность
  - Встречи с муч. Иосифом Муньосом
  - Св.Серафим Соболев
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - Аскетическая лира (3)
  - Монахиня Мария Скобцова
· Монастырская хроника (обновлено)
  - О том, который упал...
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка (обновлено)
· Ведущий журнала (обновлено)
· Архив (обновлено)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Поэзия бронзового века

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Свет тишины (Духовная поэзия)

Почва (Духовная поэзия)

Via Patrum (Духовная поэзия)


О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

Рассказ-притча "Сияние"

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки





            
   №4 (167) Декабрь, 2002

АСКЕТИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (продолжение)

Глава третья. Преподобный Аммонъ

1. Жизнеописанiе

Преп. Аммонъ (Аммунъ) родился въ конце III века въ знатной египетской семье. После смерти родителей онъ остался на попеченiе родственниковъ. Когда ему исполнилось 22-а года, онъ, по принужденiю родныхъ, женился. Въ день брака онъ убедилъ супругу дать Богу обетъ девства и жилъ съ нею, какъ братъ съ сестрою, 18-ть летъ. День они проводили за работой и молитвой, ночи посвящали псалмопенiю. Уже въ это время преп. Аммонъ былъ строгимъ постникомъ, онъ питался только растительной пищей. Наконецъ, благочестивая супруга предложила преп. Аммону подвизаться по отдельности. Аммонъ возблагодарилъ Бога за эти внушенныя жене мысли и предоставилъ ей домъ, где она со временемъ устроила общину девственницъ.
Самъ же преп. Аммонъ нашелъ пустынное место на берегу Мареотскаго озера, такъ называемую, Нитрiйскую гору (въ 80-ти миляхъ отъ Александрiи), и предался тамъ отшельническимъ подвигамъ. Именно преп. Аммонъ является основателемъ монашеской жизни въ Нитрiйской пустыне, на рубеже 320-хъ - 330-хъ годовъ. Недолго онъ оставался неизвестнымъ, скоро стали къ нему собираться ученики. Преп. Аммонъ и ученики вели отшельническiй образъ жизни, каждый отдельно и по своему правилу, но подъ общимъ духовнымъ единоначалiемъ аввы. Самъ преп. Аммонъ духовно окормлялся у преп. Антонiя Великаго. Онъ часто ходилъ къ отцу монашества на советъ.
Сохранилось известiе и объ одномъ посещенiи преп. Аммона въ Нитрiйской пустыне преп. Антонiемъ Великимъ. ""Вотъ, молитвами твоими, - сказалъ авва Аммонъ авве Антонiю, - умножилась братiя, и некоторые изъ нихъ желаютъ построить себе келлiи". Антонiй сказалъ: "Вкусимъ пищи въ часъ 9-й и пойдемъ, походимъ по пустыне и посмотримъ место". Они шли по пустыне, пока не зашло солнце. Тогда Антонiй сказалъ: "Сотворимъ молитву и поставимъ крестъ, чтобы желающiе жить особо построили здесь келлiи". Это место было более чемъ въ 10 000 шагахъ отъ монастыря. "Тамошнiе, - сказалъ Антонiй, - если захотятъ посетить здешнихъ, пусть приходятъ сюда, съевши свой хлебъ въ 9-й часъ, и здешнiе пусть то же делаютъ, отходя туда. Тогда они не будутъ развлекаться взаимными посещенiями"" (Цитируется по: Архiеп. еавръ, "Конспектъ по патрологiи I-II", машинопись. Свято-Троицкая семинарiя, Джорданвилль, 1993 г., глава "Авва Аммонъ (Аммунъ)"). Такъ, благословенiемъ преп. Антонiя образовалась пустыня Келлiй. Монахи пустыни Келлiй, какъ и нитрiйцы, подвизались отшельнически, съ постепеннымъ тяготенiемъ къ скитскому и общежительному образамъ жизни (о которыхъ речь будетъ ниже), такъ что уже къ концу 4 века въ Нитрiйской пустыне насчитывалось около 50-ти монашескихъ обителей.
Преп. Аммонъ скончался, примерно, въ первой половине 350-хъ годовъ въ возрасте около 62-хъ летъ, причемъ, около 22-хъ летъ онъ подвизался въ пустыне. (Помимо этой традицыонной версыи житыя преп. Аммона, высказывается мнлные о концл жизни преп. Аммона, согласно которому онъ почилъ въ концл 4 влка въ санл епископа Оксиринхскаго. Если влрно, что преп. Аммонъ былъ возведенъ въ епископскый санъ, то онъ являлся однимъ изъ тлхъ, благодаря кому были установлены связующые мосты между монашествомъ и церковной iерархiей). Въ моментъ кончины преп. Аммона, преп. Антонiй виделъ, какъ ангелы съ торжественными песнопенiями возносили на небо душу его. Память преп. Аммона празднуется 4 октября.

2. Сочиненiя

Будучи аввой Нитрiйской пустыни, преп. Аммонъ пользовался авторитетомъ учителя монашествующихъ и, соответственно положенiю, въ своихъ сочиненiяхъ наставлялъ братiю. Жанръ сочиненiй преп. Аммона типиченъ для монашеской литературы, однимъ изъ основоположниковъ коей онъ и являлся. Преподобный пишетъ посланiя, главы, поученiя и самостоятельныя произведенiя. Характеръ его сочиненiй - нравственно-аскетическiй. Къ основнымъ сочиненiямъ преп. Аммона, сохранившимся въ двухъ основныхъ версiяхъ - на греческомъ и сирiйскомъ языке, относятся посланiя (отъ 7-ми до 14-ти), "Наставленiя", куда входитъ четыре поученiя, "Увещательныя главы", числомъ 19-ть, "Слово аввы Аммона къ желающимъ безмолвствовать" и сочиненiе "О радости души того, кто началъ служить Богу". Кроме того, наставленiя преп. Аммона содержатся въ патериковыхъ повествованiяхъ о немъ (апофтегмахъ), коихъ насчитывается отъ 15-ти до 25-ти.
Четырнадцать посланiй (писемъ) преп. Аммона были впервые переведены на русскiй языкъ и опубликованы въ журнале Архiерейскаго Синода Русской Зарубежной Церкви, "Церковная жизнь", въ 1992 - 1993 годахъ ("Церковная жизнь", Нью iоркъ, №1, 1992 г. - №6, 1993 г.).
Отдельные фрагменты сочиненiй преп. Аммона идентичны съ фрагментами сочиненiй преп. Макарiя Великаго, преп. Исаiи и Евагрiя Понтiйскаго, такъ что первоначальное авторство данныхъ фрагментновъ определить затруднительно.

3. Ученiе

1. Центромъ аскетическаго ученiя преп. Аммона является вдохновенный призывъ къ прiобретенiю и храненiю подвижниками даровъ Духа Святаго.
2. Преп. Аммонъ объясняетъ, что мiръ нуждается въ людяхъ, обретшихъ духовные дары, ибо ихъ молитвы спасаютъ заблудшихъ въ житейской суете и порокахъ. Въ связи съ этимъ, преподобный подчеркиваетъ, что необходимо просить даръ Духа Святаго, ибо безъ помощи Божiей невозможно победить въ себе зло. Всякому, просящему этотъ высшiй даръ, Господь подаетъ просимое, и тогда жизнь человека исполняется истинной радостью и любовью. Условiемъ стяжанiя даровъ Духа Святаго является, по преп. Аммону, полная отдача всего себя Богу.
3. Преп. Аммонъ предостерегаетъ, что ищущихъ духовныхъ даровъ часто посещаютъ бесовскiя искушенiя. Средствомъ противостоянiя симъ искушенiямъ является терпенiе въ перенесенiи скорбей. Безъ скорбей невозможно получить даръ разсужденiя. Преп. Аммонъ констатируетъ фактъ, что "не такъ много монаховъ и девственницъ вкусилои Божественную сладость (дары Духа Святаго - и. В.)и Они не трудились достаточно, чтобы прiобрести эту силу, - даръ духовный, - и Господь потому не даровалъ имъ ее" ("Церковная жизнь", Архiерейскiй Синодъ РПЦЗ, ээ1-2, 1992 г., Письмо второе). Следовательно, для успешнаго прохожденiя аскетическаго подвига необходима борьба, ибо "только темъ, кто совершенствуется въ духовномъ боренiи, Господь подаетъ это небесное сокровище, и тогда они сподобляются наслажденiя этими вечными благами" ("Церковная жизнь", Архiерейскiй Синодъ РПЦЗ, №1-2, 1992 г., Письмо второе).
4. Въ ученiи о молитве преп. Аммонъ обращаетъ вниманiе на то, что усердная личная молитва укрепляетъ и согреваетъ отягощенное сердце. Въ случае душевнаго охлажденiя необходимо до техъ поръ молить Господа, пока сердце вновь не возгорится любоью ко Господу.
5. Призывая къ безмолвiю не только внутреннему, но и внешнему, преп. Аммонъ высказываетъ мысль, достойную древнихъ мудрецовъ: "Храни уста свои, дабы уважать ближняго своего" ("Творенiя древнихъ отцовъ-подвижниковъ", Мартисъ, 1997 г.; "Слово аввы Аммона о желающихъ безмолвствовать", 3). Здесь призывъ къ безмолвiю неразрывно связывается съ уваженiемъ къ человеческой личности, ибо говорящiй что-либо человекъ, заставляетъ ближнихъ тратить душевныя силы на то, чтобы выслушать чужую речь, понять мысль, обдумать и ответить; все это не имеетъ смысла, если слова говорящаго - пусты.
6. Изъ другихъ подобныхъ высказыванiй преп. Аммона мы убеждаемся, что христiанскiй аскетизмъ, въ томъ числе и монашескiй, основанъ не на человеконенавистничестве, какъ говорятъ противники монашества, а на человеколюбiи. Напримеръ, преп. Аммонъ наставляетъ: "Не держи зла ни на одного человека, чтобы не стали тщетными труды твои. Делай сердце свое чистымъ по отношенiю ко всемъ людямъ, чтобы узреть въ себе миръ Божiй" ("Творенiя древнихъ отцовъ-подвижниковъ", Мартисъ, 1997 г.; "Слово аввы Аммона о желающихъ безмолвствовать", 9, 10).
7. Ученiе преп. Аммона выявляетъ характеръ христiанской аскетики, которая, въ отличiе отъ основныхъ теченiй аскетики нехристiанской, нацелена на преображенiе плоти, а не на отрицанiе и ненависть къ ней. Такъ, преп. Аммонъ поясняетъ, что у истинныхъ подвижниковъ тела живы и духовны, а у лжепостниковъ, отвергающихъ духовный постъ, тела - мертвы и не духовны. Онъ учитъ, что "смертность телесную человекъ прiобретаетъ любовiю къ тщеславiю и стремленiемъ ко всякимъ житейскимъ наслажденiямъ" ("Церковная жизнь", Архiерейскiй Синодъ РПЦЗ, №1-2, 1992 г., Письмо первое).

Преподобный Аммонъ
1. Место и время рожденiя: Египетъ; конецъ 3 в.
2. Место и родъ служенiя: Нитрiйская гора; авва Нитрiйской горы.
3. Место и время кончины: египетская пустыня; ок. первой полов. 350-хъ гг.
4. Характеръ сочиненiй: аскетическiй.
5. Церковное поминовенiе: 4/17 октября.

(продолжение >>)

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.