ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Чудеса св. Иоанна Максимовича
  - Аскетическая письменность
  - Встречи с муч. Иосифом Муньосом
  - Св.Серафим Соболев
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - Аскетическая лира (3)
  - Монахиня Мария Скобцова
· Монастырская хроника (обновлено)
  - О том, который упал...
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка (обновлено)
· Ведущий журнала (обновлено)
· Архив (обновлено)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Поэзия бронзового века

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Свет тишины (Духовная поэзия)

Почва (Духовная поэзия)

Via Patrum (Духовная поэзия)


О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

Рассказ-притча "Сияние"

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки





            
   №4 (167) Декабрь, 2002

АСКЕТИЧЕСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ (продолжение)

Глава четвертая. Преподобный Пахомiй Великiй

1. Жизнеописанiе

Преп. Пахомiй Великiй родился около 292 года въ Верхнемъ Египте, въ Фиваиде, въ селенiи Шенебоске, въ окрестностяхъ города Эсне. Родители его были язычниками. Самъ онъ въ молодости тоже былъ язычникомъ. Въ перiодъ прохожденiя военной службы преп. Пахомiй познакомился съ христiанами и былъ пораженъ ихъ любвеобильностью и благотворительностью. Вернувшись домой, примерно, въ 314-315 годахъ, онъ принялъ святое крещенiе. После этого преп. Пахомiй началъ проходить аскетическую жизнь подъ руководствомъ известнаго въ той местности старца Паламона. После 10-ти летъ ученичества, преп. Пахомiй, бродя по пустынной местности среди развалинъ селенiя Тавенниси, услышалъ голосъ: "Пахомiй, подвизайся на этомъ месте". Преп. Пахомiй, получивъ благословенiе старца, со временемъ устроилъ общежительный монастырь въ той местности. На рубеже конца 320-хъ - начала 330-хъ годовъ киновiя преп. Пахомiя достигла расцвета и уже не могла вместить всехъ желающихъ. Поэтому постепенно преп. Пахомiй устроилъ еще восемь монастырей на берегу Нила, недалеко одинъ отъ другого. Въ монастыряхъ былъ введенъ одинаковый уставъ, полученный преподобнымъ отъ Ангела; все они находились подъ руводствомъ аввы Пахомiя. Старанiями преп. Пахомiя на другомъ берегу Нила былъ устроенъ также и женскiй монастырь, руководительницей коего стала его сестра.
Монастыри преп. Пахомiя находились въ замкнутой ограде, внутри которой были келлiи для иноковъ, жившихъ вместе по роду ихъ труда. Монахи занимались какъ физическимъ трудомъ, такъ и умственнымъ, они обязаны были выучивать наизусть Псалтирь и Новый Заветъ. Велико было старанiе преп. Пахомiя о томъ, чтобы ученики его всегда преуспевали въ иночестве. Онъ часто посещалъ монастыри и делалъ наблюденiя, и если замечалъ что-либо требовавшее исправленiя, то говорилъ объ этомъ съ отеческой любовiю. Въ монастыри преп. Пахомiя, помимо египтянъ, стало поступать много иностранцевъ - римлянъ и особенно грековъ.
Преп. Пахомiй обладалъ многими дарами Святого Духа: даромъ прозорливости, властью надъ бесами и силою исцелять болезни. Великое дерзновенiе имела его молитва. Высокая жизнь преп. Пахомiя и его мудрость сделали его вторымъ, после преп. Антонiя Великаго, вождемъ иночества. Какъ преп. Антонiй является основоположникомъ отшельнической жизни, такъ преп. Пахомiй Великiй является основателемъ и отцомъ общежительнаго монашества. Если преп. Антонiя можно сравнить съ Авраамомъ, вышедшимъ ради Господа изъ земли своей, то преп. Пахомiя правомерно называть Моисеемъ, получившимъ скрижали иноческаго завета. Почилъ преп. Пахомiй Великiй около 348 года отъ моровой язвы. Память его празднуется 15 мая.

2. Сочиненiя

Сохранившiяся сочиненiя преп. Пахомiя немногочисленны, но весьма интересны. Согласно древнему церковному преданiю, преп. Пахомiй при жизни часто беседовалъ со святыми ангелами. По этой причине часть его писанiй можно по праву именовать богодохновенными. И действительно, знаменитый монастырскiй "Уставъ" или "Правило" было получено преп. Пахомiемъ отъ ангела. Это сочиненiе носитъ аскетико-дисциплинарный характеръ.
Отпечатокъ общенiя съ горнимъ мiромъ лежитъ и на письмахъ преп. Пахомiя къ игуменамъ монастырей и братiи, каковыхъ сохранилось 11-ть. Письма - эзотеричны, и эта эзотерика могла бы быть, пожалуй, сведена къ сознательному использованiю преп. Пахомiемъ созданнаго имъ же шифра, если бы не факты его общенiя съ ангелами. Уже блаж. Iеронимъ Стридонскiй указывалъ, что преп. Пахомiй использовалъ въ своихъ письмахъ звучанiе ангельскаго языка, известнаго и аввамъ его монастырей, къ которымъ онъ обращался. Можно уточнить, что "Ангельскiй языкъ", используемый преп. Пахомiемъ, называется такъ не потому, что на немъ говорили ангелы, а потому, что ангелъ сообщилъ систему этого "языка" (см. въ следующемъ параграфе, п. 1). Въ некоторыхъ местахъ писемъ греческими буквами обозначаются соответствующiя имъ буквы египетскаго алфавита, воспроизводящiя звучанiе ангельскаго языка, известнаго только посвященнымъ. Напримеръ, въ первомъ письме имеется следующая фраза: "Пой къ o, но не давай o петь къ тебе", что предположительно переводится: "Пой мiру, но не давай мiру петь тебе" (Цитируется по: Амвросiй, iеродiаконъ, "Введенiе въ патристику", компьютерный наборъ, Свято-Троицкая семинарiя, Джорданвилль, б. г., "Письма преп. Пахомiя").
Попытки полностью расшифровать "ангельскiй языкъ" писемъ преп. Пахомiя пока не увенчались успехомъ. Некоторые изследователи предполагаютъ, что зашифрованныя слова обозначаютъ какiя-то богословскiя или аскетическiя понятiя. Однако, намъ представляется более логичнымъ, что шифрованный языкъ служилъ духовно-пастырскимъ целямъ, почему и былъ понятенъ только настоятелямъ монастырей, являвшимся одновременно духовниками (см. въ следующемъ параграфе, п. 1).
Сохранились также "Увещанiя" или "Поученiя" преп. Пахомiя, исполненныя кротостью и братолюбiемъ и обращенныя къ некоему недоброжелательному монаху. Возможно, это сочиненiе отчасти является компиляцiей изъ поученiй святыхъ отцовъ 4 века, въ частности, свят. Афанасiя Великаго. Сочиненiе носитъ нравственно-аскетическiй характеръ. Сохранилась одна проповедь преп. Пахомiя, обращенная къ братiи въ начале Страстной седмицы.
Первоначальный языкъ всехъ сочиненiй преп. Пахомiя - египетскiй.

3. Ученiе

1. "Уставъ" или "Правило" преп. Пахомiя является первымъ уставомъ для иноческихъ общежитiй. Дошедшая до насъ редакцiя "Устава" не является первоначальной. Первоначальный "Уставъ" не охватывалъ всехъ порядковъ общежитiя, которые постепенно вводились въ Тавеннисiотскихъ обителяхъ.
Первоначальный "Уставъ" былъ собственно краткимъ сводомъ правилъ, начертанныхъ ангеломъ на свитке или дощечке. Согласно иконописному преданiю, въ частности, фрескамъ Зографскаго монастыря на Афоне, на свитке было написано: "О сей схиме спасется всяка плоть" (самъ ангелъ явился въ великой схиме). Кроме этой лаконичной надписи, имелось еще краткое молитвенное правило, являвшееся непрестанной молитвой, получившей конкретную и постоянную форму. Также ангелъ далъ правило для аввы, согласно коему вся братiя, въ соответствiи со своимъ устроенiемъ, распределялась для духовнаго окормленiя на группы, обозначающiяся буквами, что могло быть понятно только посвященнымъ. Со временемъ "Уставъ" дополнялся новыми необходимимы правилами, что продолжалость и после кончины преп. Пахомiя.
Общiй строй Тавеннисiотскихъ монастырей былъ следующимъ.
Каждый изъ 9-ти монастырей преп. Пахомiя состоялъ изъ 30-ти или 40-а отдельныхъ домовъ, въ каждомъ имелось по 12-ть или 13-ть келлiй, где жило по три брата. Три или четыре дома составляли поколенiе. Въ монастыряхъ имелись храмъ, трапезная, кухня, пекарня, больница, гостиница, продуктовые и хозяйственные склады. При монастыряхъ возделывались сады, огороды и пашни.
Иноки всехъ монастырей составляли одно братство, связанное единствомъ духа, съ единымъ управленiемъ и хозяйствомъ. Всеми заведывалъ одинъ главный авва; но каждый монастырь имелъ своего настоятеля, который, завися во всемъ отъ главнаго аввы, все въ обители держалъ въ своихъ рукахъ. При немъ состояли смотрители домовъ съ помощниками, экономы съ расходчиками и другiя лица, исправлявшiя какiя-либо службы по монастырю.
Прiемъ въ обитель происходилъ следующимъ образомъ. Когда являлся желающiй вступить въ монастырь, то настоятель поручалъ его опытному старцу для испытанiя его расположенiя къ монашеской жизни. Поступающiй въ монастырь въ продолженiе 10-ти и более дней передъ воротами монастыря долженъ былъ повергаться передъ братiями на колени и терпеть поношенiя. Отъ него не принималось ни денегъ, ни чего-либо другого для монастыря, чтобы потомъ онъ не гордился и не требовалъ своего назадъ. Ему давалась монастырская одежда, а светская бралась на храненiе. Если новоначальный былъ непослушенъ и ропотливъ, то ему возвращали одежду и отсылали въ мiръ.
Принятый въ монастырь допускался къ братiи не ранее, чемъ черезъ годъ. Сначала его знакомили съ "Уставомъ", потомъ назначали читать 12-ть псалмовъ и два чтенiя изъ Апостола; если онъ былъ неграмотенъ, то въ 1-й, 6-й и 9-й часъ онъ ходилъ къ старцу слушать правило. Новоначальный обычно занимался служенiемъ странникамъ и братiи. Если онъ безропотно и смиренно служилъ, то его принимали въ общество братiи.
Братiя три раза собиралась на общую молитву: днемъ, вечеромъ и ночью. Три раза въ неделю - въ среду, пятокъ и воскресенiе начальникъ говорилъ братiи поученiе.
Трапеза для братiи была одинъ разъ, въ полдень. Въ среду и пятницу трапезы не было. Трапеза была для всехъ общая; никто не имелъ права питаться вне трапезы. Во время трапезы иноки хранили молчанiе, и сидели съ опущеннымъ куколемъ на главе, чтобы не видеть соседа.
На общихъ послушанiяхъ настоятель трудился вместе со всеми въ молчанiи. Структура каждаго монастыря состояла изъ аввы, экономовъ, недельнаго, начальника дома.
Въ монастырь на воспитанiе принимались и дети; ихъ обучали прежде всего церковному благочестiю и молитве, а затемъ чтенiю и рукоделiямъ.
Особенностью Таввенисiотскаго "Устава" во времена преп. Пахомiя былъ сознательный отказъ монаховъ принимать священный санъ, дабы не нарушать между братiей равенства. По этой причине, самъ начальникъ общежительной формы монашества до конца своихъ дней оставался простымъ схимникомъ. Для совершенiя же таинствъ, главнымъ образомъ Евхаристiи, въ монастыри приглашались священники со стороны.
2. Ученiе преп. Пахомiя, какъ и христiанскiй аскетизмъ въ целомъ, отличается подлиннымъ евангельскимъ человеколюбiемъ. Недаромъ Созоменъ называлъ преп. Пахомiя "человеколюбивейшимъ".
Несмотря на то, что преподобный общался съ горнимъ мiромъ, онъ былъ преисполненъ горячей Христовой любовью къ человеку. Показателенъ въ этомъ смысле следующiй случай. Однажды ученики просили преп. Пахомiя разсказать о какомъ-нибудь изъ его виденiй, на что тотъ ответилъ: "иесли ты желаешь иметь прекрасное и замечательное виденiе, то я укажу тебе на одно изъ нихъ: когда ты увидишь человека благочестиваго, скромнаго сердцемъ, чистаго, - вотъ прекраснейшее изъ виденiй: ты видишь Бога невидимаго въ этомъ видимомъ человеке. Не спрашивай другого виденiя, которое было бы предпочтительнее этого" ("Житiя святыхъ, изложенныя по руководству четьихъ-миней св. Димитрiя Ростовскаго", Москва, 1908 г.; "Житiе преп. Пахомiя Великаго", день пятнадцатый, месяцъ май).
Также и въ своемъ "Увещанiи" преп. Пахомiй говоритъ, что тотъ, кто ненавидитъ своего брата - язычникъ, ибо онъ не знаетъ Бога и не узнаётъ Его образа въ человеке, распространяя такимъ образомъ свою ненависть на Самого Христа.
3. Вместе съ темъ, преп. Пахомiй - не идеалистъ, смотрящiй на мiръ черезъ розовыя очки. Онъ осознаетъ угрозу обмiрщенiя, нависшую не только надъ христiанскимъ обществомъ, но и надъ самой Церковью. Уже тогда, на заре монашества, ему было ясно, что монастырская форма жизни всего лишь создаетъ наилучшiя условiя для желающихъ подвизаться, итогъ же подвижничества зависитъ не отъ внешней формы, а отъ внутренняго устроенiя и всежизненной духовной брани. Потому преп. Пахомiй призывалъ и предупреждалъ: "Будемъ постоянно въ духовной битве противъ самихъ себя. Храмы наполнены сварливыми и гневливыми людьми, въ монастырскiя общины проникло честолюбiе, нетъ пророковъ или мудрыхъ; кто понимаетъ это, пусть хранитъ безмолвiе, такъ какъ времена злыя" (Цитируется по: Амвросiй, iеродiаконъ, "Введенiе въ патристику", компьютерный наборъ, Свято-Троицкая семинарiя, Джорданвилль, б. г., "Поученiя преп. Пахомiя").

Преподобный Пахомiй Великiй
1. Место и время рожденiя: с. Шенебоскъ, Египетъ; ок. 292 г.
2. Место и родъ служенiя: Таввеннисiйская пустыня; авва монастырей.
3. Место и время кончины: египетская пустыня; ок. 348 г.
4. Характеръ сочиненiй: аскетико-дисциплинарный.
5. Церковное поминовенiе: 15/28 мая.

(продолжение >>)

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.