ОГЛАВЛЕНИЕ
· Цели
· История
· Путь исихастов (обновлено)
  - Чудеса св. Иоанна Максимовича
  - Аскетическая письменность
  - Встречи с муч. Иосифом Муньосом
  - Св.Серафим Соболев
· Аскетическое творчество (обновлено)
  - Аскетическая лира (3)
  - Монахиня Мария Скобцова
· Монастырская хроника (обновлено)
  - О том, который упал...
· Келейные записки (обновлено)
· Книжная лавка (обновлено)
· Ведущий журнала (обновлено)
· Архив (обновлено)
· Наши координаты

СТАТЬИ
Поэзия бронзового века

Памяти Черного сентября

О лжи во спасение

Рождество и современность

Духовная поэзия

Свет тишины (Духовная поэзия)

Почва (Духовная поэзия)

Via Patrum (Духовная поэзия)


О Пасхе, весне, родине и Джорданвилле

Джорданвилльский патерик, ч. 1 (в сокращении)

Джорданвилльский патерик, ч. 2 (в сокращении; полную версию читайте в сборнике "Святорусское откровение миру". См. "Книжную лавку")

Отец Серафим (Роуз) (в сокращении)

Рассказ-притча "Сияние"

ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки





   №4 (167) Декабрь, 2002

МОИ ВСТРЕЧИ С БРАТОМ ИОСИФОМ

Татьяна В. Филипьева

  
     
На иллюстрации:
Мученик Иосиф Муньос с автором воспоминаний около Монреальской Мироточивой иконы в Бразилии, в 1997 году. Один из последних снимков Иконы и Иосифа.


     
   От редакции

В 2002 году исполнилось 20 лет со дня явления величайшего чуда 20 века - Монреальской Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Икона Мироточила 15 лет и от нее исцелились тысячи человек. Когда пять лет назад, в 1997 году, сподобился мученического венца хранитель иконы, Иосиф Муньос, то икона сокрылась от нас. В настоящее время в Москве готовится к изданию фундаментальная книга про икону и брата Иосифа. Книга была подготовлена к изданию в Джорданвилле, по заказу и при участии Дома Иконы (Канада). Предлагаем вашему вниманию одно из свидетельств этой книги.


Первая встреча минутная

Живу я в Москве, но по роду своей деятельности много путешествовала по миру. Когда и от кого впервые я узнала о Мироточивой Иконе Иверской Божией Матери, я не припомню, но всякий раз, прилетая в Монреаль, я надеялась увидеть там Икону и приложиться к ней, как и я путешествующей по миру. В сентябре 1995 г., будучи в очередной командировке в Монреале, я, по обыкновению, позвонила отцу Сергию, настоятелю храма, и спросила, не будет ли какой службы. Он ответил, что будут читать акафист Матери Божией.
Когда вошла в храм, то чтение акафиста только что началось. Человек 15 стояли и по книжечкам читали и пели акафист, но тогда еще я не разбирала все слова, а про себя решила, что акафист служится перед иконой Владимирской Божией Матери. Сама встала в сторонке и погрузилась в молитву. Сердце мое открылось, душа размягчилась, и я заплакала обильными очищающими слезами покаяния. Это было настоящее духовное очищение. Плакала я так, что некоторые оборачивались, но, не зная меня, оставляли в покое, не мешая плакать и молиться.
По окончании акафиста стали прикладываться к иконе и ко кресту. Я подошла последней, но заплаканными глазами не видела самого образа Матери Божией, и, приложившись, остановилась рядом с аналоем. Люди почти все ушли, а я стою, почему, сама не знаю.
Вдруг из алтаря выходит мужчина в темной светской одежде. Помню, тогда я еще удивлялась, кто это из алтаря в светской одежде выходит (у нас в России я такого не видела). Он спрашиваетъ по-английски: "Это вы просили ватку с миром от Иконы Иверской Божией Матери?". Я говорю: "Я не просила, но я из Москвы, дайте мне, пожалуйста, ватку". Он мне дал, а я спрашиваю: "А где же сама-то Икона?" - "Так вот же она", - отвечает и указывает на Икону, лежащую на аналое. Вот уж воистину и имела глаза, да не видела. Как током меня пронзило, стала я класть земные поклоны и прикладываться ко святыне. А человек тот тихо исчез, и я о нем и забыла. Только спустя годы поняла, что это была моя первая встреча с хранителем мироточивой Иконы - братом Иосифом.

Вторая встреча длинною в две недели

Узнала я, что в г. Сан-Пауло (Бразилия) состоится восьмой Всезарубежный съезд русской православной молодежи и решила принять в нем участие с дочерью Анастасией и мужем Николаем. Устроители съезда, священники о. Георгий Петренко и о. Константин Бусыгин, сообщили, что все две недели съезда будет с нами Икона Иверской Божией Матери.
В аэропорту встретил нас о. Константин и привез к себе домой. Живет он с семьей при храме Св. Николая Чудотворца. Тут и произошла моя вторая встреча с братом Иосифом. А было это так. О. Константин сказал: "Сейчас сюда Икону принесут", - и ушел куда-то. Спустя пять минут мы увидели , что по дорожке к дому идет высокий человек в темной одежде и несет перед собой Икону Иверскую, а вслед за ним идет с молитвой о. Константин. Мы склонились пред Иконой, брат Иосиф (это был он) прошел в гостиную и положил бережно Икону на приготовленный в красном углу аналой. Все присутствовавшие по очереди подходили, делали земные поклоны и прикладывались к Иконе. Брат Иосиф был тут же, рядом, но по обыкновению, встал тихо и скромно где-то в углу и был незаметен. Матушка хлопотала, накрывая на стол здесь же в гостиной, вели тихий разговор о жизни в России, эта тема обычна при встрече русских за границей. Помолились перед Иконой и сели за трапезу. Брат Иосиф улыбался, был общителен и приветлив.
Съезд проходил в гостинице Terras Altas в живописном загородном местечке в горах, в 60 км от г. Сан-Пауло. Каждый день начинался и заканчивался молитвой перед двумя иконами - покровительницами съезда: мироточивой Иконой Иверской Матери Божией и иконой свят. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. И каждый день мы виделись и говорили с братом Иосифом, он всегда находился где-то рядом с Иконой, которую бережно хранил. Еще до начала съезда брат Иосиф дал согласие привезти Икону на съезд, но потом пришло сообщение, что приезд брата Иосифа откладывается. Организаторы подумали: "Неужели мы недостойны принять у себя такую святыню?". Однако, с Божией помощью брат Иосиф с Иконой благополучно прибыл в Сан-Пауло. Чудо мироточения, свидетелем которого брат Иосиф был 15 лет, происходило на глазах участников съезда ежедневно. Никто из участников и гостей съезда не остался без драгоценного кусочка ватки с чудодейственным миром из рук брата Иосифа.
А в одно утро брат Иосиф первым привлек наше внимание, и все мы стали свидетелями того, что покров на аналое под иконою весь пропитался за ночь миром. Так обильно оно истекало и благоухало. Люди с благоговением клали земные поклоны перед образом Пресвятой Богородицы, понимая это как знак особого благоволения Матери Божией ко всем нам, грешным и недостойным.
Вечерами читали и пели акафист перед Иконой Иверской Божией Матери. В небольшом зале места было немного, и люди стояли рядом друг с другом. Раскрыв книжечки с акафистом, все от мала до велика (были на съезде люди всех возрастов от детей до стариков) читали и пели вдохновенные слова, многие плакали. Атмосфера была особенная. Все, как один, в едином порыве, возносили молитвы к Матери Божией. Здесь не было, да и не могло быть, праздных, скучающих или безразличных людей. Я много бывала в монастырях и на больших праздниках, но не помню, где и когда еще так молились.
Как-то я оказалась рядом с братом Иосифом и невольно могла видеть его лицо во время чтения акафиста. Оно было спокойным и радостным, глаза были влажными от слез. Брат Иосиф был человеком эмоциональным, энергия от него исходила добрая и теплая. Стоять с ним рядом и молиться было легко и спокойно.
Доклады на съезде были интересными и полезными. Вокруг некоторых тем разворачивались дискуссии. В одной из таких дискуссий после доклада прот. Владимира Шленева (Аргентина) взял слово брат Иосиф. Речь шла о том, всегда ли нужно оставлять в тайне исповеданный грех, а может, чтобы бесы трепетали, обнародовать его и обнажить перед другими людьми, не называя имени согрешившаго, в назидание, дабы не повадно было никому впадать в такой грех. Мнения людей, громко и возбужденно говоривших, разделились, и тут вышел брат Иосиф. Он говорил по-испански. Как всегда, речь его была спокойна, голос бархатно-мягкий. Зал перестал волноваться, все затихли, внимая словам. На английский переводил иеродиакон Феофилакт (Джорданвилл). Брат Иосиф напомнил историю о том, как один монах согрешал блудом с женщиной в своей келье, а другие братья пожаловались настоятелю монастыря. Настоятель пришел в келью несчастного монаха, а тот спрятал женщину в бочку и сам уселся на нее. Мудрый настоятель не стал устраивать обыск, он просто, но строго и с любовью посоветовал монаху никогда больше не делать подобного, ибо это нехорошо и погибельно для души. Сам же, дабы успокоить братию, сказал всем, что никого в келье нет, что вышла ошибка. Так успокоились чувства братии, о грехе перестали судачить, а монах, пережив сильный стыд и страх, более не возвращался к тому греху. Получается, чтобы побороть грех, не стоит поднимать шум и устраивать судилище. Полезно бывает спокойно, иногда даже молча, но твердо и решительно противостоять бесовским искушениям. Такой урок из жизни святых отцов преподнес нам брат Иосиф.
Мечтал брат Иосиф привезти Икону в Россию. В один из дней подошел он ко мне и обратился с такими словами: "Скажите Владыке Митрополиту Виталию, что нужно, чтобы Икона Иверской Божией Матери приехала в Россию, что русские люди в России должны тоже быть свидетелями чуда мироточения, что это, мол, не опасно: в Болгарии Икона уже побывала, и все хорошо было, что Матерь Божия сама сохранит и свою Икону, и всех нас, что русским в России тоже надо дать возможность помолиться перед чудотворным образом. Я ответила, что постараюсь обязательно сказать владыке Митрополиту. Правда, случая такого мне не представилось. Священники и епископы из России обращались с просьбой привезти Икону в Россию, к сожалению, это так и не произошло. И все же в России простые прихожане, когда им даришь образ иконы Монреальской Иверской Матери Божией, принимают его с благоговением, они знают об этой Иконе. Теперь выпущены книги и видеофильмы, повествующие о мироточивой Иконе Иверской Божией Матери и о ее верном хранителе брате Иосифе.
Иногда в дни съезда можно было видеть брата Иосифа одного, молчаливо погруженного в свои мысли, наверное, в молитву, иногда же окруженным множеством людей. В моей памяти всплывает картинка: солнечный день, Иосиф с молодежью за круглым столом под большим зонтом от жаркого солнца оживленно беседуют. О чем он с ними говорил? На какие вопросы отвечал? Было видно, что им хорошо, что они понимают друг друга. Моя тогда 16-летняя дочь Анастасия вспоминает, что, кроме прочего, говорила с Иосифом о моде. Он сам поинтересовался ее вкусом. Настя сказала, что ей больше нравится европейский стиль в одежде, более строгий, сдержанный и элегантный. Брат Иосиф согласился и одобрил это мнение, сказав, что он разделяет вкус Насти в одежде.
Мне думается, что Иосиф не потому так говорил, что его особо интересовала мода или одежда, а потому, что умел брат Иосиф поддерживать разговор с молодежью на интересующие её темы, постепенно и ненавязчиво подводя к духовным вопросам.
При общении от брата Иосифа веяло спокойствием и умиротворением. Рукопожатие его и голос были мягкими, добрыми и теплыми. Он был человеком высокого роста, но умел так скромно держаться, словно его тут и нет. Я могла бы сравнить его с большим белым мягким облаком, которое видишь, но нельзя потрогать руками. Теперь я жалею, что не использовала каждую минуту, чтобы говорить с братом Иосифом. О, если бы тогда я понимала больше.

Встреча третья, неожиданная

Осень 1997 года. Я приехала в г. Афины (Греция) на три дня раньше начала Международного конгресса, для участия в котором я была послана по работе. Я не знала, что в эти самые дни в Афинах находился брат Иосиф. Пятницу, субботу и воскресенье я провела в греческом старостильном монастыре в Фили, а в эти дни убиенный брат Иосиф лежал бездыханный в одном из номеров гостиницы древнего города. Я много путешествовала по миру, но никогда не имела привычки звонить из-за границы домой. А на этот раз сотрудница нашего представительства Ирина уже довольно поздно вечером буквально настояла, чтобы я позвонила в Москву. Когда я услышала тревожный плач-возглас моей дочери Анастасии, то поняла, зачем мне надо было звонить. "Мама, - буквально вскричала дочь, - где ты в Афинах?! Где-то там убили брата Иосифа". Говорить мы не могли, мы плакали. И сейчас, спустя четыре года, я не могу вспоминать о тех событиях без слез. Видя мое потрясение и горькие слезы, мои спутники меня спросили: "Родственник умер?". "Нет, - сказала я, - не родственник". И больше говорить не могла. На следующее утро, за два часа до рейса в Москву, на такси я помчалась в русскую церковь, но там ничего не знали о случившемся, и в газетах я ничего не нашла. Всем сердцем и всею душой я почувствовала невыразимую словами скорбь утраты брата Иосифа, невосполнимую потерю. И мне казалось странным, что Афины этого не заметили, что мир продолжает спокойно жить, словно ничего не произошло. Только по приезде в Москву я узнала некоторые подробности несчастья. Так, даже в самые последние дни земной жизни брата Иосифа я оказалась недалеко от него, разделяя с ним пространство и время.
...А спустя год, раб Божий Владимир, который с 13-и лет заменил мне отца, сподобился преставиться ко Господу, 31 октрября - в один день с братом Иосифом. Что это - совпадение? Для меня - это запечатлелось в сердце и в памяти до конца моей жизни.

Встреча четвертая, которой нет конца

На отдание Пасхи 2002 года я прилетела в Вашингтон, где узнала, что сестра брата Иосифа Анджела приезжает из Майами, чтобы помолиться на могилке своего старшего брата Хосе (брата Иосифа). Ехать в Джорданвилль, где на русском кладбище покоится ее родной брат и наш брат во Христе, нам предстояло 7 часов в одной машине. Возможности познакомиться с Анджелой, поговорить с нею я несказанно обрадовалась. Встретились с Анджелой мы в доме протоиерея Виктора Потапова, обнялись, расцеловались, словно были родными или знали друг друга с детства. Вот так встреча! Карими глазами Анджелы на меня смотрел сам брат Иосиф, ее мягкие, теплые, бархатные руки напомнили мне его руки, взгляд, улыбка, интонации возрождали в памяти встречи с братом Иосифом. Хорошо, что Анджела оказалась очень живой, открытой, общительной и жизнерадостной и охотно поддерживала разговор, в этом тоже напоминая своего брата. Я рассказала Анджеле о моих встречах с ее братом, и вот что по пути в Джорданвилль она поведала мне. Хосе очень любил свою младшую сестру и много занимался ее воспитанием, приучал читать, покупал ей сначала детские книжки, потом более серьезные и трудные. Он буквально заставлял сестренку читать, и теперь Анджела очень благодарна брату за это. Хосе приобщал девочку к искусству, он покупал билеты в театр и водил ее на балет, оперу и спектакли. Она хорошо помнит эти первые детские впечатления от встречи с искусством.
Хосе учился в университете и там же учился рисовать. Анджела бережно хранит первый рисунок брата: написанные акварелью цветы. Хосе всегда любил путешествовать и отовсюду, где бы он ни был, брат привозил сестре ювелирные украшения: серьги, бусы. Однажды на Рождество Хосе привез из Индии удивительной красоты бусы из жемчуга и цветных каменьев. Долго лежали они у Анджелы - драгоценный подарок старшего любимого брата. А потом она решила украсить ими две деревянные шкатулки и сделала это так искусно, что получилась работа настоящего мастера - ювелира. А главное, те жемчужинки и цветные камешки, хранящие тепло рук и сердца Хосе, теперь получили новую жизнь в руках Анджелы. Воистину любовь и добро рождают красоту.
Анджела говорит, что Хосе уже с восьми лет любил ходить в церковь, то и дело по воскресеньям в церкви пропадал. У всех детей есть свои "сокровища", были они и у Хосе. А любил он собирать косточки-частицы мощей, хранил их в специальной коробке, выстланной внутри красной материей. Однажды, когда Хосе был в церкви, средний брат решил полюбопытствовать, все перетрогал и переложил коробку в другое место. Вернулся Хосе, и, хотя не был драчливым, на этот раз задал ему как следует, чтобы впредь неповадно было.
Одна из любимых с детства пословиц Анджелы: Al que buen arbol se arrima, buena sombra lo cobija. - Eсли к дереву близко подойдешь, то оно укроет тебя от лучей солнца.
Я сказала Анджеле, что мы тянемся к брату Иосифу как к тому дереву, чтобы он всех нас покрыл своей любовью. И еще пословицу сказала Анджела: "Arbol que nace torcido, nadie lo endereza" - "Если дерево начнет расти криво, его уже не выпрямить".
Важность своевременного правильного формирования мировоззрения молодых людей, их духовного развития хорошо понимал брат Иосиф, потому серьезно занимался с сестрой и умело общался с молодежью.
Приехали мы на кладбище, зажгли свечи. О. Владимир Бойков отслужил панихиду по-славянски и по-английски. Анджела плакала. Мы тихо сидели на белой скамейке. Анджела протянула мне свернутую салфетку и сказала: "Это Вам на память в Россию". Я развернула салфетку, в ней лежал фиолетовый цветок "анютины глазки". Она пояснила: "Это с могилки Хосе. Он очень любил эти цветы и засушивал их между страницами книг. У него много было таких цветов". Я была глубоко тронута этим подарком. На другой день при прощании сказала: "Мне очень дорого, что в России, где Хосе ни разу не был, его знают, помнят и почитают". Она просила передать всем людям в России благодарность, дружеские чувства и самые добрые пожелания. Анджела уехала.
...Я стою у красивого креста надъ могилой брата Иосифа на тихом кладбище Джорданилля. Летом, осенью, зимой, весной. И это тоже встречи. Да и нужно ли считать наши встречи, ибо в Боге мы всегда вместе.

Москва-Монреаль-Санъ-Пауло-Афины-Вашингтон-Джорданвилль-Москва, 2002 г.

  
СООБЩЕНИЯ
ПОДПИСКА
на ежемесячную интернет-рассылку новых номеров журнала:

подписаться
отписаться


ЗВУКОЗАПИСИ
"Последнее Воскресение" (MP3)

Святая Зарубежная Русь (МР3)

"Духовные песни" (МР3)



ПОСЕТИТЕ
Официальный сайт Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле

Официальный сайт русского церковного зарубежья

Сайт Свято-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле

Ссылки


Часть публикаций "Русского инока" сохраняет элементы дореволюционной орфографии.



Русскiй Инокъ (На главную)
Все права защищены и охраняются законом
Copyright © The Russian Inok (USA). All rights reserved.